Подмоченная репутация Золотова, зачищенная республика и смертельная коррупция
Самые резонансные скандалы ушедшего года
2018 год был богат на отставки и разоблачения — подозрения и обвинения в коррупции коснулись как федеральных и региональных чиновников, так и высокопоставленных силовиков. Но особняком в этом ряду стоят три истории, вызвавшие серьезное возмущение в обществе. Это масштабная антикоррупционная зачистка в Дагестане, результатом которой стали аресты самых ключевых региональных фигур, страшная трагедия в кемеровском торговом центре, после которой своих постов лишились губернатор Кузбасса и глава МЧС, а также яркое и драматичное противостояние руководителя ФБК Алексея Навального и главы Росгвардии Виктора Золотова. Предлагаем еще раз вспомнить, как развивались события.
Операция «Дагестан»
Дагестан всегда был неспокойным в плане коррупции регионом, этому способствовала удаленность от центра, обильные дотации из федерального бюджета и клановость вкупе с традиционными взглядами на власть как на источник дохода. Тем не менее, несмотря на всю серьезность проблемы, до последнего времени высокий уровень коррупции был менее приоритетным на фоне террористической угрозы и радикального исламизма, процветавшего на территории республики. Кремль сделал ставку в борьбе с терроризмом на Рамазана Абдулатипова, однако ставка не сыграла. В сентябре прошлого года президент отправил в отставку главу Дагестана, поставив вместо него варяга (впервые в новейшей истории республики), руководителя думской фракции «Единой России» Владимира Васильева.
Васильев новом месте почти сразу взял с места в карьер. Немного изучив обстановку, получив от местных чекистов компромат на членов региональных элит, Васильев при помощи прикомандированных столичных силовиков принялся за чистку, которую СМИ окрестили как «масштабную антикоррупционную кампанию». Первым пал мэр Махачкалы Муса Мусаев, которого бойцы ФСБ задержали на рабочем месте, сообщили, что он подозревается в земельных махинациях и увезли на допрос. За ним последовал главный архитектор города Магомедрасул Гитинов. Но руководством Махачкалы дело не ограничилось: Мусаева называли человеком врио премьер-министра республики Абдусамада Гамидова, и именно Гамидов стал следующей целью борцов с коррупцией. Перед этим в регионе сменили прокурора — им стал также варяг Денис Попов, а для комплексных проверок всех властных структур в Дагестан прислали большую сводную группу сотрудников центральных управлений Генпрокуратуры, МВД, Следственного комитета и ФСБ.
Самое громкое задержание дагестанской кампании произошло 5 февраля — силовики пришли с обысками к главе правительства Дагестана Абдусамаду Гамидову, вице-премьеру Шамилю Исаеву и министру экономики республики Раюдину Юсуфову. Следком растиражировал фотографии роскошных жилищ высокопоставленных чиновников — с наркотиками и золотыми пистолетами. В уголовном деле дагестанских чиновников, возбужденном по фактам многомиллионных хищений из бюджета, появилась формулировка об ОПГ с участием местных правоохранителей. К троим задержанным членам дагестанского правительства добавили экс-министра образования республики Шахабаса Шахова и весь коррупционный квартет заковали в наручники, после чего этапировали в Москву под конвоем ФСБ.
Скандальный инцидент позволил новому главе Дагестана беспрепятственно отправить в отставку действующее региональное правительство, а столичные силовики начали массово прочесывать все дагестанские ведомства, изымая нужные документы и попутно возбуждая уголовные дела. За короткий срок под следствие попали бывшие и действующие руководители нескольких районов и городов республики, местные силовики, а также чиновники министерств и региональных управлений федеральных органов власти. Всего за неделю правоохранители возбудили более 70 уголовных дел.
Из крупной «рыбы» в сети оперативников попали замначальника региональной таможни Араз Галимов, главный антимонопольщик республики Кубасай Кубасаев, экс-заместитель главы дагестанского УФСКН, глава бюро МСЭ Заира Агаева, начальник ОРЧ СБ МВД по Дагестану Магомед Хизриев и первый вице-премьер Дагестана Рамазан Алиев. В июле под следствие попал бывший министр здравоохранения Дагестана Танка Ибрагимов. Вслед за ним под арест отправили главу местного ФОМСа Магомеда Сулейманова. При этом из рук оперативников ускользнули министр строительства и ЖКХ Ибрагим Казибеков и глава регионального бюро МСЭ Магомед Махачев.
Финальным аккордом кампании стало уголовное дело против брата экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова — Раджаба Абдулатипова, который возглавлял один из комитетов в дагестанском парламенте. Его заподозрили в участии в преступном сообществе, которое промышляло оформлением поддельных справок об инвалидности за взятки.
СМИ и общество долго задавались вопросом, попадет ли под антикоррупционный каток сам экс-глава Дагестана, но этого так и не произошло: Рамазана Абдулатипова убрали подальше от следователей, назначив спецспредставителем России в Организации исламского сотрудничества в Саудовской Аравии.
Дуэль из-за капусты
В конце августа оппозиционер Алексей Навальный сообщил, что Фонд борьбы с коррупцией обнаружил резкое удорожание закупок продовольствия Росгвардией, для которой премьер-министр Дмитрий Медведев назначил единого поставщика. Если ранее Росгвардия закупала продукты и услуги по организации питания сотрудников у разных компаний, которые стремились конкурировать друг с другом и работали по вполне рыночным ценам, то с 2018 года цены на оптовые закупки продовольствия у поставщика-монополиста — крымского мясокомбината «Дружба народов» — выросли в разы.
В числе собственников мясокомбината ФБК через две аффилированные компании обнаружил бывшего подчиненного нынешнего главы Росгвардии Виктора Золотова. Далее Навальный проводит связь между подчиненным Золотова, самим Золотовым и Медведевым, делая вывод, что в схеме присутствует коррупционная составляющая. Пресс-служба Росгвардии попыталась оправдать рост цен некими издержками — транспортными расходами и сезонностью, но получилось плохо.
Тогда глава Росгвардии вызвал огонь на себя, уводя общественное внимание от роли Медведева в назначении единого поставщика. Золотов записал видеообращение к Навальному, вызвав его на дуэль и пообещав сделать из него отбивную на татами. Когда же политик предложил провести интеллектуальную дуэль в форме дебатов, чтобы Золотов попытался опровергнуть обвинения в коррупции в открытом эфире, то бывший охранник Путина от такой дуэли отказался. Тем временем Золотова самого начали вызывать на дуэли со всех уголков страны, выказывая доверие информации, изложенной в расследовании ФБК. А вот слова самого Золотова о неком таинственном бизнесе, благодаря которому он якобы нажил многомиллионное состояние еще до ухода на госслужбу, наоборот, не вызвали доверия ни у кого.
Действия Виктора Золотова вызвали недовольство президента России Владимира Путина, под данным источников, в Кремле всерьез рассматривали вопрос об отставке главы Росглвардии. Но Золотову все-таки удалось сохранить свой пост — свою роль сыграла его личная преданность главе государства.
Очередной удар по репутации Росгвардии и ее руководителя нанесла ФСБ. Оказалось, что ведомство Александра Бортникова давно собирало сведения о деятельности «Дружбы народов», и обнаружило серьезные нарушения, которые привели к растрате бюджетных средств.
К проверке этих сведений подключилась военная прокуратура, а антимонопольная служба возбудила дело против крымского поставщика Росгвардии. На этот раз ведомство не стало отрицать существование коррупционной составляющей во взаимодействиях с подозрительным поставщиком, однако постаралось замять тему.
Тем временем Золотов за «золотые закупки» своего ведомства получил антипремию года «Золотой ершик» и подал иск к Навальному с требованием о компенсации в размере миллиона рублей. Правда Люблинский суд Москвы оставил иск о защите чести и достоинства без движения, дав истцу срок для устранения недостатков.
Между тем, Навальный опубликовал новое расследование, в котором потребовал от Золотова вернуть в собственность государства непонятно как приватизированную дачу, где раньше жили семьи Анастаса Микояна, Феликса Дзержинского, Клима Ворошилова, Серго Орджоникидзе.
Глава Росгвардии, комментируя заявление оппозиционера, сказал, что его дача к даче Микояна отношения не имеет, а имущество же его семьи стало результатом успешного бизнеса. При этом Золотов признался, что его внук учится в Англии.
Яркой точкой в этой эпопее стало личное признание совладельца «Дружбы народов» в том, что он давно знаком с Золотовым и получение им выгодных госконтрактов — не просто случайность.
Кемеровская трагедия
25 марта в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» произошел пожар, который унес жизни более 60 человек, большая часть из которых — дети. Случившееся не только принесло горе в десятки кемеровких семей, но и заставило правительство наконец обратить пристальное время на то, что творится на подконтрольных МЧС пространствах.
Президент Владимир Путин сразу назвал произошедшее результатом чиновничьей халатности и потребовал наказать виновных. Для этого он отрядил в Кемерово председателя СКР Александра Бастрыкина. «Что у нас происходит, это ведь не боевые действия, не выброс метана на шахте неожиданный, люди пришли отдыхать, дети. Мы говорим о демографии и теряем столько людей из-за чего? Из-за преступной халатности, из-за разгильдяйства», — сказал президент перед тем как попросить Бастрыкина заняться этим делом.
Эксперты почти сразу сошлись в мнении, что причиной трагедии стало отсутствие должного пожарного надзора — из-за коррупции ли или нехватки ресурсов, неизвестно. Жители Кемерово обвинили во всем городские и областные власти, которые разрешили эксплуатацию опасного для жизни посетителей объекта. Стремясь спасти свой рейтинг, бывший глава Кузбасса отправил в отставку вице-губернатора, но это не помогло. Вскоре самому Аману Тулееву пришлось покинуть свой пост.
Между тем, в рамках возбужденного дела по трем статьям УК РФ, начались первые задержания и аресты. Сначала в СИЗО попала гендиректор компании, эксплуатирующей торговый центр, Надежда Судденок, затем — руководитель компании, занимавшейся обслуживанием противопожарных систем ТЦ Игорь Полозиненко и сотрудник ЧОП «Центр защиты» Сергей Антюшин, который, по данным следствия, после получения сигнала о пожаре отключил систему оповещения, и гендиректор компании «Кемеровский кондитерский комбинат» Юлия Богданова.
Затем следователи пришли в мэрию Кемерова, где выдавали разрешение на эксплуатацию «Зимней Вишни», и возбудили уголовное дело против начальника инспекции госстройнадзора Кемеровской области Танзилии Комковой — ее обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. Позднее была арестована заместитель Комковой Светлана Шенгерей, которая проверяла здание ТРЦ «Зимняя вишня» после реконструкции.
Кстати, на заседании суда по аресту Комковой были озвучены документы, согласно которым чиновница могла действовать в интересах своего сына, связанного с компанией-собственником ТЦ — «Кемеровский кондитерский комбинат».
Эта информация подтвердилась следственными действиями через несколько месяцев: в ноябре были возбуждены уголовные дела по коррупционным мотивам. В получении взятки обвинялись сама экс-глава инспекции госстройнадзора, ее сын Эдуард Комков, гендиректор компании, занимавшейся реконструкцией ТРЦ «Зимняя вишня», Никита Чередниченко. Взятку в размере 7 млн рублей, по данным следствия, дал руководитель компании-собственника торгового центра Вячеслав Вишневский — за бездействие и незаконные действия при реконструкции «Зимней вишни». Комков и Чередниченко была взяты под стражу, а Вишневский, проживающий в Испании, арестован заочно.
Также в рамках расследования дела о пожаре был арестован ряд сотрудников МЧС. В апреле Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о халатности в отношении начальника караула кемеровской пожарно-спасательной части № 2 Сергея Генина. По версии следствия, отец трёх погибших детей сообщил Генину о нахождении большой группы людей в кинозале на четвёртом этаже «Зимней вишни» и кратчайшем пути к нему. Генин эти сведения проигнорировал, что привело к гибели 37 человек.
В мае по обвинению в халатности были арестованы начальник Главного управления МЧС России по Кемеровской области Александр Мамонтов и руководитель управления надзорной деятельности Григорий Терентьев были арестованы по обвинению в халатности. Еще до ареста в СМИ появилась информация о том, что Мамонтов, официальная зарплата которого составляет 140 тыс. руб. в месяц, имеет в собственности земельный участок площадью 1,5 тысячи кв. метров, два дома общей стоимостью порядка 30 мн рублей квартиру и «Лэнд Крузер».
В ноябре СК предъявил Терентьеву новое обвинение — в мошенничестве при получении денежной компенсации. Мамонтов, помимо халатности, обвиняется в растрате, не связанной с пожаром.
Также по обвинению в халатности был отправлен в СИЗО начальник службы пожаротушения ФГКУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» Андрей Бурсин. По данным следствия, Бурсин не организовал управление силами и средствами пожарно-спасательного гарнизона на месте ЧП, из-за чего погибли люди.
В мае свою должность потерял глава МЧС Владимир Пучков, которого в СМИ обвиняли в развале ведомства. Министром стал бывший охранник Путина Евгений Зиничев. Зиничев сразу развил бурную деятельность, отменив несколько законов своего предшественника, и начав реструктуризацию органов ведомства.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Следственный комитет раскрыл дело бывших членов правительства Дагестана
- Следствие насчитало 1,3 млрд рублей ущерба по делу экс-главы правительства Дагестана
- Абдулатипов обвинил в своей отставке «московских покровителей» дагестанских коррупционеров
- Дальневосточную икру у Золотова возят из Крыма — почему-то дорого
- Помогите губернатору: как Тулеев собирал миллиарды с бизнеса
- Золотов готовится к дуэли с Навальным за счет госбюджета
- Для дачи Тулеева незаконно захватили 70 тыс. квадратных метров леса (ВИДЕО)