Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Денег нет, но есть Чайка: как прокуроры пополняют российский бюджет

Главные трофеи Генпрокуратуры в 2019 году

Свыше 12 млрд рублей — о конфискации имущества на такую сумму отчиталась Генпрокуратура. Среди обращенных в доход государства активов — транспорт, земля, жилые и нежилые помещения, покупку которых госслужащие не сумели подтвердить официальными доходами. От Александра Шестуна до Кирилла Черкалина, от подруг Дмитрия Захарченко до мачехи Леонида Макелова — в День работника надзорных органов ПАСМИ представляет обзор самых громких судебных исков о конфискации имущества за минувший год.

Десять пишем, два в уме

15 января официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной выступил с сенсационной новостью: у экс-главы Серпуховского района нашли имущество на 10 млрд рублей — больше, чем у легендарного полковника МВД Дмитрия Захарченко

«Как показала проверка, Шестун на настоящий момент фактически является владельцем более 676 объектов недвижимости в Серпуховском районе или почти полутора тысяч гектаров земли с рыночной стоимостью более 10 миллиардов рублей», — отметил Куренной, заявив, что прокуроры будут добиваться обращения данных активов в доход государства.

Адвокаты Шестуна заявили, что намерение конфисковать имущество незаконно, так как оно принадлежит третьим лицам. Прокомментировал заявление подчиненных Юрия Чайки и сам арестованный экс-чиновник. В письме из СИЗО он отметил, что вся земля в Серпуховском районе не может стоить 10 млрд рублей и назвал  действия Генпрокуратуры местью за “дело подмосковных прокуроров”.

Кстати, в сообщении на сайте СКР цифра 10 млрд не фигурировала. Там говорилось что «при проведении следственных действий получены доказательства фактического владения Шестуном, Криводубским и Самсоновым имуществом на сумму около 2,2 млрд руб. (по кадастровой стоимости), оформленного как на них, так и на членов их семей, родственников, иных аффилированных юридических и физических лиц».

Тем не менее, сообщая о том, что иск об обращении в доход государства имущества Шестуна и еще 35 соответчиков направлен в суд, Генпрокуратура вновь заявляла о рекордных 10 миллиардах.

Между тем, в решении Красногорского районного супа Подмосковья от 8 апреля 2019 года об удовлетворении иска Генпрокуратуры речь шла все-таки об объектах общей кадастровой стоимостью 2,18 млрд рублей.  Как пояснили адвокаты Александра Шестуна, рыночная стоимость этих объектов в суде установлена не была, хотя о проведении независимой экспертизы ходатайствовала защита экс-чиновника и его соответчиков. По мнению адвокатов, Генпрокуратура изначально возражала против проведения независимой оценки рыночной стоимости имущества, так как эта стоимость в несколько десятков раз ниже кадастровой.

Тем не менее, в ноябре ведомство Юрия Чайки отрапортовало, что подготовило новое исковое заявление к  Шестуну и 25 физическим и 20 юридическим лицам об обращении в доход государства 858 объектов недвижимости общей стоимостью свыше 1 млрд рублей. Среди этого имущества — 780 земельных участков в Серпуховском районе Московской области общей площадью свыше 3 млн кв. метров. 

Александра Шестуна обвиняют в мошенничестве, легализации денежных средств, полученных в результате совершения преступления, и незаконной предпринимательской деятельности. Ущерб государству от его деяний оценили в 62 млн рублей. Кроме того, бывшему чиновнику предъявлены обвинения в получении взяток на 9,9 млн рублей.

Миллиардер районного масштаба

В сентябре 2019 года Клинский городской суд удовлетворил требования прокуратуры, обратив в доход государства имущество бывшего главы Клинского района Подмосковья Александра Постриганя. Общая сумма конфискованного добра составила 9 млрд рублей.

Так, в перечень изъятого имущества вошли 1700 объектов недвижимости, четыре автомобиля и 5 млрд рублей в качестве денежного эквивалента за активы, которые ответчик уже успел спрятать через процедуру отчуждения.

В числе прочего, государство получило права на здание кинотеатра «Мир», лодочную станцию в парковой зоне, городской торговый центр, детскую поликлинику, котельные в Клинском районе, общественную баню, культурно-исторический объект «Торговые ряды Клина», рынок, производственные комплексы заводов с междугородними железнодорожными путями, два детских сада, базы отдыха, участки для строительства жилых домов, а также земли лесного фонда. Вся недвижимость была зарегистрирована либо на самого Александра Постриганя, либо на его родственников и других близких ему людей.

При таких огромных активах официальный доход Постриганя за последние 16 лет составил только 26 млн рублей. По данным правоохранителей, многочисленные здания и постройки чиновнику удалось заполучить через различные незаконные схемы по переводу государственной собственности в частную. В этом ему помогали родственники и другие подельники, часть из которых подтвердили, что являются фиктивными собственниками.

Самого Постриганя обвинили в превышении должностных полномочий, получении взятки в особо крупном размере и служебном подлоге, после чего на него завели второе уголовное дело — о мошенничестве, присвоении и растрате.

Валюта от чекиста

У бывшего начальника 2-го отдела управления «К» СЭБ ФСБ России Кирилла Черкалина Генпрокуратура отсудила деньги, недвижимость и предметы роскоши на сумму 6 млрд рублей. Иск Генпрокуратуры к полковнику-миллиардеру из ФСБ в ноябре 2019 года частично удовлетворил Головинский суд Москвы.

По конфискацию попали несколько квартир, два загородных дома, шесть земельных участков, а также $72,75 млн, €8,5 млн, £4 тыс. и 810 млн рублей,  которые нашли у бывшего чекиста и его семьи при обысках.

Суд оставил семье Черкалиных муниципальную квартиру стоимостью 15 млн рублей, в которой проживает сестра чекиста, но не принял во внимание просьбу родственников Черкалина оставить им три квартиры в Москве, дом на Рублевском шоссе и другое имущество. 

Незадолго до рассмотрения иска в суде Кирилл Черкалин заявил, что согласен добровольно расстаться с частью имущества, которое у него нашли силовики. Изначальная сумма иска Генпрокуратуры к нему составляла 6,3 млрд рублей — Черкалин был согласен отдать наличные и недвижимость на 6 млрд рублей. При этом совокупный легальный доход Черкалина и членов его семьи с 2005 по 2019 год составил не более 55 млн рублей.

Напомним, что полковника ФСБ Кирилла Черкалина обвинили в мошенничестве на 500 млн рублей, а также в получении крупных взяток на сумму $850 тысяч. Деньги чекист, по версии следствия, получал от крупных игроков в банковской сфере, которые платили за «крышу» и решение своих проблем с законом. Вместе с Черкалиным под следствие попали его бывший начальник Дмитрий Фролов и бывший коллега Андрей Васильев, которых также обвинили в мошенничестве. При обысках у Васильева и Фролова нашли примерно сопоставимые суммы — общая сумма изъятого, вместе с «кладом» Черкалина, составила порядка 12 млрд рублей.

Мачеха за пасынка

С бывшего главы республики Марий Эл Леонида Маркелова прокуроры взыскали имущества почти на 2,2 млрд рублей. Вместе с Маркеловым по иску прокуратуры отвечали его супруга, мачеха, а также их друзья. В список конфискованного имущества попали 16 автомобилей, 950 предметов роскоши, включая 25 золотых слитков, около 100 млн рублей и 122 объекта недвижимости, в том числе знаменитые «дворцы» в центре Йошкар-Олы.

В Генпрокуратуре заявили, что Маркелов, чтобы не декларировать недвижимость, автомобили и другое имущество, регистрировал их на родственников и друзей, а также подконтрольные юридические лица. Официальный доход Маркелова за 2000-2016 года составил 33 млн рублей, тогда как сумма нажитого им имущества превысила 2 млрд рублей.

В суде Маркелов заявил, что не имеет никакого отношения к имуществу других лиц, особенно к недвижимости, принадлежащей его мачехе, бизнесвумен Татьяне Маркеловой. За собой он признал только три квартиры и золотые наручные часы.

«Как мне можно приписать имущество юридических лиц, в которых я никогда не работал и никакого отношения к ним не имею, и которые строили свои объекты на кредиты? Это абсурд и нонсенс: моего сознания не хватает, чтобы охватить иск прокуратуры»,— сказал Маркелов.

Напомним, что бывшего главу Марий Эл судят за получение крупной взятки от учредителя фабрики «Акашевская» Николая Криваша. Сумма взятки составила 235 млн рублей — в обмен глава республики якобы оказывал бизнесмену покровительство, помогая с получением государственных субсидий.

Ищите у женщины

В апреле 2019 года Генпрокуратура отсудила у полковника МВД Дмитрия Захарченко 484 млн рублей в виде наличных денег, недвижимости и ценных бумаг, обнаруженных у нескольких женщин, тесно связанных с полицейским.

Никулинский суд удовлетворил почти все требования прокурора, отказавшись взыскивать с Захарченко только 320 тыс. долларов, которые он потратил на покупку ювелирных украшений. Отказ мотивирован тем, что следствие уже изъяло сами изделия.

Сами соответчики отрицали какую-либо причастность Дмитрия Захарченко к обнаруженным у них деньгам и имуществу, однако судья посчитал иначе, не найдя убедительными их доказательства о законности происхождения активов.

В начале года Гагаринский районный суд Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры, обратив в доход государства имущества на 380 млн рублей, которое принадлежало бывшему сотруднику ФСБ полковнику Дмитрию Сенину. Чекист находится в розыске по делу полковника-миллиардера Дмитрия Захарченко — считается, что офицеры вместе получали взятки от московского ресторатора Меди Дусса, которому обещали прикрытие по линии силовиков и отсутствие проблем с полицейскими проверками.

В иске о конфискации были указаны 28 объектов недвижимости (жилые дома, земельные участки, квартиры, машино-места), расположенные в Москве и Московской области, и пять дорогих автомобилей, зарегистрированных на Сенина и его близких.

В конце декабря стало известно, что Мосгорсуд решил вернуть Сенину и его супруге часть конфискованного имущества, а именно — квартиру и два автомобиля (Toyota Land Cruiser 200 и Lexus LX 570). Семейная пара сумела подтвердить, что приобрела это имущества на заработанные деньги. При этом ответчиков обязали заплатить государству 60 млн рублей в счет причиненного ущерба.

Ранее у Захарченко и его родственников уже конфисковали 13 квартир14 машиноместчетыре автомобиля и большие объемы наличности в рублях, долларах и евро на общую сумму почти 9 млрд рублей. Самого Захарченко при этом обвинили в получении четырех крупных взяток от разных бизнесменов, а летом 2019 года приговорили его к 13 годам колонии, позже сократив срок до 12,5 года колонии.

Конфискация без наказания

Летом минувшего года в Пермском крае у прокуратуры появились материальные претензии к бывшему руководителю Западно-Уральского управления Ростехнадзора Александру Кондалову, который ранее сам возглавлял региональный надзорный орган.

Под следствие он попал в 2017 году и с тех пор, уже более двух лет успешно скрывается от силовиков, находясь в международном розыске по делу о превышении полномочий. Известно, что бывший прокурор скрывается в Израиле, куда он сбежал сразу же после возбуждения против него уголовного дела.

В сентябре беглого чиновника заочно приговорили… к штрафу в 80 тысяч рублей и тут же амнистировали, освободив от наказания. Суд установил, что Кондалов исказил сведения об опасности объекта крупной нефтяной компании, что привело к снижению отчислений в бюджет на сумму около 100 млн рублей. Материальный интерес чиновника в искажении сведений доказан не был.

Попутно прокуроры требовали взыскать с бывшего коллеги роскошный загородный дом и найденные при обысках почти полмиллиарда рублей в виде наличных и банковских вкладов (общая сумма требований составила 527 млн рублей), однако суд согласился обратить в доход государства только 127 млн рублей, которые были изъяты в рамках расследования уголовного дела у родственников Кондалова.

Бюджетные планы

В декабре прошлого года во Владивостоке в суд поступил иск Генпрокуратуры к бывшему мэру города Игорю Пушкареву и его брату Андрею Пушкареву. Подчиненные Чайки заявили, что с экс-мэра нужно взыскать 3,2 млрд рублей. Основанием для иска послужили якобы выявленные правоохранителями факты картельного сговора бывшего главы города и подведомственного ему учреждения «Дороги Владивостока» с компаниями его брата — группы компаний «Востокцемент».

Для обеспечения иска суд уже наложил арест на имущество трех предприятий. Под арест попали активы связанных с семьей Пушкарева предприятий — АО «Владивостокский бутощебеночный завод», АО «Дробильно-сортировочный завод» и АО «Спасскцемент».

Напомним, что в апреле 2019 года Тверской суд Москвы 9 апреля признал Игоря Пушкарева виновным в коррупционных преступлениях и приговорил его к 15 годам колонии строгого режима, а также штрафу в размере 500 млн рублей. Суд вынес приговор и двум другим фигурантам дела: брат экс-мэра Андрей Пушкарев осужден условно на восемь лет с выплатой штрафа в размере 500 млн рублей, предприниматель Андрей Лушников получил 10 лет колонии строгого режима и штраф в размере 500 млн рублей. Игорь Пушкарев также стал подозреваемым в новом уголовном деле о злоупотреблении полномочиями.

В ноябре надзорным ведомством был подан иск к бывшему директору санатория ФССП в Краснодарском крае Александру Сафонову, которого уже судят за мошенничество со счетами за газ. В прокуратуре посчитали, что обвиняемый долгое время воровал на работе деньги, которые затем тратил для личного обогащения.

Так, при официальном доходе в 7,5 млн рублей за последние девять лет служащий приобрел имущества почти на 280 млн рублей. Один только автомобиль «Бентли Континенталь» стоимостью 13 млн рублей превышает всю сумму заработков Сафонова.

В список конфискуемого имущества попали несколько элитных автомобилей и почти полсотни различных объектов недвижимости. Все имущество было скрыто от контролирующих органов — Сафонов не указывал его в своих декларациях о доходах, а втихую произвел отчуждение недвижимости и личного автопарка в пользу родственников или доверенных лиц. Подтвердить законность владения такими богатствами Сафонов не смог.

Несбывшиеся миллиарды

Остается только рассказать о силовиках, чиновниках и депутатах, в адрес которых были высказаны подозрения в коррупции, но при этом их неизвестно каким путем нажитые состояния Генпрокуратуру не заинтересовали.

Например, Юрий Чайка и его ведомство отставили без внимания обращения Фонда борьбы с коррупцией и депутатов Мосгордумы, которые требовали проверить на коррупцию прокурора Москвы Дениса Попова. Перед этим ФБК обнаружил у родных Попова элитное имущество за границей, не вписывающееся в официальные доходы прокурора. Речь идет о недвижимости в Черногории, которая записана на бывшую жену московского прокурора Ирину Попову. По версии ФБК, супруги оформили фиктивный развод, чтобы спрятать от контролирующих органов свой дом в Черногории и квартиру в Испании. При этом Ирина Попова не могла официально заработать средства на покупку такой недвижимости, а свидетели за границей подтвердили, что сам Денис Попов регулярно пользуется домиком в Черногории. Кроме того, у матери прокурора Дениса Попова есть огромный особняк на Рублевке.

Также без наказания и конфискаций обошлось и в случае с бывшим вице-спикером Мосгордумы единороссом Андреем Метельским, которого заподозрили в незаконном занятии бизнесом во время его работы депутатом. Летом текущего года Фонд борьбы с коррупцией опубликовал расследование, в котором говорилось, что депутату Метельскому принадлежит большая бизнес-империя общей стоимостью свыше 6 млрд рублей. Формально практически все активы — гостиницы, особняки, офшоры, рестораны, автоцентры, строительные компании — записаны на престарелую мать Метельского и его сына-подростка. Еще одним владельцем активов Метельского стал его бывший коллега и помощник в Мосгордуме Петр Ивановский.Позднее еще шесть человек уличили Метельского в занятии бизнесом, однако он все равно вышел сухим из воды.

Без внимания оставили и заместителя мэра Москвы Наталью Сергунину, у которой ФБК Алексея Навального нашел имущество на 6,5 млрд рублей — пять особняков в центре столицы, 40% акций кинотеатра «Октябрь», помещением в жилом комплексе «Легенды Цветного» стоимостью 470 млн рублей и квартиру в жилом комплексе «Нескучный сад» за 68 млн рублей. Также отцу чиновницы принадлежит квартира за 215 млн рублей в башне «Город Столиц», а матери — пентхаус за 180 млн рублей. По данным ФБК, часть недвижимости была незаконно приобретена у городской администрации на неконкурентных торгах по заниженным ценам. Впрочем, в полиции никаких нарушений в действиях Сергуниной не нашли, а в прокуратуре и вовсе предложили дать чиновникам самим разбираться с их имуществом, перепоручив проверку материалов по Сергуниной другому заместителю мэра Москвы Александру Горбенко.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и правоохранителей — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале