Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Все лучшее — женам, или роскошные женщины скромных чиновников

Своим вторым половинам госслужащие чиновники доверяют квартиры, дома и прибыльный бизнес

В российской элите словосочетание «муж-кормилец», похоже, перестает быть актуальным.  Если верить целой серии журналистских расследований, все самое дорогое из имущества чиновников принадлежит не им, а их супругам.  Что за этим стоит — мужская забота, феминизация общества или попытки обойти антикоррупционное законодательство — остается только догадываться. Но  вопросы о происхождении нажитых в браке богатств возникают, и СМИ просят компетентные органы обратить на них внимание.

«Кате» от Чемезова

Расследование о бьющей рекорды по стоимости квартире главы «Ростеха» Сергея Чемезова опубликовал Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный. Формально квартира принадлежит супруге Чемезова Екатерине Игнатовой. Апартаменты расположены на двух этажах гостиницы Four Seasons Hotel, их окна выходят на Кремль, а суммарная площадь составляет 1434 м2.  Стоимость семейного гнезда борцы с коррупцией оценили в рекордные 5 млрд рублей.

Ранее самой роскошной квартирой российских чиновников считалась квартира гендиректора «Газпрома» Алексея Миллера площадью около 1400 м2, а до этого — пятиэтажная квартира главы «Роснефти» Игоря Сечина стоимостью 2 млрд рублей.

В своей декларации глава «Ростеха» по какой-то причине забыл указать эту недвижимость, а в отчетности Екатерины Игнатовой она замаскирована под два нежилых помещения площадью чуть более 700 кв. метров каждое.

Супруга главы «Ростеха»занимается бизнесом, так что чисто теоретически может купить себе квартиру, не отчитываясь ни перед кем. Правда, ее компания с говорящим названием «Кате», несмотря на заказы подконтрольных «Ростеху» структур и миллиардные бюджетные вливания, особых успехов не добилась. Так, отечественных автоматических коробок передач, которыми «Кате» обещала оснастить «Лады», российский автопром так и не дождался.

Похоже, единственная АКПП, которую изготовила фирма Игнатовой, была установлена на президентский автомобиль проекта «Кортеж». И это достижение было отмечено государственной наградой.

Губернатор-конспиратор

У главы Московской области Андрея Воробьева законной супруги нет, он овдовел, причем давно, около десяти лет назад. Тем не менее, Воробьев не скрывает, что живет с другой женщиной, воспитывает с ней общих детей, вот только в своих декларациях он супругу не указывает. Очень удобные неофициальные отношения, так как не нужно декларировать имущество, принадлежащее второй половине.

Как выяснил «Собеседник», подобная уловка позволила Воробьеву скрыть от общественности и контролирующих органов элитную квартиру в жилом комплексе Knightsbridge Private Park примерной стоимостью около 400 млн рублей. Жилье оформлено на спутницу Воробьева, президента благотворительного фонда «Исток» Екатерину Богдасарову.

Правда сама Богдасарова не имеет столь серьезных официальных доходов, чтобы позволить себе приобрести такую квартиру, — она не является ни чиновником высшего уровня, ни успешным бизнесменом. Более того, официальных доходов самого Воробьева за последние годы никак не хватает на покупку квартиры в сверхэлитном ЖК, где, например, глава «Почты России» Николай Подгузов выложил за «особняк Тюдоров» около миллиарда рублей, продав две квартиры и оформив ипотеку.

Ответ на загадку о происхождении средств на приобретение квартиры, возможно, стоит искать в «Истоке» — благотворительном фонде, которым руководит Богдасарова. Фонд был зарегистрирован сразу после назначения Воробьева главой Подмосковья, а его финансовая жизнь является тайной за семью печатями.

«Форбс» все спишет

Пресс-секретарю Владимира Путина Дмитрию Пескову с женой, конечно повезло. Татьяна Навка официально входит в список самых богатых женщин мира по версии журнала «Форбс». Она известная в прошлом фигуристка, а ныне — успешная бизнесвумен. Поэтому на расследование ФБК  о часах Пескова стоимостью 37 млн рублей чиновник смог гордо ответить: «Навка подарила!»

Правда, успешность бизнеса Татьяны Навки, по мнению журналистов, вызвана не только ее выдающимися деловыми качествами. Так, издание «Собеседник» писало о неявной господдержке придуманного Навкой ледового мюзикла «Руслан и Людмила».  По данным журналистов, столичный департамент труда и соцзащиты населения выложил 420 тысяч рублей за 325 билетов на премьерные показы шоу, а  Минобразования закупило 6850 билетов через один из столичных вузов, выложив 12 млн рублей.

А издание The Bell сообщало, что заключение сделки, в результате которой жена Пескова стала совладелицей крымской компании «Галит», совпало  с получением компанией крупного госконтракта на поставку соли для ГУП «Крымавтодор» стоимостью 25,9 млн рублей. Первоначальная стоимость контракта составляла 22,5 млн рублей, а фирма «Галит» была единственным участником тендера.

Между тем, выяснилось, что Татьяна Навка — женщина не только обеспеченная, но и экономная. Так, по данным центра «Досье», в октябре 2014 года Навка стала владелицей дома в одном из самых дорогих жилых комплексов России — поселке «Третья Охота», где расположен и дом президента Владимира Путина. Дом еще в 2012 году был выставлен на продажу за $15,6 млн, однако Навке его, согласно документам, продали всего за $7,1 млн.

Авторы расследования  предполагают, что такое значительное снижение цены может быть обусловлено неявными коррупционными связями. Они выяснили, что продавцом дома для Навки оказался бизнесмен Тимур Халдаров, которого СМИ связывают с олигархом Алишером Усмановым.

Подарок от тещи

Героями еще одной антикоррупционной публикации стали известный российский пропагандист Дмитрий Киселев и его жена Мария Киселева. Масштабы у телеведущего поскромнее, чем у высокопоставленных чиновников, однако схемы, реализуемые в сфере недвижимости, схожие.

Телеграм-канал Baza нашел у супруги телеведущего квартиру — небольшую, всего 60 кв. метров, но в хорошем месте — на Садово-Сухаревской улице в центре Москвы.

По данным Росреестра, квартиру стоимостью 20 млн рублей супруге Киселева подарила его теща-пенсионерка, которая раньше работала в «Газпроме».

Пожилая женщина купила квартиру в июне 2018 года и уже через месяц переписала ее на дочь по договору дарения. Дом, в котором находится квартира, был построен в 1940 году, туда заселяли сотрудников НКВД и артистов Большого театра.

Оптовые закупки

Региональные чиновники стараются не отставать от московских. Конечно, в провинции цены на недвижимость в разы ниже столичных, но там госслужащие берут количеством.

Так, в Курской области у одного из депутатов областной думы Игоря Астапова прокуратура обнаружила 27 квартир, зарегистрированных на его жену и благополучно «забытых» им при составлении своей декларации об имуществе.

Стоимость недвижимости народного избранника составила около 40 млн рублей. При этом годовой доход народного избранника составил 732 тыс. рублей, а его жены — 17 млн рублей. Прокуратура потребовала у облдумы лишить Астапова мандата за нарушение антикоррупционного законодательства, но депутаты прощаться с коллегой не захотели.

В конце прошлого года генпрокурор Юрий Чайка сообщил, что из Ространснадзора уволили чиновника, жена которого купила 66 автомобилей, хотя эта покупка не укладывалась в официальный семейный бюджет.

А в апреле 2018 года в редакцию ПАСМИ обратился эмигрировавший в Испанию гражданин России, который с удивлением обнаружил в заграничной стране целый портфель из объектов недвижимости, принадлежащей прокурору Тульской области (теперь уже бывшему) Александру Козлову и его жене, главе Клинского района Московской области Алене Сокольской. Естественно, свои испанские квартиры ни чиновница, ни прокурор в своих декларациях не указали.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале