Или Навальный, или никто: общество не видит усилий власти в борьбе с коррупцией
Силовики остались без голосов в опросе про эфективных антикоррупционеров
Обескураживающие, если не сказать пугающие результаты получило ПАСМИ в попытке выяснить, чьи усилия в борьбе с коррупцией читатели издания считают самым действенными. Несмотря на все наши публикации о задержаниях и приговорах взяточникам и расхитителям, почти половина респондентов заявила что эффективных антикоррупционеров в России просто нет. Сколько голосов получили президент России и руководители правоохранительных структур, и кто стал лидером рейтинга — читайте в материале ПАСМИ.
По имени Никто
Опрос “Кого вы считается самым эффективным антикоррупционером в России?” был опубликован 9 января. За две недели в нем приняли участие более 6,6 тыс. человек. Читателям предлагалось выбрать своего героя из небольшого и вполне объяснимого списка. Обо всех этих персонах мы пишем практически ежедневно. В список вошли президент России Владимир Путин — как самый главный инициатор антикоррупционных законов, а также руководители силовых ведомств: директор ФСБ Александр Бортников, генпрокурор (на тот момент) Юрий Чайка, председатель СКР Александр Бастрыкин, глава МВД Юрий Колокольцев.
Кроме тех, кто по долгу службы должен пресекать коррупционные нарушения, мы включили и самого яркого представителя общественности, работающего в этой сфере, — главу Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального.
Предоставили мы возможность принять участие в опросе и тем, кто не смог выбрать кандидата из предложенного перечня. И этой возможностью воспользовались почти половина респондентов — 47% наших пользователей проголосовали за антикоррупционера по имени “Никто”.
Скандалы без последствий
Усилия оппозиционера Навального положительно оценили 40% проголосовавших. По их мнению, именно основатель ФБК, который также придумал «РосПил» (предтеча проекта ОНФ «За честные закупки), достоин звания самого эффективного антикоррупционера России.
Очевидно, что свою роль сыграли громкие расследования Фонда прошлых лет — знаменитое «Он вам не Димон», в котором рассказывалось об элитной недвижимости, которой якобы пользуется и косвенно владеет бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев; фильм-расследование «Чайки», посвященный бизнесу сыновей бывшего генпрокурора Юрия Чайки, который они построили не самыми честными и прозрачными способами. Громко заявил о себе ФБК и в прошлом году, среди прочего опубликовав целую серию расследований о московских коррупционерах и рассказ про флотилию бизнес-джетов, которые улетели из собственности госбанка ВТБ.
При этом проголосовавших за Навального не смущает, что его публикации не влекут за собой никакой реакции правоохранителей. Так, в Генпрокуратуре России посчитали, что зарубежная недвижимость прокурора Москвы Дениса Попова, о которой сообщал Фонд борьбы с коррупцией, не является поводом для каких-либо санкций. Не отреагировали прокуроры и на расследование о бывшем депутате Мосгордумы Андрее Метельском, у которого ФБК нашел шестимиллиардную бизнес-империю.
Несбывшиеся ожидания
На долю президента Владимира Путина пришлось только 8% респондентов. Глава государства регулярно произносит громкие речи о необходимости борьбы с коррупцией, утверждает национальные план противодействия коррупции, но каких-то конкретных действий — например в виде президентских законопроектов, в последнее время было немного. Самая свежая серьезная инициатива в этой сфере — пакет антикоррупционных законов от 2018 года.
Возможно на результат опроса повлияло то, что глава государства не затронул тему коррупции в своем послании Федеральному собранию, хотя перед выступлением Путина в сети активно анонсировались инициативы в этом направлении. Телеграм-каналы писали о планах ужесточения наказания для взяточников, а также о создании Антикоррупционного фонда, который должен был заниматься общественным расследованием фактов коррупции, чтобы перехватить повестку у ФБК. Но ничего подобного в речи Путина не прозвучало.
Подвели свои
Чуть больше 1% голосов набрал по итогам опроса директор ФСБ Александр Бортников. И это на фоне того, что сотрудники органов безопасности прошлом году неплохо потрудились: по материалам спецслужб и при их непосредственном участии был проведен целый ряд громких задержаний, в частности, сенатора Рауфа Арашукова и экс-министра Михаила Абызова.
Правда были у чекистов и не менее громкие провалы, самый резонансный из которых — дело против главы «банковского» отдела управления «К» ФСБ России Кирилла Черкалина и двух бывших сотрудников этой структуры — Дмитрия Фролова и Андрея Васильева. Как выяснилось, полковники ФСБ «крышевали» банки, которые занимались обналичиванием, отмыванием и выводом средств за рубеж.
Не могло не повлиять на репутацию Бортникова и всей его службы история замглавы Росалкоголя Ирины Голосной. Разработка ФСБ привела к задержанию высокопоставленной чиновницы по подозрению в злоупотреблении полномочиями, суд отправил ее под арест, а через пару часов дело было прекращено.
Однопроцентные соперники
Примерно такой же результат — чуть больше 1% голосов — набрали председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, и теперь уже бывший генпрокурор Юрий Чайка.
Главный следователь и бывший генеральный прокурор регулярно отчитываются в цифрах о борьбе с коррупцией, количестве уголовных дел и осужденных, однако по ним, как и по Бортникову, бьют их же подчиненные, которых арестовывают за взятки, мошенничество, вымогательство и хищения. И надо сказать, что коррупционных нарушений как среди следователей, так и среди прокуроров было немало.
При этом общество не оценило достижения Юрия Чайки в пополнении российской казны, а ведь прокурорам в 2019 году удалось конфисковать у коррупционеров целых 12 млрд рублей. Судя по всему, не впечатлило это и высшее руководство России — 20 января Юрий Чайка был отправлен в отставку. Правда, Владимир Путин поблагодарил его за успехи в борьбе с коррупцией и назначил своим полпредом в Северо-Кавказском федеральном округе, а там есть где приложить силы в этом направлении.
Не сошлись во мнениях
В отличие от Юрия Чайки, Владимир Колокольцев свой пост сохранил — он остается главой МВД в новом правительстве. Вероятно, президент счел, что министр справляется со своими обязанностям.
Между тем, участники опроса имеют другое мнение: эффективным антикоррупционером Колокольцева назвали менее 1% респондентов. В этом есть резон: осенью, пытаясь оценить деятельность внутренних органов в борьбе с коррупцией, мы выяснили, что по материалам МВД не было возбуждено ни одного дела в отношении чиновников федерального уровня.
Зато были возбуждены дела против самих полицейских, в том числе дела весьма громкие. Так, на прошлой неделе силовики задержали главу МВД республики Коми Виктора Половникова, заподозрив его в получении взятки в 25 млн рублей.
Также сильным ударом по главе МВД стало уголовное дело журналиста Ивана Голунова, которого сотрудники полиции задержали летом прошлого года, при этом подбросив ему наркотики. Колокольцеву пришлось лично объявлять о закрытии «дела Голунова» из-за отсутствия каких-либо улик против журналиста, а также просить президента об увольнении нескольких высокопоставленных полицейских.
Если у вас есть информация о коррупционных преступлениях чиновников и силовиков — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Глас народа: Навальный обогнал Шойгу в рейтинге доверия россиян
- Путин или Навальный, Бортников или Чайка — выбираем антикоррупционера года
- Опять двойка: общество не оценило антикоррупционных усилий Путина
- Реформа ФСБ — все ждут, никто не верит
- Репутацию Шойгу подкосила коррупция в Минобороны
- Бортников обыграл Бастрыкина, Колокольцева и Чайку