Следователи под следствием: коррупционные схемы в ведомстве Бастрыкина
Непраздничная статистика взяток в СКР
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
15 января свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Следственного комитета России. Это один из главных органов, призванных бороться с проявлениями коррупции у чиновников, правоохранителей, прокуроров и судей, и, судя по статистике возбужденных и дошедших до суда уголовных дел, подчиненные Александра Бастрыкина не сидят сложа руки. Впрочем, иногда следователи превращаются в подследственных, подсудимых и осужденных. За взятки от пары сотен тысяч до нескольких миллионов рублей и элитных авто некоторые правоохранители готовы не возбуждать дело или развалить его, привлечь к уголовной ответственности заведомо невиновного или под угрозой преследования заставить поделиться активами. О самых громких задержаниях и приговорах по делам против сотрудников Следственного комитета минувшего года — в подборке ПАСМИ.
Непримиримая борьба
9 декабря — в Международный день борьбы с коррупцией — председатель СКР Александр Бастрыкин отчитался в интервью “Российской газете и “Интерфаксу” об успехах ведомства в борьбе со взяточниками и расхитителями. По его словам, за первые три квартала 2021 года в следственные органы СК поступило более 23,6 тыс. сообщений о коррупции. На их основании было возбуждено почти 17,6 тыс. уголовных дел, что на 15% больше, чем годом ранее. 7,4 тыс. уголовных дел с коррупционным составом (на 10% больше, чем в 2020) в отношении 8 тыс. 175 человек уже направлены в суд. При этом каждое четвертое дело касалось дачи взятки, 16% — получения взятки, 15% — мошенничества, 7% — присвоения или растраты.
Рассказал Бастрыкин и о статистике уголовного преследования спецсубъектов: по его словам, за 9 месяцев 2021 в суд были направлены дела в отношении 331 лица с особым правовым статусом, за тот же период прошлого года — 338. Среди привлеченных к уголовной ответственности — 19 прокурорских работников, 18 следователей и руководителей органов предварительного следствия в системе МВД России, 11 следователей и руководителей следственных органов СКР.
Межведомственные взятки
К озвученным Александром Бастрыкиным данным о коррупции в СКР можно прибавить уголовные дела, которые были возбуждены в минувшем году и до суда еще не дошли. Так в апреле 2021 сотрудники ФСБ задержали следователя следственного отдела по Заводскому району Саратова Артура Давыдова с поличным при получении 500 тыс. рублей от сотрудников регионального УФСИН. По версии следствия, это был первый транш взятки в 1 млн рублей, которую следователь потребовал за отказ в возбуждении уголовного дела о халатности в связи со смертью заключенного. Суд отправил правоохранителя в СИЗО, а в декабре ему было предъявлено окончательное обвинение в вымогательстве взятки в крупном размере и провокации взятки. Сам следователь вину не признает — по версии Давыдова, деньги предназначались не ему, а прокурору Красноармейского района Максиму Ваганову и эксперту в Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Коррупционер-разоблачитель
В мае Басманный райсуд Москвы заключил под стражу бывшего следователя Дмитрия Николаева. Его задержали в Волгограде и этапировали в столицу, где предъявили обвинение в получение двух взяток в особо крупном размере. О сумме взяток и фабуле обвинения не сообщается. При этом известно, что Николаев уволился из следственных органов Волгоградской области после публикации видеообращения к Александру Бастрыкину, в котором он заявил, что сфальсифицировал уголовное дело против бывших депутатов городской думы Волгограда по указанию экс-главы регионального СУ СКР Михаила Музраева. Самого Музраева, напомним, сейчас судят по делу о поджоге дома губернатора.
Сейф с миллионами
В октябре при попытке скрыться был задержан следователь-криминалист управления СК по Татарстану подполковник Марат Шакиров. Вахитовский райсуд Казани принял решение заключить его под арест. По версии следствия, Шакиров организовал кражу сейфа из кабинета зам начальника 4-го отдела по расследованию особо важных дел. Были похищены 14,6 млн рублей, изъятые при обыске у бизнесмена, и материалы уголовного дела, которое готовили к передаче в центральный аппарат СКР.
С поличным на мелочи
В конце ноября Советский районный суд Рязани заключил под домашний арест руководителя Касимовского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Рязанской области Александра Федина. Его обвинили в покушении на мошенничество с использованием служебного положения. По неофициальным данным, Федин был задержан сотрудниками регионального УФСБ при получении 160 тыс. рублей. Информации о том, от кого и за что следователь получил незаконное вознаграждение, нет.
Налоговая льгота
В начале декабря в СИЗО попал руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел управления СКР по Томской области полковник Сергей Арефьев. Решение об избрании меры пресечения принял Басманный суд Москвы. В столицу Арефьев был этапирован после задержания при получении взятки, уголовное дело возбудил первый заместитель председателя СКР Эдуард Кабурнеев. По версии следствия, Арефьев за незаконное вознаграждение, размер которого не сообщается, обещал закрыть уголовное дело о неуплате налогов, которое находилось в производстве его подчиненного.
Авто от бизнесвумен
А в середине декабря все тот же Басманный суд отправил под арест следователя СКР Юрия Носова и совладелицу банка БКФ и компании «Русский продукт» Ольгу Миримскую. Им вменили соотвественно получение и дачу взятки в особо крупном размере. По версии следствия, Носов вел дело о похищении ребенка, в котором Миримская имела статус потерпевшей, и сфальсифицировал материалы за незаконное вознаграждение в виде двух автомобилей Mitsubishi Outlander и Honda CRV.
Кузбасская аномалия
Ряд громких коррупционных дел в отношении подчиненных Александра Бастрыкина завершился в 2021 году приговорами. Среди осужденных — даже бывшие руководители региональных следственных управлений СКР.
Незадолго до нового года Центральный райсуд Кемерова приговорил к 10 годам колонии строгого режима бывшего начальника СУ СКР Кемеровской области Сергея Калинкина. Его признали виновным в вымогательстве, превышении должностных полномочий и получении взятки. По этому делу также проходили два бывших вице-губернаторы Кузбасса — Алексей Иванов и Александр Данильченко. Они получили 5,5 и 6 лет колонии общего режима по обвинению в вымогательстве. Как установили следствие и суд, следователь и чиновники, угрожая уголовным преследованием, заставили бенефициара угольного разреза “Инской” переписать на сооснователя холдинга «Сибуглемет» Александра Щукина 513 акций предприятия, дающих право на активы, оцениваемые в 2,79 млрд рублей. За эту услугу Щукин передал Калинкину в качестве взятки два BMW X5 общей стоимостью в 10,8 млн рублей.
Чуть ранее был осужден Павел Муллин — преемник Калинкина на посту главы кузбасского СУ СКР. Правда, он получил условный срок — 1 год. Полковника Муллина, исполнявшего обязанности руководителя следственного управления после ареста предшественника, признали виновным в превышении должностных полномочий — он якобы противодействовал расследованию незаконного оборота боеприпасов, выявленного полицейскими.
Тандем с прокурором
На долгий срок по делу о коррупции в колонию отправился бывший замглавы управления СКР по Свердловской области Михаил Бусылко. В августе Ленинский райсуд Екатеринбурга приговорил его к 8,5 годам колонии строгого режима по делу о получении взятки. Подельник Бусылко — бывший зампрокурора региона Дмитрий Чуличков — получил 9 лет лишения свободы, выступавший посредником адвокат Владислав Вострецов — 9,5 лет. По данным правоохранителей, следователь и прокурор получили от владельца «Металлургического завода имени Бардина» Виталия Трухина 4 млн рублей за возобновление уголовного дела в отношении бывшего партнера бизнесмена.
Вещдоки дешево
Высокопоставленный сотрудник ГСУ СКР по Московской области также получил суровое наказание за взятку, правда сумма незаконного вознаграждения оказалась не в пример меньше. Бывший замначальника управления по расследованию особо важных дел регионального главка Алексей Тимошин за 200 тыс. рублей способствовал передаче бизнесмену партии автомобильных шин стоимостью 157 млн рублей, которая хранилась в полиции в качестве вещдока. Деньги он разделил с замначальника ногинского отдела СКР Дмитрием Лисаниным и подчиненным ему следователем Николаем Царевым, которые также принимали участие в афере. В июне Ногинский горсуд Московской области приговорил Тимошина к 7 годам колонии строгого режима, Лисанину назначили штрафу в размере 2 млн рублей и освободили от его уплаты. Царев, который заключил досудебное соглашение и дал признательные показания, ранее был приговорен к 4 годам колонии.
Проиграл в рулетку
6 лет лишения свободы получил экс-руководитель Заельцовского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Новосибирской области Юрий Лущенков. Также ему назначили штраф в размере 2,5 млн рублей и лишили звания полковника. За взятку в 1,5 млн рублей следователь предоставлял адвокатам фигурантов дела об организации подпольного казино копии материалов, включая результаты экспертиз и показания свидетелей. Лущенков и адвокаты были задержаны сотрудниками ФСБ два года назад с поличным при передаче денег.
Следствие наоборот
Бывший и.о. руководителя Павловского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Воронежской области Руслан Болотских позарился на втрое меньшую сумму — за 500 тыс. рублей он пообещал адвокату развалить уголовное дело в отношении его подзащитного и предотвратить возбуждение дел по аналогичным эпизодам. Следователя и адвоката чекисты взяли при передаче первого транша взятки в 250 тыс. рублей. В октябре Богучарский райсуд приговорил Болотских к 3 годам колонии строгого режима.
Букет преступлений
Экс-глава следственного отдела СКР по городу Набережные Челны Камиль Халиев отделался условкой, хотя ему вменяли четыре статьи УК. В ноябре Октябрьский районный суд Кирова признал полковника и его подчиненных виновными в злоупотреблении должностными полномочиями, привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконном освобождении от уголовной ответственности и халатности. Халиев, его заместитель майор Ильдар Шакиров и следователь Екатерина Перепеченова получили по 3 года условно. По версии следствия, они вывели из-под ответственности предпринимателя по делу о гибели рабочих на стройке, а уголовное дело возбудили в отношении не имеющего отношения к этому объекту лица. Кроме того, сотрудники СКР проявили халатное отношение к уголовному делу об изнасиловании несовершеннолетней гражданином Турции. В результате производство было прекращено, а подозреваемый скрылся за пределами РФ.
Удивить Бастрыкина
Бывший старший следователь управления СКР по Санкт-Петербургу и Ленобласти Николай Воробьев и вовсе остался без наказания. Изначально его обвиняли в краже наркотиков и мошенничестве. По версии следствия, Воробьев похитил из здания ФСКН 11 кг кокаина, заменив его смесью из лекарственных средств. Второй эпизод связан с получением компенсации за аренду жилья — следователь якобы необоснованно получал примерно по 20 тыс. рублей в месяц, общая сумма ущерба бюджета составила 645 тыс. рублей. В итоге Санкт-Петербургский горсуд счел, что к краже наркотиков правоохранитель не причастен, а за мошенничество ему дали 3,5 года колонии и отпустили в зале суда, так как это наказание Воробьев уже отбыл в СИЗО.
Кстати, оправдательным приговором заинтересовался Александр Бастрыкин. Председатель СКР поручил первому замглавы петербургского управления ведомства Марине Партасаевой доложить о том, какие доказательства были представлены в суд. Параллельно глава Следственного комитета организовал служебную проверку в подразделении, где осуществлялось расследование.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников СКР — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале