Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

От Москвы до Якутии, от авто до квартир: на чем погорели подчиненные Краснова и Бастрыкина

Коррупционные схемы прокуроров и следователей 2021 года

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Уникальное дело завершилось суровым приговором накануне: в коррупционной схеме на 2 млн рублей оказались замешаны сразу и замглавы управления СКР по Свердловской области, и заместитель прокурора региона. Такая правоохранительная связка — редкость, да и вообще подчиненных Игоря Краснова и Александра Бастрыкина на взятках ловят не так часто, как, к примеру, полицейских. О суммах прокурорских и следовательских незаконных вознаграждений и о том, какие сроки они получают за коррупцию — в обзоре ПАСМИ. 

Уральский тандем

9 августа дошло до приговора громкое коррупционное дело, фигурантами которого стали высокопоставленные следователь и прокурор. Ленинский суд Екатеринбурга признал виновными во взяточничестве бывшего первого заместителя СУ СКР Свердловской области Михаила Бусылко, экс-зампрокурора региона Дмитрия Чуличкова и адвоката Владислава Вострецова.

Адвокат был задержан сотрудниками ФСБ 28 ноября 2019 года при получении последнего транша из взятки в 1,8 млн рублей от своего доверителя — бизнесмена Виталия Трухина. Полковник Бусылко — на следующий день. Позднее фигурантом дела стал и Чуличков. После задержания Бусылко и Вострецов находились под домашним арестом, но в апреле 2020 были отпущены под запрет определенных действий. 

Как доказали следствие и суд, Вострецов предложил Трухину за 4 млн рублей добиться возобновления расследования уголовного дела против гендиректора АО «Металлургический завод имени Бардина» Александра Пядышева о хищении активов предприятия. Бизнесмен проходил по этому делу потерпевшим, но производство было прекращено.

При этом 2 млн рублей адвокат намеревался взять себе, а остальное — за вычетом комиссии в 200 тыс. передать правоохранителям. Почти миллион предназначался замглавы следственного управления, к которому обратился Вострецов, остальное — заместителю прокурора, которого привлек к схеме Бусылко. В итоге 26 сентября 2019 года Чуличков подписал постановление о возобновлении уголовного дела, и сразу после этого частями начали передаваться взятки. 

В ходе следствия Бусылко и Вострецов признали вину и дали показания на подельников, но в суде от этих показаний отказались, попросив прощения за оговор. Гособвинение просило для бывших следователя и прокурора по 11 лет колонии, а для адвоката — 12 лет. В итоге Бусылко получил 8,5 лет колонии строго режима, Чуличков — 9 лет, Вострецов — 9,5 лет лишения свободы.

Шины, золото и деньги

Столь же серьезный срок — 9 лет колонии строгого режима — в конце июля получил коллега Михаила Бусылко из СУ СКР по Ставропольскому краю. Экс-заместителя руководителя следственного отдела по Пятигорску Дениса Пасышина суд признал виновным в получении взяток на общую сумму более 7,5 млн рублей. Подполковник юстиции вымогал деньги у местных жителей и предпринимателей за освобождение от уголовной ответственности и в марте 2017 был взят с поличным сотрудниками ФСБ.

Гораздо скромнее оказался следователь из Забайкалья Баир Балданов. Бывший замруководителя Шилкинского межрайонного следственного отдела получил 150 тыс. рублей от обвиняемого по уголовному делу о коррупции. За эти деньги правоохранитель обещал изъять из материалов дела протоколы, изобличающие взяткодателя. В итоге 14 июля Железнодорожный райсуд Читы приговорил следователя к 4 годам и 2 месяцам лишения свободы.

А бывшего следователя Верхоянского межтерриториального следственного отдела СУ СКР по Якутии суд отправлять в колонию не стал. Игорь Скоков был признан виновным в присвоении изъятых в ходе обыска денег и ювелирных украшений на общую сумму более 900 тыс. рублей. Суд учел, что правоохранитель написал явку с повинной и активно сотрудничал со следствием и приговорил его к 5 годам условно. 

В середине июня приговором закончился коррупционный скандал в ГСУ СКР по Московской области. Силовики за взятку в 200 тыс. рублей отдали бизнесмену крупную партию автомобильных шин стоимостью 157 млн рублей, которая хранилась на складе вещдоков. Ногинский горсуд Московской области приговорил экс-замначальника управления по расследованию особо важных дел Алексея Тимошина к 7 годам колонии строгого режима, а бывший и.о. начальника ногинского следственного отдела СКР Дмитрий Лисанин получил штраф в 2 млн, но был освобожден от его уплаты. 

В марте Бабушкинский райсуд назначил бывшему следователю по особо важным делам СУ СК по СВАО Москвы Эмилю Кадырову 5 лет строгого режима за взятку в 4,3 млн рублей. В начале прошлого года правоохранителя задержали с поличным сотрудники ФСБ. По версии следствия, за незаконное вознаграждение он обещал не привлекать к ответственности фигуранта уголовного дела о мошенничестве.

Бесплатное жилье и БМВ

Немного приговоров было вынесено в текущем году по коррупционным делам в отношении сотрудников надзора. Так, 15 июня Стерлитамакский горсуд Башкортостана признал виновным в мошенничестве бывшего прокурора города Ильшата Сайфуллина. Ради получения квартиры по договору социального найма прокурор продал свое жилье и прикинулся нуждающимся. Суд учел наличие на иждивении у экс-прокурора несовершеннолетних детей и пожилой мамы и приговорил его к 4 годам лишения свободы условно. 

Также условный срок — 8 летполучил бывший прокурор Пролетарского района Ростовской области Сергей Калитвинцев. В апреле суд признал его виновным в получении взятки в особо крупном размере. В ходе судебных заседаний было установлено, что в мае прошлого года Калитвинцев через посредника получил 1,1 млн рублей. Взамен бывший прокурор обещал не принимать мер реагирования по материалам процессуальной проверки. 

А бывший заместитель прокурора Нижегородской области Дмитрий Жиделев отправился в колонию строгого режима на долгие 12 лет. В марте суд признал его виновным в получении взятки в особо крупном размере. По версии следствия, преступление он совершил, будучи прокурором города Дзержинска. Сотрудник надзора получил от местного бизнесмена взятку в виде двух автомобилей — RangeRover и BMW Х3 стоимостью свыше 6 млн рублей. За это Жиделев оказывал взяткодателю различные услуги — от организации уголовного преследования контрагентов, до поиска силами полиции дорогостоящего телефона и освобождения от ответственности за попытку изнасилования. 

Прайс на отказную 

Впрочем, гораздо больше подчиненных Александра Бастрыкина и Игоря Краснова были уличены в коррупции в текущем году, но пока находятся под следствием. Так, 31 июля Самарский районный суд арестовал прокурора города Сызрани Вадима Федорина по делу о взятке. Сотрудники ФСБ задержали Федорина при получении от посредника 600 тыс. рублей — первого транша из 3 млн рублей за непривлечение к уголовной ответственности. 

27 мая Басманный райсуд Москвы заключил под стражу бывшего сотрудника следственного управления СКР по Волгоградской области Дмитрия Николаева. Ему предъявлено обвинение в получении двух взяток в особо крупном размере.

В конце апреля Волжский районный суд Саратова отправил под арест следователя СО по Заводскому району Артура Давыдова. Чекисты взяли его с поличным при получении взятки в 500 тыс. рублей. По версии следствия, Давыдов потребовал 1 млн рублей от четырех сотрудников УФСИН, взамен пообещав вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о халатности.

Похожую услугу взяткодателю обещал оказать бывший заместитель прокурора Успенского района Краснодарского края Александр Деев, правда всего за 200 тыс. рублей. Его также задержали с поличным при получении денег от главы местного МУП “Успенский водоканал”. 

Бывшего старшего помощника прокурора Алушты поймали в апреле при передаче 130 тыс. рублей от граждан Украины. За эти деньги помощник прокурора предоставил им подложные справки для въезда на территорию Крыма. Итогом стало уголовное дело по мошенничестве и организации незаконной миграции. 

А старшего помощника прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Елену Кишкурно Пресненский райсуд Москвы отправил в СИЗО по обвинению в особо крупной взятке. 5 млн рублей она вымогала с гендиректора выпускающей космическую технику «Корпорации ВНИИЭМ» за отказ от передачи следствию результатов проверки предприятия.

Такая же сумма фигурирует в деле помощницы прокурора Новокузнецка. За 5 млн она взялась помочь избежать колонии подсудимому, но была задержана при передаче денег. 

В марте в СИЗО попал заместитель прокурора Таганрога Виктор Плюшкин, причем за гораздо меньшую сумму. За 100 тыс рублей он обещал помочь предпринимателю избежать ответственности по итогам проверки, организованной городским надзорным ведомством.

А в январе сотрудники управления ФСБ по Еврейскому автономному округу задержали по делу о взятке зампрокурора Ленинского района Николай Колодко. Ни сумма, ни подробности дела не раскрывались. 

Прокурор Черекского района Кабардино-Балкарии Тимур Хавпачев, попавшийся с поличным в январе, получал ежемесячный взнос в 100 тыс. от представителя ритуального бизнеса за покровительство.

Но самая странная история с пойманным на коррупции сотрудником надзора произошла в Саратове. Прокурор Кировского района Андрей Пригаров был задержан дважды и оба раза оставался без меры пресечения. В конце декабря 2020 его заподозрили во взятке в 18 млн рублей от ритуальщиков, поместили под домашний арест, но вскоре отпустили. В середине января он стал фигурантом еще одного дела о коррупции — речь шла о взятке в 15 млн от представителя стройфирмы. Но суд ходатайство следствия об аресте прокурора отклонил. Сейчас Пригаров, которому позднее вменили еще и превышение полномочий, находится под подпиской о невыезде.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников прокуроратуры и СКР — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале