Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

На крючке у прокурора: как на Ямале охотятся на бизнес

Мастер-класс по заказным делам от Александра Герасименко

Ямальского бизнесмена, написавшего заявление о преступлении главы надзорного ведомства ЯНАО Александра Герасименко, несколько лет шантажируют уголовным делом об уклонении от уплаты налогов. Обвинение предпринимателю силовики предъявили после того, как сами же изъяли финансовую документацию, необходимую для отчетности, а вменяемые бизнесмену суммы вызывают вопросы. Как следователи шьют дела по заказу прокурора — в материале PASMI.

Грузовики с документами

Уголовное дело по статье 199 УК РФ, где обвиняемым выступает глава «Корпорации Рост нефти и газа» Олег Ситников, расследуется Следственным управлением СКР по ЯНАО более трех лет — с 2015 года. В основу обвинения легли материалы налоговых камеральных проверок, которые проходили в 2015-2016 годах, но рассматривали ревизоры финансовую отчетность компаний Ситникова за 2011-2013 годы.

«Все проверки начались внепланово и проходили сразу по ряду фирм, — рассказывает юрист бизнесмена Владислав Шутов. — Налоговики проверяли два предприятия из нефтегазовой корпорации Ситникова, а также фирму „Макс“ и компанию „Севержелдортранс“. То есть все организации, где Ситников являлся учредителем либо контролирующим лицом, вдруг заинтересовали ИФНС».

Перед тем, как на предприятия Олега Ситникова обрушился «налоговый» десант, из компаний была изъята вся бухгалтерская документация. Обыски в компаниях предпринимателя силовики проводили регулярно, начиная с 2010 года. Сотрудники вспоминают, что были моменты, когда полицейские появлялись одновременно на десятках разных объектов. Поводы могли быть разными — выемки, обыски, осмотры места происшествия, например, якобы кто-то позвонил, что на АЗС заложена бомба и тому подобное.

«В ходе обыска документы изымались без счета и без составления описи. У нас вывезли около двух грузовиков с бумагами: всю первичную бухгалтерию, оригиналы договоров, счет-фактуры. Также полиция изъяла серверы», — рассказали журналисту PASMI в офисе «Корпорации Рост нефти и газа».

Позже суды признали, что обыски были незаконными. Таким образом, действия правоохранителей фактически сорвали налоговую отчетность предприятий бизнесмена.

Налоговая инспекция в ходе камеральных проверок насчитала, что предприятия Ситникова в общей сумме недоплатили налогов почти на 2 млрд рублей: эта сумма складывается из реальной недоимки, а также пеней и штрафов. Однако, бОльшую часть претензий ФНС владелец нефтегазовой Корпорации считает необоснованными.

Контролирует ли президент Владимир Путин ФСБ?

Налоговая амнезия

Так, например, по фирме «Макс» в ходе проверки доначислили транспортный налог в сумме 500 тыс. рублей, поскольку налоговые инспекторы обнаружили 40 единиц автотранспорта, якобы не отраженных в налоговой декларации. Но когда юристы Ситникова начали разбираться в этой ситуации, выяснилось, что эти автомобили находятся на балансе у другой фирмы, и налоги на них в бюджет уже были выплачены.

Еще порядка 800 тыс. рублей компании «Макс» налоговые инспекторы доначислили, указав, что предприятие в 2013 году занималось производством бензина и не заплатило с этого вида деятельности акцизы, НДС и налог на прибыль.

«На самом деле фирма „Макс“ занималась реализацией ГСМ, на производство топлива у компании не было ни лицензии, ни оборудования», — объясняет Владислав Шутов.

Сотрудники ФНС ссылаются всего на одну конкретную установку фирмы «Макс», которая, по их мнению, служит для производства подакцизного топлива, хотя компания предоставила экспертизу оборудования, где указано, что оно непригодно для выпуска ГСМ.

Причем, аналогичные претензии в части производства топлива ИФНС уже предъявляла компании «Макс» в ходе предыдущих проверок, и тогда эти аргументы юристы Ситникова опровергли в суде.

«В ходе предыдущих камеральных проверок на предприятиях нефтегазовой корпорации у нас на руках были все документы, и мы могли отвечать на вопросы сотрудников ФНС, а в случае несогласия — доказывать свою позицию в суде. Но после изъятия бумаг и серверов полицией мы оказались практически в положении заложников, что, как я считаю, было сделано умышленно», — объясняет Шутов.

Кстати, итоговые протоколы камеральной проверки, которая стала основой для последующего уголовного преследования Ситникова, не подписали несколько членов налоговой комиссии.

Уголовная арифметика

Представители Ситникова не отрицают, что в налоговой отчетности компаний за 2011-2013 годы были ошибки, вызванные изъятием бумаг. Часть предъявленных недоимок предприятия выплатили в добровольном порядке. Однако, рассчитываться по претензиям ФНС, которые в Корпорации считают необоснованными, бизнесмен отказался. По спорным позициям сейчас проходит ряд арбитражных дел между ФНС и компаниями Олега Ситникова.

В зависимости от результата этих процессов, как объяснил Владислав Шутов, может быть пересмотрена в сторону значительного уменьшения и сумма ущерба в рамках уголовного производства, поскольку оно, фактически объединяет и отчасти дублирует налоговые дела по компаниям бизнесмена.

На данный момент в рамках уголовного дела по 199 статье Олег Ситников обвиняется в неуплате налогов на сумму чуть более 600 млн рублей. Дело еще не передано в суд: адвокаты сейчас знакомятся с обвинительным заключением.

Впрочем, в ямальской нефтегазовой корпорации считают, что проверка ФНС, ставшая основой уголовного дела, изначально проходила предвзято, поскольку была заказана из окружной прокуратуры.

Нефть, мост и миллиарды

«До 2010-го проблем с налоговой отчетностью у компаний Ситникова не было: бизнес развивался, он выстраивал нефтегазовую корпорацию, все шло, как по маслу. Проблемы начались только после прихода нового прокурора ЯНАО Александра Герасименко, который занял эту должность в 2008 году», — рассказал юрист Корпорации.

О требованиях Герасименко «кошмарить» компании Ситникова редакции PASMI открыто заявляли ряд сотрудников службы судебных приставов и прокуратуры. По их словам, окружной прокурор на протяжение многих лет давил на руководство региональных структур ФССП, ИФНС, МВД и СК, вынуждая находить нарушения на предприятиях бизнесмена.

Заявления сотрудников правоохранительных структур Ямала нашли документальное подтверждение: в распоряжение PASMI попало представление окружного прокурора от 8 июля 2015 года к и.о. руководителя ФССП по ЯНАО Евгению Смирнову.

В представлении Герасименко ссылается на судебные решения 2010-2014 годов, которые касаются сноса, запрета эксплуатации или же изъятия объектов, принадлежащих Олегу Ситникову. Окружной прокурор обвинил судебных приставов в неисполнении этих решений и потребовал привлечь их к дисциплинарной ответственности.

Однако, сотрудники ФССП по ЯНАО рассказывали, что многие судебные решения по корпорации Ситникова исполнить было невозможно из-за ошибок в исполнительных листах, однако прекращать  исполнительные производства по предприятиям Ситникова приставам запрещало их руководство, даже если решения суда уже были исполнены. А приставы, которые отказывались  выполнять требования прокурора ЯНАО, лишались работы.

Юрист Владислав Шутов замечал, что за свою правоприменительную практику с подобной единой системой убийства бизнеса он столкнулся впервые. Конечной целью Герасименко, как предполагает сам Олег Ситников, видимо, является передача ценных активов, принадлежащих «Корпорации Рост нефти и газа», конкурирующим структурам, аффилированным с местными силовиками.

Они должны быть в курсе:
— генеральный прокурор РФ Юрий Чайка
— председатель СК РФ Александр Бастрыкин
— директор ФСБ Александр Бортников.

В 2009 году, незадолго до начала обысков, предприниматель получил лицензии на разработку в ЯНАО шести участков с месторождениями углеводородов, где уже началась добыча нефти. Доход от их использования исчисляется миллиардами рублей.

Кроме того, некоторым ямальским коммерсантам явно был не по душе проект строительства моста через реку Пур к месторождениям нефти и газа. Первое покушение на Ситникова было организовано в 2004 году — сразу после того, как он построил понтонную переправу. Эту попытку удалось пресечь оперативникам.

В 2013 году Ситников взялся за реализацию более масштабного проекта — наплавной переправы из барж, предоставляющей возможность двустороннего движения для промышленной техники и обычных жителей ЯНАО. И тут же на бизнесмена было совершено второе покушение, которое уже не успели предотвратить. Киллер нанес 19 ножевых ранений, прямо заявив, что причина нападения — запланированное строительство моста.

После нападения Ситников попал в реанимацию, и в 2013 году был вынужден временно отойти от дел. Именно этот период заинтересовал сотрудников ФНС во внеплановом порядке.

Руководила нефтегазовой корпорацией в 2013 году Галина Савельева, которая занимала должность гендиректора в ключевых компаниях Ситникова. А сегодня она выступает в роли главного свидетеля обвинения в уголовном деле на предпринимателя по 199 статье УК РФ. Юрист уверен, что показания Савельева начала давать под страхом уголовного преследования, так была уличена в должностном преступлении. Его детали выяснились в 2016 году, когда начались внеплановые проверки налоговой.

«Ситников нанял для помощи бухгалтерам аудиторскую компанию, но эта фирма не предоставила нам даже письменный аудит. А когда мы предъявили претензию на расторжение договора и возвращение денег, а это десятки миллионов рублей, то Савельева подписала аудиторам акты выполненных работ задним числом», — вспоминает Владислав Шутов.

Крючок для бизнесмена

«Я считаю, что суть уголовного дела не в том, чтобы не осудить Ситникова, а чтобы держать его постоянно на крючке и остановить критику незаконных действий окружного прокурора», — добавил представитель бизнесмена.

Сейчас материалы уголовного дела находятся у следователя СУ СКР по ЯНАО Михаила Патрика, который решил ускорить процесс передачи материалов в суд и предложил адвокатам Ситникова изучить более сотни томов дела за неделю.

Такую позицию следователь занял именно в тот момент, когда представители бизнесмена выиграли в суде дело в отношении регионального прокурора ЯНАО. Александр Герасименко теперь сам станет объектом проверки: сотрудники СКР должны изучить распоряжения прокурора на наличие признаков состава преступления по 169 статье УК РФ — «воспрепятствование законной предпринимательской деятельности».

Надо заметить, что в современной России еще не было случаев возбуждения в отношении прокурора субъекта дела по 169 УК РФ. И вряд ли это произойдет с прокурором Ямала: он был замечен в ряде должностных нарушений, но ушел от ответственности.

Изменить ситуацию может только прямое вмешательство генпрокурора Юрия Чайки, но он предпочитает не замечать критику в отношении Герасименко. Впрочем, признаки недовольства деятельностью Александра Герасименко сверху всё же поступают. Так, в июне 2019 года в Салехарде прошло совещание по развитию инвестиционной деятельности и предпринимательства, где помощник полномочного представителя президента России в Уральском федеральном округе Анна Ленская заявила, что в ЯНАО наблюдается максимальное административное давление на бизнес, и позиция региональной надзорной структуры нуждается в корректировке.


Подробнее о давлении на предпринимателей в ЯНАО и злоупотреблениях силовиков — в подборке PASMI «Губернатор и прокурор осваивают Ямал».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале