Пиар для чиновников: мы за ценой не постоим
Представители госвласти пользуются госбюджетом для самопрославления, забыв о президентском осуждении
Чиновники не спешат сокращать бюджетные расходы на собственный пиар. Наоборот, с каждым годом расходы налогоплательщиков на «освещение деятельности» местных управленцев продолжают расти, обеспечивая безбедное существование придворных СМИ. И это, в общем неудивительно, так как федеральная законодательная власть не стала рассматривать законопроект об ограничении трат на освещение деятельности органов госвласти, хотя разработан он был после резкого негативного заявления Владимира Путина. Журналисты подсчитали, сколько казенных денег тратят на эти цели в различных субъектах федерации.
Забыли про Путина
В апреле 2015 года президент России Владимир Путин заявил, что расходы, которые идут на освещение деятельности губернаторов, должны быть сокращены на 20%. А уже в июне 2015 года Путин, принимая участие в юбилейном пленарном заседании Общественной палаты РФ, говорил о том, как, используя бюджетные деньги, чиновники на местах пытаются выставить себя в более выгодном свете в глазах населения. Естественно, за счет госбюджета, что, само собой, является нецелевыми тратами.
«Если деньги из бюджета выделяются на пиар, по существу, конкретных лиц и чиновников, то ничего хорошего здесь нет; это, по сути, нецелевое использование этих средств, и нужно вывести такую формулу, которая бы не позволила деньги, которые можно было бы потратить на решение социальных задач, в частности, на строительство детских садов, тратить на голый пиар», — заявил тогда Путин, отмечая, что «платят за то, чтобы ничего плохого не писали».
Очень скоро и депутаты Госдумы, воодушевившись ярко выраженным негативным отношением президента к чиновничьему самопиару, разработали проект закона, согласно которому региональным властям запрещалось тратить деньги из бюджета на информирование граждан о своей деятельности. Такие действия губернаторов и их окружения даже пытались подвести под статью Уголовного кодекса дабы предотвратить нецелевые бюджетные траты.
Один из авторов законопроекта, депутат от ЛДПР Михаил Дегтярёв предлагал, что если размер такой траты, которая будет признана необоснованной, превысит 7 млн рублей, то за это должна грозить ответственность — от 200 тыс. рублей штрафа до пяти лет лишения свободы.
В конце 2015 года высшая власть в лице правительства была не столь категорична относительно трат на самопиар губернаторов. Она уже лишь рекомендовала региональным властям сократить «необоснованные расходы» на информационное освещение их деятельности. Хотя, по словам того же Дегтярёва, правительство поддержало законопроект о привлечении к уголовной ответственности чиновников за самопиар за бюджетный счет при условии серьезной доработки его текста.
В январе 2016 года законопроект был внесен в Госдуму, но его рассмотрение отложили на неопределенный срок. Совет нижней палаты передал документ авторам «в связи с несоблюдением требований регламента». Поэтому время возвращения его в зал заседаний Госдумы, видимо, не наступит никогда. Как писали в июне 2017 года «Ведомости», ссылаясь на источники, близкие к администрации президента, документ потерял актуальность, поскольку был инициирован прежними кураторами внутренней политики Кремля, а у новых кураторов иные интересы.
А интересы региональных чиновников — прежние: тратить на самопиар казенные средства, которые могли бы пойти на реальные дела. Это показывает, даже самый поверхностный анализ информации в СМИ и на сайте госзакупок.
Московские рекорды
Московские власти в конце 2018 года выделили около 1 млрд рублей на информирование населения о работе органов местного самоуправления. Тендеры начали появляться с конца ноября на портале госзакупок.
Самый крупный контракт предназначен для СМИ Восточного административного округа Москвы. Печатные и интернет-издания 16 районов префектуры получили из городского бюджета 134 млн рублей. Среди тех, кому достались государственные средства — «Богородские ведомости», «Ивановское. День за днем», «Косино-Ухтомский информационный вестник», «Взгляд с Соколиной горы», а также «Будни Сокольников».
Также крупные контракты получили СМИ в ЮЗАО и СВАО — 126 млн и 125 млн рублей соответственно. Самая скромная сумма — 43 млн рублей — досталась СМИ Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы. Материалы должны были отражать «ход реализации государственных и городских программ» на территории ТиНАО.
Ранее стало известно, что очередную победу Сергея Собянина на прошедших в 2018 году выборах московского мэра также ковала команда пиарщиков, финансируемых из бюджета. Какие именно суммы шли им, чтобы Собянин победил, можно только догадываться. Работу целой пиар-машины, а именно «информационного центра» из примерно 20 человек, прикрывали коммунальщики. Пиарщики были оформлены работниками подведомственных Комитету городского хозяйства на структур — Мосводоканала, Мосводостока, Мосгааз, Мосгорсвет и других, и там же получали зарплату.
Подмосковье не хуже
Так, главу Московской области Андрея Воробьева в ближайшие месяцы за почти полмиллиарда рублей будут пиарить по связанному с областной властью телеканалу 360ТВ. Этот телеканал стал победителем прошедшего в январе тендера на «оказание услуг по освещению деятельности органов государственной власти Московской области, социально-экономического, культурного, демографического и политического положения региона путем изготовления и распространения (вещания) на территории Московской области телепередач». Эта закупка является самой крупной с начала года — 499 млн 657 тыс. 762 рубля, которые решено потратить из бюджета области.
Также рекламировать за государственный счет деятельность Воробьева будут печатные издания и сетевые ресурсы. В феврале объявлены два конкурса с максимальной ценой контрактов в 6 млн рублей и 9,9 млн рублей, за которые до 20 декабря во Всемирной паутине должны появиться 1200 и 5500 информационных материалов соответственно. 30 млн рублей пойдет на освещение деятельности подмосковных властей в газетах с дублированием в интернете. 4,5 млн рублей — на мониторинг сообщений об этом. Свыше 6 млн рублей — на информирование граждан об «основных событиях социально-экономического развития и общественно-политической жизни» через наружную рекламу.
В марте на сайте госзакупок появились еще несколько объявлений о тендерах. Три конкурса — на 9 млн 900 тыс. рублей, на 30 млн рублей и на 5 млн рублей касались пиара губернатора Воробьева и его подчиненных в печатном издании и сети интернет. Еще два — с максимальной начальной ценой 10 млн рублей и 6 млн рублей — соответствующих услуг российского информационного агентства. Победителем стало агентство «Интерфакс».
При этом в 2018 году власти Московской области выделили почти 1,1 млрд рублей на собственный пиар в СМИ. К примеру, тот же 360ТВ получил 901 млн рублей на производство телепередач, репортажей и документальных фильмов. Материалы должны были информировать жителей региона о работе губернатора, «обеспечивать однородность информации о деятельности подмосковных властей и укреплять к ним доверие».
Скромные регионы
Не отстают от столичных и околостоличных чиновников управленцы в Татарстане. Там на «информирование населения» о деятельности властей региона и создание информационных материалов «для государственных нужд республики» в 2019 году планируется потратить свыше 960 млн рублей. Согласно сайту госзакупок, в январе-декабре было разыграно 18 лотов. 852,5 млн рублей выделено на телевидение и радиовещание, еще 575,8 млн рублей— на периодическую печать и издательства.
Другие регионы ведут себя скромнее, но совсем от самопиара не отказываются. Так ярославские областные чиновники в плане на 2018-2020 год заложили на самопрославление порядка 110 млн рублей их казны ежегодно. Это, кстати, больше, чем затраты на охрану окружающей среды: в 2019 году на экологию предусмотрено менее 93 млн рублей.
Новороссийские власти также приняли план информирования населения о своей работе в СМИ до 2021 года. Правда, суммы значительно меньше — 85 млн рублей за три года. В 2019 году заложено около 30 млн рублей, затем примерно по 27 млн рублей.
Освещению деятельности органов государственной власти Свердловской области посвящены около 40 закупок — и это только за два месяца текущего года. Самопиар уральских чиновников на телевидении, радио, в интернете и печатных изданиях обойдет бюджету более чем в 85 млн рублей.
Тюменское правительство с конца 2018 года разместило на сайте госзакупок информацию о 12 конкурсах на «оказание услуг по обеспечению информирования населения о социально-экономическом развитии» региона. На рассказ об успехах правительства области в этой сфере выделено почти 35,5 млн рублей.
Власти Тверской области с конца прошлого года разместили на сайте госзакупок около 20 лотов, касающихся информирования населения о своей деятельности через печатные и электронные средства массовой информации. Общая сумма — около 47 млн рублей.
В Челябинской области на самопиар региональных властей в 2019 году уже потрачено около 40 млн рублей. С декабря по февраль на сайте госзакупок размещено 25 конкурсов на услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти региона.
И это далеко не полный перечень, тем более, что госзакупки услуг по освещению деятельности региональной власти — не единственный способ потратить заложенные в бюджете по статье «средства массовой информации» средства.
Существует менее прозрачный метод — субсидии бюджетным и автономным учреждениям, работающим в этой сфере. И им, судя по всему, пользуются самые дотационные регионы России.
Кавказские секреты
К примеру, на сайте госзакупок не обнаружено конкурсов на освещение в СМИ деятельности правительств Чечни и Дагестана. Зато, если проанализировать бюджетные планы этих республик, можно предположить, что на самопиар региональные чиновники деньги все-таки выделяют.
Так, к примеру в планах в бюджете Чеченской республики на 2018 год на расходы по строке «средства массовой информации заложено почти 568 млн рублей, из них свыше 250 млн — на субсидии бюджетным и автономным организациям.
Почти половину расходов на СМИ субсидии составляют и в планах на 2019-2020 годы: по 196 млн рублей из около 428 млн.
Похожая ситуация — в Дагестане, хотя доля субсидий там скромнее. В 2018 году в республиканский бюджет заложено свыше 424 млн рублей расходов на СМИ. Субсидии — около 86 млн. На 2019 года запланировано потратить на средства массовой информации свыше 372 млн, из них на субсидии — 79 млн рублей.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале