Полиция министра Кобылкина: спасение природы или деньги на ветер
Глава Минприроды предлагает создать экологический правоохранительный орган
Министр природы Дмитрий Кобылкин хочет создать новую природоохранную структуру — экологическую полицию. Эту инициативу он намерен на днях представить президенту РФ Владимиру Путину. Опрошенные PASMI эксперты сходятся во мнении, что ресурсов для пресечения нарушений в сфере экологии явно недостаточно, но по поводу создания еще одного ведомства мнения разошлись.
Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин добивается приема у президента России Владимира Путина — он намерен положить на стол главе государства план созданий экологической полициии. Как сообщил источник PASMI, министр так хочет донести до Путина свою инициативу, что нарушает все сложившиеся в верхах правила иерархии, оставив в стороне непосредственного куратора — спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова. Как отметил собеседник PASMI, Дмитрий Кобылкин хочет получить новые рычаги влияния и заработать очки на фоне многочисленных скандалов в экологической сфере.
Тема экологии действительно не сходит со страниц СМИ. Бессилие властей в борьбе с незаконными рубками леса уже привело к отставке главы Рослесхоза Ивана Валентика и ряду уголовных дел, среди которых — дело министра лесного хозяйства Иркутской области Сергея Шеверды. Не работает система учета срубленного леса ЛесЕГАИС, на создание которой уже потрачены миллиарды. Имеются проблемы в реализации национального проекта «Экология», в частности, забуксовала очистка озера Байкал от отходов целлюлозно-бумажного комбината.
Сможет ли создание экологической проблемы решить хоть часть из имеющихся проблем — этот вопрос мы задали ряду экспертов.
Людей не хватает
Руководитель лесной программы «Гринпис» Алексей Ярошенко считает идею создания экологической полиции вполне жизнеспособной. «Рассчитывать на то, что после создания экологической полиции за год-два-три ситуация улучшится — конечно нет, но в перспективе это может помочь», — сказал эксперт PASMI.
При этом, по его мнению, экологическая полиция не заменит лесную охрану, где наблюдается огромный недостаток сотрудников. «До нового лесного кодекса лесная охрана была представлена лесниками — рабочими, которые имеют функции сторожа с некоторыми правами инспекторов. Сейчас это инспектора, которые проводят проверки в соответствии с конкретными приказами, они не находятся в лесу постоянно, их мало. Лесников было 75 тыс. человек, а сейчас должностных лиц лесной охраны где-то 22 тыс.», — пояснил эколог.
О нехватке квалифицированных кадров в сфере охраны природы заявил и эколог общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов. По его словам, сейчас на места незаконных вырубок деревьев или на нелегальные свалки «вызывают полицейских, которые зачастую не знают природоохранного законодательства и сути преступлений», и общественникам приходится объяснять, какими статьями уголовного или административного кодекса наказывается правонарушение.
При этом эксперт не уверен в необходимости выделять сотрудников, которые будут знать природоохранное законодательство в отдельное ведомство. «Но в каждом подразделении, как минимум районного масштаба такой специалист должен быть, потому что благодаря этому нарушение можно предотвратить. Пусть это будет не полицейский, а хотя бы просто грамотный юрист, они будут очень востребованы. Чем больше будет таких возможностей и специалистов, тем будет лучше», — сказал эколог в разговоре с PASMI.
Органов достаточно
Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь не видит в создании новой структуры никакого смысла. По его мнению, все необходимые полномочия есть у Росприроднадзора, который вправе привлекать к сотрудничеству прокуратуру, полицию и другие силовые ведомства.
«Было бы правильно Генпрокуратуре увеличить отдел экологических правонарушений, потому что туда поступают тысячи обращений, а занимаются ими 17 человек. Они просто не успевают погружаться в тему. Практически все обращения граждан поступают в Генпрокуратуру и потом расходятся по субъектам федерации. Хорошо, если бы обращения не только направляли в нужный регион, но и осуществляли координацию, поддержку. Потому что зачастую приходят абсолютно безграмотные ответы из регионов, которые ставят вообще под вопрос возможность прокурора занимать ту или иную должность», — пояснил Митволь в беседе с PASMI.
Он также озвучил «мечту всех экологов»: создание отдельного надзорного ведомства — природоохранной прокуратуры.
Пустой тратой бюджетных средств считает создание новой структуры главный редактор PASMI Дмитрий Вербицкий. «В создании экологической полиции нет никакой необходимости. Это только лишние траты, причем колоссальные — новая структура, здания, форма, нашивки… Если эта тема актуальна, а она сейчас реально актуальна, то можно расширить полномочия полиции, создать на базе МВД специальные подразделения по экологии и усилить контроль надзорного ведомства. Органы внутренних дел с прокуратурой способны решить проблемы с предупреждением и пересечение правонарушений в сфере экологии, а самое главное, это рациональнее, чем плодить очередной орган» , — пояснил он.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в природоохранной сфере, пишите в рубрику PASMI «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале