По-тихому не получилось: кто вырастил и кто сдал полковника ФСБ Черкалина
Подробности разоблачения миллиардера из спецслужб
Скандал с арестом действующего и двух бывших сотрудников управления «К» ФСБ России» обрастает подробностями. По данным источников PASMI, он стал продолжением другого скандала — вокруг вымогательства чекистами взятки у экс-руководителя «Известий»: УСБ ФСБ приблизилось к Кириллу Черкалину именно при отработке этого дела. Арестовать его хотели без огласки, но затем побоялись вмешательства покровителей полковника. Кто мог спасти чекиста от ареста, и почему он потерял поддержку в верхах — в материале PASMI.
От биткойнов к миллиардам
25 апреля 235-й гарнизонный военный суд отправил в СИЗО начальника отдела управления «К» СЭБ ФСБ Кирилла Черкалина по подозрению в получении крупной взятки. Позднее при рассмотрении жалобы на арест в Московском гарнизонном военном суде была озвучена сумма взяток и обстоятельства ее получения.
«В период с ноября 2013 года по февраль 2016 года обвиняемый получил взятки в виде денежных средств на сумму более 52 млн рублей за совершение действий или бездействия в пользу взяткодателя и коммерческих структур, а также за общее покровительство», — зачитала материалы дела судья.
Судя по всему, эпизоды получения взяток, о которых говорилось в суде, — лишь капля в море. Во всяком случае, в середине мая появилась информация о том, что в ходе обысков у Кирилла Черкалина было изъято 12 млрд рублей.
Между тем, источник PASMI, близкий к следствию, прояснил обстоятельства задержания и ареста Черкалина. По его словам, дело полковника-миллиардера стало продолжением истории о вымогательстве взятки в биткойнах у бывшего гендиректора ФГУП «Издательство «Известия» Эраста Галумова.
Как сообщалось, с заявлением о вымогательстве 65 млн рублей в УСБ ФСБ обратился сын находящегося в СИЗО «Лефортово» Эраста Галумова Александр. Выяснилось, что эту сумму вымогали бывший и действующий сотрудники Следственного управления ФСБ — Алексей Колбов и Сергей Белоусов. 16 апреля спецназ ФСБ задержал Колбова, а на следующий день — Белоусова.
По данным источника PASMI, Кирилл Черкалин уже находился в поле зрения особистов, но в рамках оперативного сопровождения этого дела сотрудники 2-й службы УСБ ФСБ нашли фактуру на чекиста-миллиардера, его связи и получили информацию о хранящейся у него наличности.
Они нашли коммерсанта, который написал заявление на полковника ФСБ. В военном суде были получены санкции на арест Черкалина и обыски в квартирах.
Источник также пояснил, что всю эту операцию изначально хотели провести по-тихому, чтобы не бросать тень на репутацию спецслужбы. Но на стадии реализации дело было решено предать огласке из-за опасений, что его могут развалить высокие покровители Черкалина — бывший руководитель управления «К» Виктор Воронин и два действующих заместителя директора спецслужбы Александра Бортникова: экс-глава УСБ ФСБ Александр Купряжкин и Сергей Смирнов. Напомним, что карьера полковника-миллиардера начиналась еще во времена, когда СЭБ возглавлял будущий директор.
Защита сверху
Виктор Воронин как бывший руководитель Кирилла Черкалина и задержанных одновременно с ним экс-сотрудников Управления «К» Дмитрия Фролова и Андрея Васильева не мог не знать о деяниях подчиненных.
Кстати, по мнению источника, изъятые у Черкалина 12 млрд рублей, — это лишь малая часть денег, которые он и его коллеги могли получить преступным путем, ведь отдел под руководством полковника вел работу по всей банковской сфере России.
Собеседник PASMI предположил, что речь может идти о сотнях миллиардов рублей — с учетом того, что за последние годы в России рухнуло свыше 150 банков, их общая финансовая дыра измеряется триллионами, а все проблемы в этой сфере сходились именно на Черкалине и его руководстве.
Также не мог не быть в теме происходящего в Управлении «К» Александр Купряжкин, который в бытность Воронина возглавлял УСБ ФСБ. По словам источника PASMI в правоохранительных органах, между Ворониным и Купряжкиным сложились хорошие отношения — не только по службе, но по и различным вопросам, в том числе, и банковской сферы.
К слову, сейчас Купряжкин на посту зама Бортникова курирует именно Следственное управление ФСБ, сотрудники которого попались на вымогательстве взятки у экс-гендиректора «Известий».
Источник отметил, что генерал ФСБ Иван Ткачев, который занял пост Воронина, пытался убрать Черкалина из органов, но не смог этого сделать из-за связей полковника в руководстве спецслужбы. Вместе с тем Черкалин, который мог по команде решить любые вопросы, был удобен Ткачеву, не владеющему в полной мере оперативной информацией и связями.
По данным PASMI, в качестве покровителя полковников Черкалина и Фролова мог выступить еще один заместитель Бортникова — Сергей Смирнов. Во всяком случае, эти офицеры постоянно помогали решать вопросы высокопоставленного сотрудника спецслужбы. С одним из эпизодов такой работы в эксклюзивном интервью PASMI поделился банкир Михаил Завертяев — это была встреча, на которой Смирнов и будущие полковники-миллиардеры пытались договориться об избежании огласки информации о выводе средств через банк «Интелфинанс».
Вынужденное решение
По словам собеседника PASMI, без поддержки высокопоставленных сотрудников ФСБ Черкалин не мог действовать столь нагло и открыто. Даже при задержании он был спокоен и уверен в своей безнаказанности.
Вместе с тем, заметил источник, дальше закрывать глаза на происходящее глава ФСБ Александр Бортников и другие представители высшего руководства спецслужбы уже не могли: начался неконтролируемый процесс, и о «подвигах» Черкалина и его руководства президенту РФ Владимиру Путину могли доложить представители других ведомств.
К примеру, посвятить в тайны масштабных коррупционных схем ФСБ в банковской сфере страны Путина могли глава кремлевской администрации Антон Вайно, глава Росгвардии Виктор Золотов и глава ФСО Дмитрий Кочнев или даже руководитель «Роснефти» Игорь Сечин — чтобы помочь Ивану Ткачеву избавиться от «ключевого» сотрудника.
Правда, не исключено, что Черкалину, Фролову и Васильеву еще удастся отделаться малой кровью. Собеседник PASMI считает весьма вероятным, что сейчас следствие начнет запутывать следы и тянуть время, а потом суд даст фигурантам максимум семь лет колонии, через полсрока они выйдут по УДО и смогут уехать за рубеж, куда уже выведены неплохие суммы, и где куплены объекты недвижимости.
Также у собеседника PASMI не вызывает сомнений то, что скандал не затронет главных бенефициаров, которые создавали этот теневой рынок, — «Федеральную Службу Бизнеса».
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в правоохранительной системе — пишите в рубрику PASMI «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале