Нацплан, реформа судов и контроль над закупками — законы против коррупционеров
Что изменилось в антикоррупционном законодательстве в 2018 году
В 2018 году году был подписан президентом и начал реализовываться антикоррупционный нацплан. В рамках плана приняты законы, ужесточающие контроль за доходами и расходами госслужащих, повышающие ответственность за конфликт интересов и конкурентность госзакупок. Также год отметился серьезной судебной реформой. Об этих и других антикоррупционных инициативах — в дайджесте ПАСМИ.
Против коррупции по плану
29 июня вступил в силу подписанный президентом РФ Владимиром Путиным указ, утверждающий национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы.
Главными задачами плана названы:
— совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
— обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
— совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
— совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;
— обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
— повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
— совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;
— систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;
— повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.
Ряд положений национального плана уже реализован в минувшем году, выполнение других норм назначено на начало 2019 года.
Контроль после увольнения и разоблачения из банка
В августе президент России Владимир Путин подписал пакет законов, ужесточающий антикоррупцинные нормы.
В частности, предусматривается наделение руководителей госкорпораций и государственных внебюджетных фондов правом получать справки по счетам физлиц, а в отдельных случаях и юрлиц при проверках соблюдения антикоррупционных требований сотрудниками этих организаций.
Рядом норм вводится упрощенный порядок привлечения чиновников к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) в случае признания ими факта совершения правонарушения, а также устанавливается единый срок давности для применения взысканий — не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения.
Также в целях пресечения случаев реализации или порчи имущества предусматривается возможность взыскания в казну эквивалентной стоимости данного имущества.
Кроме того, прокуратуре дается право проверки расходов бывших чиновников и некоторых членов их семей после ухода со службы. Контроль будет осуществляться в течение шести месяцев со дня увольнения.
Тюрьма за подкуп и ложную экспертизу при госзакупках
В апреле глава российского государства подписал закон о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, касающихся усиления ответственности за нарушения при госзакупках.
УК РФ дополняется новыми статьями — «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».
Первая статья предусматривает ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе по корыстным мотивам в отношении лиц, не являющихся должностными. Если деяние причинило крупный ущерб, оно может повлечь за собой лишение свободы до трех лет. При особо крупном ущербе или совершении деяния группой лиц по предварительному сговору предусмотрен срок до семи лет.
В соответствии со второй статьей предусматривается ответственность за подкуп указанных лиц в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание – лишение свободы до трех лет. В случае совершения такого деяния группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере можно получить до семи лет тюрьмы. При особо крупном размере – до 12 лет.
Еще один закон, касающийся проведения госзакупок, был подписан президентом в августе. Документом исключается возможность установления госзаказчиком собственных критериев оценки заявок и окончательных предложений в ходе проведения закупок.
В конце года Владимир Путин подписал поправки в УК РФ, согласно которым эксперты, давшие заведомо ложные заключения в сфере госзакупок, будут привлекаться к уголовной ответственности, если это повлекло причинение крупного ущерба государству или муниципальному образованию.
Между тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который возвращает отмененную с января 2018 года норму по регулированию закупок компаний у зависимых от них юрлиц.
Конфликт интересов и депутатские мандаты
В конце декабря Владимир Путин подписал закон об ответственности депутатов и сенаторов за конфликт интересов.
До этого законодательство обязывало депутатов и сенаторов сообщать о возможном конфликте интересов в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, однако ответственности за нарушение нормы предусмотрено не было.
Теперь же, согласно поправкам в федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы», установлены наказания за лоббизм личных интересов в виде предупреждения или освобождения от руководящей или иной должности в Совете Федерации или Госдуме.
Следует отметить, что в первоначальной версии законопроекта, подготовленной комитетом Думы по безопасности и противодействию коррупции, предусматривалось более строгое наказание для депутатов, уличенных в непредотвращении конфликта интересов. Таких парламентариев предлагалось лишать полномочий, но эту норму Госдума не приняла.
Экстерриториальные суды и наказания для служителей Фемиды
В конце июля президент РФ подписал закон о создании в России отдельных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
Согласно закону, в октябре 2019 года в России начнут работать девять кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции. Суть реформы в том, что теперь апелляционные и кассационные жалобы и представления будут рассматривать не в том же суде, решение которого опротестовывается, и даже не в этом же регионе.
Теперь, с одной стороны, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. С другой стороны, из ведения Верховного суда исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в силу судебные акты этих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру высшей судебной инстанции.
Презентуя судебную реформу в 2016 году, ее инициатор председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев заявлял, что создание межрегиональных судебных округов для судов общей юрисдикции «повысит независимость и беспристрастность суда апелляционной и кассационной инстанции».
Подобного мнения придерживаются многие эксперты. Они отмечают, что зависимость судей от губернаторов очень высока, и это позволяет, с одной стороны, уходить от ответственности по коррупционным преступлениям, а с другой — использовать судебную власть в своих целях против неугодных. Между тем, перенос кассационных и апелляционных инстанций в другие регионы лишит элиты практически «карманных» судов и повысит ответственность за решения судей первой инстанции.
Созданием новых судов законотворческая деятельность в отношении судебной системы не ограничилась — в июле Владимир Путин подписал закон о введении нового вида наказания для судей, предусматривающего понижение их в квалификационном классе за совершение дисциплинарного проступка.
Новая мера дисциплинарной ответственности будет применяться к судьям, за исключением судей Конституционного суда, за совершение дисциплинарного проступка при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время, если судья ранее уже привлекался к дисциплинарной ответственности.
Между тем, пленум Верховного суда РФ выступил с проектом поправок к законодательству, увеличивающих полномочия Высшей квалификационной коллегии судей. ВККС от региональных коллегий планируется передать все полномочия по согласованию уголовного преследования судей, а также возможность изменять «дисциплинарные» решения ККС субъектов РФ.
Коррупционеры заплатят пенсионерам
В 2018 году был принят закон, разрешающий направлять конфискованные за коррупционные преступления деньги и доходы от реализации имущества в Пенсионный фонд. Конфискованные у коррупционеров средства будут направляться на выплату страховых пенсий.
Ранее такие средства перечислялись в бюджет России. В ПФР они будут приходить через Росимущество, Росгвардию и МВД. Учет этих денег будет вестись по факту.
Таким образом в перечне доходов Пенсионного фонда появился новый источник — «конфискованные денежные средства, полученными в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества».
По данным Федерального казначейства, объем таких средств в 2019—2024 годах может составить 1,8 млрд рублей.
По мнению главы комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского, для ПФР с бюджетом более 8 трлн рублей это будет небольшой доход. «Мы больше говорим об этом с точки зрения запроса общества на справедливость», — отметил он.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале