Зачистки в Дагестане — кто следующий?
Продолжатся ли аресты представителей республиканской элиты, и к кому из дагестанских чиновников придут силовики
Попытки навести порядок в одном из самых коррупционных регионах России — Республике Дагестан — предпринимаются не в первый раз, но до сих пор этого сделать не удавалось. С приходом к руководству региона Владимира Васильева за это дело взялись жестко. Уже арестованы четверо ключевых членов правительства. Будет ли зачистка доведена до конца, или коррупционным дагестанским чиновникам больше опасаться нечего?
Задержание, арест и срочная эвакуация в Москву верхушки правительства Дагестана — такого поворота даже самые смелые аналитики явно не предполагали. Хотя те, кто хорошо знал нового руководителя республики Владимира Васильева, сразу же поняли — это назначение будет иметь самые неожиданные и брутальные последствия. Во всяком случае, в кругах, близких к российскому политическому руководству, новый врио уже достаточно давно приобрёл репутацию «железного кулака в лайковой перчатке». Видимо, именно это умение совмещать дипломатические таланты с предельной жесткостью, стало одной из главных причин его назначения на должность главы одного из самых «проблемных» российских регионов. В Москве прекрасно понимали — роль свадебного генерал-полковника Владимиру Васильеву не подойдёт ни при каком раскладе.
Поклоны центру и кланы на местах
Попытки взять под контроль ситуацию в Дагестане предпринимались федеральным центром неоднократно. Правда, похвастаться очевидными успехами до сей поры было весьма проблематично. Ещё в 2009 году на одну из ключевых должностей в силовых структурах Дагестана был определён назначенец из Москвы. Однако приступить к исполнению обязанностей главы налогового ведомства ему так и не удалось. Его просто очень убедительно попросили этого не делать. Настолько убедительно, что «варяг» незамедлительно был отозван обратно в столицу.
Некоторое время в отношениях между федеральным центром и властными элитами Дагестана соблюдался относительный мораторий на активные действия. Во многом этому способствовала фигура бывшего главы республики Рамазана Абдулатипова. Федеральной власти отбивалось положенное количество поклонов, но реальная жизнь при этом происходила по собственным, веками установленным правилам, основой которых были практически узаконенное национальное квотирование: распределение должностей и бюджетных ресурсов строго между представителями различных национальных кланов. Видимо, уровень недовольства местного населения плюс угрожающе растущая коррупционная составляющая в конце концов заставили Москву нарушить сложившийся статус-кво и приступить к активным действиям.
Я иду искать
К врио премьера правительства Дагестана Абдусамаду Гамидову «пришли» в лучших традициях такого рода спецопераций — в пять часов утра. Одновременно обыски и задержания были проведены у врио вице-премьеров Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова (последний совмещает должность вице-премьера с должностью министра экономики и территориального развития республики). Оперативно-следственные мероприятия проводились сотрудниками УФСБ РФ Дагестана при силовой поддержке спецназа ФСБ РФ. В общем, всё по-взрослому, с явным расчетом на максимальный эффект публичности. Хотя полной неожиданностью «громкие» аресты и обыски назвать вряд ли возможно. За неделю до этого задержали мэра города Махачкалы Мусаева. Соответствующие «чёрные метки» получили и некоторые другие известные представители политического истеблишмента республики. Создавалось впечатление, что власть недвусмысленно даёт понять: «Раз, два, три, четыре, пять — иду искать. Кто не спрятался, пеняйте на себя!». Как оказалось, столь явного сигнала в Дагестанской властной элите не услышали. И как оказалось, совершенно напрасно. Последующие события показали — последствия у такого рода глухоты могут оказаться самыми печальными.
Очередь на посадку
По мнению некоторых компетентных товарищей, собирать вещи следует целому ряду крупных региональных чиновников. Например, говорят, что побеседовать с министром строительства, архитектуры и ЖКХ Дагестана Ибрагимом Казибековым уже давно хотят не только в МВД республики, но и в федеральных ведомствах.
Существуют и другие очевидные кандидатуры для активной разработки силовых структур. В числе прочих источники называют такие ключевые фигуры сегодняшней дагестанской элиты, как «серый кардинал» региональной власти Юсуф Раюдин. Также звучат имена бывшего зампреда правительства республики Рамазана Алиева и главы Счетной палаты Билала Джахбарова, которых подозревают в коррупции. Не исключено, что силовики придут и к экс-министру здравоохранения Дагестана Танке Ибрагимову — его критикуют за ненадлежащее содержание больниц и поликлиник, за отсутствие медикаментов и низкий уровень знаний медицинского персонала.
Поддержка на земле
На местах действия Владимира Васильева в основном одобряют, и от его решительности будет зависеть, насколько эта поддержка простых граждан сможет стать опорой для дальнейших преобразований.
Люди в погонах уже нагрянули с визитом к главам двух городов — Дербента и Кизляра. Кроме того, главе Хасавюртовского района Джамбулату Салавову и главе Бабаюртовского района Эльдару Карагишиеву было дано понять — в скором времени и им придется весьма серьёзно пообщаться с представителями следственного комитета и ФСБ. Видимо, жалобы людей, проживающих в этих районах, наконец были услышаны республиканской властью. И это, безусловно, не может не внушать надежду.
Градус общественного возмущения в этих районах зашкаливал и грозил непредсказуемыми последствиями. В Хасавюртовском районе начальство практически бесконтрольно распоряжалось тысячами гектаров земли, техникой, работой карьеров. Дело дошло до того, что сделки с землёй оформлялись задним числом и с подписью давно покойного бывшего главы района Алхаматова. Получение зарплаты, оформленной по несуществующему штатному расписанию, стало обычной практикой. Школы, медучреждения, детские сады, давно прекратившие своё существование, на бумаге вовсю работали и получали бюджетные деньги. В коррупционной схеме была задействована практически вся структура власти — начиная от главы района и заканчивая главами сельских поселений.
И это только малая толика коррупционных «художеств», с которыми предстоит разобраться новой дагестанской власти. Скорее всего, следующими фигурантами громких коррупционных дел станут главы Буйнакского и Агульского районов. К ним у правоохранительных органов также накопилась масса интересных вопросов. К последнему особенно. Аккурат перед федеральными зачистками глава Агульского района Юрий Исмаилов во время охоты случайно ранил своего подчинённого. Тот от полученных ранений скончался в больнице. В республике поговаривают, что это не первое убийство человека в жизни Исмаилова. Ещё в начале 90-х он со своими односельчанами бандитствовал в городе Дербенте, где и убил человека. Однако это не помешало ему чуть позже стать депутатом районного собрания, а позже — возглавить район.
Людей с аналогичным бэкграундом среди глав районов не так мало. И народ ждёт, когда же власти зачистят от них Дагестан. Впрочем, по информации источников, близких к региональной власти, в ближайшее время жёсткая проверка ожидает практически все районные администрации. И вряд ли её результаты позволят большинству сегодняшних хозяев усидеть в своих начальственных креслах.
Кнут и пряник
Сегодня очевидно, что клановую систему в Дагестане решено ломать самым решительным образом. В Москве надеются, что такая демонстрации силы будет воспринята должным образом, и в регионе, наконец, поймут — Владимир Васильев отнюдь не декоративная фигура, а полноправный представитель федерального центра, наделённый всеми соответствующими полномочиями.
Что последует дальше? Вопрос достаточно сложный. Безусловно, если направление главного удара Владимира Васильева и его административной команды не изменится, это станет настоящей политической революцией для властных элит республики.
Однако нельзя не учитывать: Дагестан — сверхсложный регион со своими специфическими порядками в каждом населенном пункте. Здесь невозможно ничего добиться с помощью одной лихой генеральской атаки. Лишь сочетание уверенности в собственной силе с недюжинными дипломатическими способностями могут дать реальную поддержку населения и надежду на реальные перемены.
Политика «кнута и пряника», безусловно, может быть эффективной, но и перегибать палку также чрезвычайно опасно. Хватит ли на это решимости у федерального центра, у Владимира Васильева и его ближайших соратников, покажет время… Очень хочется надеяться, что народ Дагестана в очередной раз не будет обманут в своих ожиданиях.
Кстати, есть весомые основания предполагать, что Дагестан — лишь первая ласточка в развернувшейся атаке на коррупцию. Республика Крым и некоторые другие российские регионы уже ожидают своей очереди…
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- «Тяжелая артиллерия» в Дагестане: в республику прибыл Александр Бастрыкин
- Песков: антикоррупционная кампания не ограничится Дагестаном
- Зачистки в Дагестане — сигнал другим республикам
- Силовики массово прочесывают почти все ведомства в Дагестане
- Бывших членов правительства Дагестана арестовали на два месяца