Кто срывает мусорную реформу: соляной миллиардер, депутат, подражатели Ростеха
Экологи рассказали о самых грязных регионах, PASMI — кто в этом виноват
Самыми грязными регионами России оказались Свердловская, Челябинская, Иркутская, Нижегородская и Оренбургская области. Основной причиной низких позиций эксперты назвали проблемы реализации мусорной реформы. Рассказываем о трех проблемных регионах и о региональных операторах, чье качество работы привело к негативным результатам.
Мусорный рейтинг
5 июня общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала экологический рейтинг регионов. В топе оказались Тамбовская область, Алтайский край, Республика Алтай и Белгородская область — они признаны самыми чистыми регионами страны. Замыкают список Свердловская, Челябинская, Иркутская, Нижегородская и Оренбургская области.
Эксперты заключили, что значительное влияние на позицию в рейтинге оказывают проблемы мусорной реформы: как и прежде, она дает сбои, существуют проблемы со своевременным вывозом мусора и строительством инфраструктуры для сортировки и переработки отходов.
Напомним, что реформа начала действовать с 1 января 2019 года, теперь в каждом регионе есть один или несколько операторов, на которых лежит задача полноценного взаимодействия с отходами: от контейнера во дворе до переработки для вторичного использования. Реформа является инструментом для выполнения ряда позиций нацпроекта «Экология», их результатом должно стать увеличение доли перерабатываемых отходов с 7% до 36%. Руководит национальным проектом министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин.
В разговоре с PASMI директор природоохранных программ «Зеленого патруля» Роман Пукалов рассказал, что везде есть определенные горячие точки, которые тянут вниз рейтинг региона.
«В Нижегородской области — это в первую очередь Дзержинск с торможением реализации федерального проекта по рекультивации накопленного ущерба, для Свердловской области — это безусловно Нижний Тагил с большим количеством атмосферных выбросов, а в случае с Челябинской областью — это сама столица региона. Город задыхается от выбросов, полигон там в отвратительном состоянии, также проблемы есть с Магнитогорском, Карабашем, в общем ситуация близка к экологическому бедствию», — рассказал эколог.
Одной из проблем реализации мусорной реформы, по словам собеседника PASMI, стала коррупция: мусоросортировочные станции не работают, потому что это невыгодно владельцам полигонов, доход которых прямо зависит от количества размещаемых отходов.
«Возьмите например Смоленскую область, которая по итогам весны рухнула на пять позиций в рейтинге. Вот есть городская свалка, там стоит маленький мусоросортировочный заводик. Но туда ничего не попадает, мусоровозы заходят и валят на городскую свалку без всякой сортировки. Потому что это тарифы, это объемы, это деньги — очень коррупционная сфера. Вместо того чтобы отдать коммерсантам — вот берите, используйте мусор для переработки — нет, мы чем больше мусора заберем, тем больше денег положим себе в карман», — объяснил эколог.
Исполнение новых требований мусорной реформы устроено так, что ответственность за деятельность, связанную со сбором, сортировкой и захоронением отходов так или иначе лежит на плечах региональных операторов, которые начали свою работу с 1 января 2019 года. Именно в их задачи входит организация полного цикла работы с мусором: от контейнера до переработки. PASMI рассказывает, кто отвечает за чистоту в регионах, оказавшихся в самом низу рейтинга «Зеленого патруля».
Оренбуржье — с госслужбы на свалку
Нередки случаи, когда регоператором становятся компании, учрежденные региональными властями — средний бизнес на рынок пускать хотят не все, поэтому создаются разные ГБУ, МУПы или просто ООО, подведомственные органам власти.
Есть другие ситуации — когда власть хочет создать видимость конкурентной борьбы за пост регоператора и в частную компанию заводит своего человека. Но биография руководства выдает региональных чиновников с потрохами. Исключением не стала Оренбургская область.
Единственным регоператором в Оренбуржье стала ООО «Природа», учрежденное в 2017 году. Лицензию на работу с отходами фирма получила в начале следующего года. А еще через год приступила к своим обязанностям в статусе регоператора. Руководит предприятием Виктор Доценко.
За последние годы Доценко успел построить неплохую карьеру на госслужбе: с 2002 года руководил исполкомом регионального отделения партии «Единая Россия», с 2005 года стал заместителем председателя Политсовета правящей партии. Через год Доценко избрался в депутаты Заксобрания Оренбургской области и вскоре стал заместителем председателя регионального парламента.
Однако связями с представителями власти региональный оператор не ограничивается — нашлось тут и место бизнесу, правда, как водится, крупному. Учредителем ООО «Природа» является компания «Орбис», владелец которой — «соляной» миллиардер Сергей Черный, владелец холдинга «Руссоль». В состав холдинга входит компания «Соль-Илецк», а раньше также входила ныне ликвидированная «Бассоль». Все компании принадлежат офшорной компании RUSSALT LIMITED, зарегистрированной на Кипре.
В ОНФ по Оренбургской области PASMI обозначили основные проблемы реализации мусорной реформы: несвоевременный вывоз мусора и отсутствие переработки.
«У нас есть эксперты, они как раз два дня работали, выезжали на места, смотрели. Обратили внимание, что во многих местах мусор не вывозится своевременно и скапливается. Но проблема в том, что мы выезжаем и видим, что ящики свободны, а вокруг навалы мусора. Нужно определять чья это территория, кто это должен убирать», — рассказали в ОНФ.
Всего в Оренбургской области 11 мусорных полигонов, а сортировочный комплекс всего один — в административном центре региона. Никакой переработки в области, по словам пресс-службы ОНФ, до сих пор нет: не начато даже строительство мусороперерабатывающих заводов, хотя в планах они есть. Весь отсортированный мусор находится на площадках временного накопления и сколько он там пробудет — неизвестно.
Они должны быть в курсе:
— прокурор Оренбургской области Сергей Бережицкий
— начальник УФСБ по Оренбургской области Рустэм Ибрагимов
— и.о. главы СУ СКР по Оренбургской области Вячеслав Зудерман
— начальник ГУ МВД по Оренбургской области Алексей Кампф
Московские игроки на нижегородском рынке
Нижегородская область, несмотря на статус экономически развитого региона, также оказалась в антирейтинге «Зеленого патруля».
Нижний Новгород особенно приглянулся крупным игрокам на мусорном рынке: несколько кластеров забрали себе АО «Управление отходами-НН» и московское ООО «МСК-НТ». Первая фирма — дочка московского «Управления отходами», бенефициаром которой является Александр Калин. Калин известен как создатель «Алор-трейд», первой системы интернет-трейдинга, подключенной к московской межбанковской валютной биржи. Помимо Нижегородской области АО «Управление отходами» и его дочки получили статусы региональных операторов в 11 регионах. Управляет головной компанией Олег Сынков, экс-глава Зарайского муниципального района Московской области.
Вторая компания, «МСК-НТ», одним регионом также не ограничились, кроме Нижегородской области она получила статус регоператора в Тульской и Московской областях.
Но и региональные чиновники, как в случае с Оренбуржьем, не отстают. Новоигумновской зоной управляет ООО «Нижэкология-НН». Владельцем предприятия, согласно СПАРК, является Евгений Разживин, близкий к чиновникам Нижегородской области. Ранее он был генеральным директором АО «Домоуправляющая компания (ДК) Канавинского района» и членом совета директоров АО «ДК Московского района». В структуре собственников обеих фирм указан комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода.
Основные проблемы у региона с полигонами — недостатка в них нет (сейчас их пять, но обещают построить еще четыре), но часть стоят не загруженными. О причинах пустующих полигонов в беседе с PASMI рассказал эксперт нижегородского отделения союза «За химическую безопасность» Дмитрий Левашов.
Левашов считает, что региональный Росприроднадзор вынуждает предприятия возить мусор только на определенные полигоны — Богородский и Балахнинский. Собеседник PASMI рассказал, что эти полигоны построил Леонид Лебедев, тогда еще занимавший должность сенатора от Чувашии.
«В Выксе находится крупнейший металлургический завод, принадлежащий АО „ОМК“, они в том числе работали над „Северным потоком“. У них есть свой полигон, но пользоваться им нельзя, потому что Росприроднадзор запрещает. ОМК вынужден возить отходы за 180 километров, вместо того чтобы разгружаться в пяти километрах от предприятия, на своей территории», — рассказывает Левашов.
Аналогичная ситуация, по словам эксперта, сложилась с Масложиркомбинатом: вместо того чтобы возить отходы в Борский район, за 3,5 тысячи рублей за кубометр мусора, ГК «НЖМК» вынуждены платить за транспортировку на Балахнинский полигон 8 тысяч рублей.
При этом руководство полигонов, рассказывает Левашов, не стесняется принимать и ядовитые отходы, которых там быть не должно: «В отношении руководства Балахнинского полигона за последние полтора года были попытки завести уголовные дела за нелегальную транспортировку опасных отходов из Кстово, где находится нефтеперерабатывающий завод „Лукойла“. Завозятся они в металлических бочках: покрышки, химические отходы, все что должно утилизироваться». Именно там, в Балахнинской зоне, работает АО «Управление отходами НН».
Они должны быть в курсе:
— прокурор Нижегородской области Вадим Антипов
— начальник УФСБ по Нижегородской области Сергей Старицын
— глава СУ СКР по Нижегородской области Андрей Виноградов
— начальник ГУ МВД по Нижегородской области Сергей Камышев
Иркутск — помощники мэра в мусорном деле
По традиции, Иркутская область всегда занимает видные позиции в рейтингах грязных регионов — виной тому выбросы с заводов, загрязненные реки и озеро Байкал, где несколько лет не могут ликвидировать последствия производства целлюлозно-бумажного комбината. Согласно информации «Зеленого патруля» низкую позицию регион получил в том числе из-за многочисленные лесных пожаров.
Ситуация с отходами не лучше — отдельной проблемой, по сообщениям СМИ, является отсутствие мусорных площадок в некоторых районах, например в Ангарске. Из-за этого жители вынуждены идти до соседних домов чтобы выбросить коммунальные отходы. А другие идти отказываются и просто выбрасывают мусор в ближайшие овраги. Усугубляется ситуация не своевременным сбором ТКО, отчего горы мусора периодически вырастают.
Руководство Иркутской области активно работает в сфере создания инфраструктуры — планирует закупить 35 мусоросортировочных комплексов, писали региональные СМИ. Однако здесь, как и в Оренбургской области, проблема все та же — сортировка есть и вскоре будет количество комплексов будет увеличено в разы, но нет переработки — власти обещают, что в 2019 году будет завершено проектирование завода, но его строительство завершится не раньше 2021 года. До этого времени отходы, скорее всего, будут также находиться на площадках временного накопления.
Конкурс регионального оператора на южную зону региона выиграла компания ООО «РТ-НЭО Иркутск». Фирма сменила название в начале 2018 года, а до этого называлась «Сиб-транс-петройл». Примечательно, что название предприятия близко похоже на название профильной компании Ростеха: «РТ Национальный экологический оператор». Однако связей с госкорпорацией у руководства регоператора нет.
Последние несколько лет компания активно участвует (и побеждает) на конкурсах за получение госконтрактов. За период 2016-2018 годы предприятие получило более 485 млн бюджетных денег. Владеют фирмой крупные региональные предприниматели Александр Сумкин и Артем Мищенко, которых называют профессиональными «мусорными» бизнесменами, в их управлении находится множество других предприятий, связанных со сбором отходов.
В СМИ также сообщали, что работа с мусором — не единственная область, в которой предприниматель Артем Мищенко сумел себя реализовать: «Нельзя не упомянуть, что Артем Мищенко и его бизнес-партнер Вадим Логунов принимали самое активное участие в продвижении Леонида Фролова на выборах мэра Иркутского района в декабре 2015 года. Упомянутые господа неофициально возглавляли штаб будущего районного начальника», — сообщалось на сайте регионального издания.
Северная зона, в отличие от Южной, перешла чиновникам. И снова не напрямую. Регоператором на территории, в которую входит Братский, Усть-Илимский, Нижнеудинский и другие районы, стало ООО «Братский полигон ТБО». Бенефициаром предприятия является Марина Гаськова. По сообщениям СМИ, она является супругой Александра Гаськова — бывшего вице-мэра города Братска, а ныне депутата Заксобрания Иркутской области.
Они должны быть в курсе:
— прокурор Иркутской области Александр Воронин
— начальник УФСБ по Иркутской области Андрей Патраков
— руководитель СУ СКР по Иркутской области Андрей Бунев
— начальник ГУ МВД по Иркутской области Андрей Калищук
PASMI обратилось в администрацию каждого региона с просьбой разъяснить какие меры будут приниматься для устранения проблем, мешающих полноценной реализации мусорной реформы.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников при реализации мусорной реформы и в других сферах — пишите в рубрику PASMI «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Чайка остался недоволен малым числом уголовных дел в мусорной сфере
- «Смотрящим» за мусорной реформой в России могут сделать протеже Игоря Чайки
- Наследник Шойгу и покровитель «мусорного короля»
- Москва за 10 млрд рублей повезет свой мусор в Архангельскую область
- Собянин пообещал выделять ежегодно по 3 млрд рублей на мусор в Подмосковье
- На мусорной проблеме Подмосковья наживутся Сергей Чемезов и Игорь Чайка