Десять лет коррупции Игоря Чуяна: ошибка Путина и провал ФСБ
Топ расследований ушедшего года — дело Росалкоголя
Хищения, которые поставили под угрозу экономическую безопасность страны, выпуск фальсифицированного алкоголя в промышленных масштабах, искажение национальной статистики, подделка государственных акцизов, уничтожение независимого бизнеса, расправа над эфэсбэшниками и удачный побег от ответственности за границу — это лишь малая часть деяний, связанных с недавним главой Росалкогольрегулирования. Как одному человеку на протяжение многих лет удавалось управлять криминальными схемами под носом спецслужб и правительства — читайте в одном из самых масштабных расследований ПАСМИ 2018 года.
О теневой стороне деятельности Игоря Чуяна ПАСМИ начал писать, когда в руках этого чиновника был сосредоточен весь контроль над рынком спиртсодержащих напитков. Сегодня выводы спецслужб подтвердили правильность журналистского расследования: бывший госслужащий стал фигурантом уголовного дела и объявлен в международный розыск, но, по данным редакции, запущенные им схемы до сих продолжают функционировать.
Глава алкогольных дел
Заметное влияние на рынок крепких напитков Игорь Чуян начал оказывать ещё с 2006 года, когда получил должность генерального директора ФГУП «РосСпиртПром» — крупнейшего российского поставщика этилового спирта, объединяющего девять спиртовых заводов и две сервисные компании.
А ещё через три года, в 2009, чиновник получил новый подарок судьбы: его сделали, по сути, госмонополистом в управлении алкогольным сектором, поставив руководить новой структурой — Росалкогольрегулированием (РАР). В этом кресле Игорь Чуян находился без малого десятилетие — вплоть до своего увольнения в 2018-м и последующего побега за границу
Надо сказать, что правительство изначально превратило РАР в федеральную службу с бесконтрольными возможностями, передав ей полномочия, ранее разделенные между четырьмя структурами — министерством сельского хозяйства, Минфином, налоговиками и Федеральной службой по тарифам. Новорожденному ведомству позволили всё: проводить проверки и накладывать любые взыскания, оформлять лицензии и лишать их, создавать новые законы и проверять их соблюдение.
Задачи перед Росалкоголем тоже стояли масштабные: добиться снижения уровня пьющих в стране, уменьшить долю нелегального рынка и увеличить собираемость налогов.
Однако, реальное положение дел и заявленные планы явно не совпадали, а поведение Чуяна начало вызывать много вопросов. Первые серьезные претензии к нему у власти и журналистов появились в 2014 году.
Жалобы снизу и недовольство сверху
Так, в мае 2014-го Чуяну объявил выговор премьер-министр Дмитрий Медведев с формулировкой «за ненадлежащую организацию работы по обеспечению исполнения поручений правительства». Медведев и вице-премьер Аркадий Дворкович, который курировал РАР, были недовольны тем, что подготовка проектов нормативно-правовых актов срывается, причем — систематически.
А в сентябре 2014 года — новый скандал: в своем служебном кабинете Игорь Чуян нанес побои своему подчиненному, сотруднику РАР по ЮФО Ашоту Тирабяну. По словам пострадавшего, конфликт произошел из-за того, что он отказался прекратить проверку в отношении винзавода «Северский», как того требовал Чуян, хотя на предприятии были выявлены нарушения.
Этот конфликт просочился в прессу и вызвал заметный резонанс. По факту избиения было возбуждено уголовное дело, которое, впрочем было закрыто Тверской прокуратурой Москвы.
В 2015 году претензии к политике Росалкоголя стали поступать из Совета Федерации., Председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко заявила, что нелегальный рынок алкоголя вырос до 64%, а бюджет не получает более 290 миллиардов рублей ежегодно.
По оценке экспертов и правоохранителей, нелегальный рынок алкоголя к 2015 году увеличился с 40 до 64-80%, а основные «левые» производства сосредоточились в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестане и Подмосковье.
Сложилась странная ситуация — акцизы на алкоголь выросли, но поступления в бюджет резко сократились. Причем произошло это именно в период существования Росалкогольрегулировавания.
В том же 2015 году доклад ФСБ о «черном» рынке довели до сведения президента России Владимира Путина. Эти документы попали в распоряжение ПАСМИ.
ФСБ против Чуяна
Ущерб бюджету от деятельности Чуяна ФСБ оценило более чем в 200 млрд рублей. Основой обмана стало лицензирование заводов-однодневок на выпуск продукции и бесконтрольный оборот федеральных марок, которые попадали к нелегальным производителям.
«Только за 2010–2012 годы группе лиц (в том числе, из состава руководителей Росалкогольрегулирования) удалось выдать 15 производителям-однодневкам … федеральных специальных марок в общем количестве 1,5 млрд штук. Затем в течение нескольких лет данными федеральными специальными марками оклеивалась нелегально произведенная поддельная продукция, что не позволяло потребителям и правоохранительным органам определить ее суррогатное происхождение. Как результат — увеличение показателей смертности от алкогольных отравлений», — говорилось в докладе президенту.
Кроме того, руководителя Росалкоголя обвинили в организации фиктивных возвратов уже реализованной продукции.
Эти способы, в основном, касались торговли водкой и вином, а после публикации данных материалов в редакцию поступили сведения, что под покровительством Чуяна была запущена и «пивная» схема, включающая в себя фальсификацию данных в единой информационной госсистеме учета (ЕГАИС).
Однако, Игорю Чуяну удалось не только отвести от себя подозрения, но и дискредитировать офицера ФСБ Игоря Коробицина, который по приказу директора спецслужбы Александра Бортникова занимался расследованием его деятельности. Офицера обвинили в вымогательстве 800 тысяч долларов у чиновника. Московский гарнизонный военный суд приговорил Коробицына к шести годам лишения свободы и штрафу в 700 тысяч рублей.
Дело есть, фигуранта нет
Надо заметить, что денежную подпитку всех схем Чуяна обеспечивал «ОФК-банк», во главу которого чиновник поставил свое доверенное лицо — Николая Гордеева. Конкретные доказательства связи Гордеева и Чуяна, а также подробности банковских фальсификаций летом 2018 года раскроет в заявлении в полицию руководитель группы компаний «Кристалл-Лефортово» Павел Сметана, а толчком для откровений которого стало банкротство его корпорации.
Но проблемы Игоря Чуяна начались еще весной 2018 года, когда по заявлению одного из владельцев банка «Объединенный финансовый капитал», сокурсника президента Владимира Путина юриста Николая Егорова было возбуждено уголовное дело по финансовым злоупотреблениям в «ОФК-Банке», выдавшем ничем не обеспеченных кредитов на 14 млрд руб. Все эти ссуды предназначались предприятиям, входящим в состав алкогольного дистрибьютора ООО «Статус групп», конечным бенефициаром которого, по многочисленным сведениям, выступал Чуян.
И вот, 11 июля главу Росалкогольрегулирования отправляет в отставку премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, а в сентябре Чуян, наконец, становится фигурантом уголовного расследования: по делу «ОФК-Банка» — он из статуса свидетеля был переведен в обвиняемого.
Однако, к этому моменту Чуян уже был далеко за пределами страны. По информации осведомленных источников в правоохранительных органах, сначала он отправился в Латвию, а затем в Израиль.
Бывший высокопоставленный чиновник был объявлен сначала в федеральный, а затем и в в международный розыск. Суд арестовал его заочно: точная квалификация по уголовному делу — организация злоупотребления полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (ч.3 ст.33 и ч.2 ст.201 УК РФ).
А в России в это время продолжают разбираться с богатым наследием Игоря Чуяна. Сейчас следователи заняты ближайшими подручными сбежавшего чиновника, которые, по некоторым сведениям, продолжают дело шефа, оставаясь при должности в Росалкоголе и даже идя на повышение. Это — заместители руководителя Росалкоголя Владислав Заславский и Елена Афанасенко, глава Межрегионального управления РАР по ЦФО Ирина Голосная, ее заместитель Татьяна Поликарпова, начальник административного управления Алексей Котов и начальник отдела лицензирования Сергей Горбовский.
Также активизируются следственные мероприятия в отношении и бизнес-партнеров Чуяна — Арсена Ципинова, Игоря Шушерева и кабардино-балкарского водочного короля Анатолия Бифова, заводы которого работали на «Статус-групп».
Между тем, редакция располагает данными, что рынок паленого алкоголя по-прежнему остается под контролем обвиняемого в коррупции экс-главы РАР: даже после бегства из России он продолжает контролировать этот бизнес и получать от него доход, который оценивается в 50 млн руб. в месяц.
История захвата алкогольной отрасли страны экс-главой Росалкогольрегулирования Игорем Чуяном — в подборке ПАСМИ.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале