Как нам реорганизовать ФСИН — реформа или ликвидация
Инцидент с пытками в ярославской колонии заставил власти снова задуматься о реформировании пенитенциарной системы
Разговоры о реформировании ФСИН то затихают, то возобновляются. Одни видят необходимым вернуть службу в лоно МВД, другие усматривают в этом лишь перспективу большей коррупции, третьи предлагают раздать ее функции другим структурам. После того, как «масло в огонь» подлил инцидент с пытками в ярославской колонии №1, о разделении ФСИН заговорили с самых высоких трибун. Однако на возможность быстрых и эффективных реформ системы пока не указывает ничто.
Взять и разделить
Идею достаточно радикального преобразования пенитенциарной системы 26 июля озвучила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Находясь под впечатлением от видео с демонстрацией избиения сотрудниками ярославской колонии заключенного, глава верхней палаты парламента ужаснулась и предложила передать часть функций ФСИН гражданской службе. Люди без погон, по мнению Матвиенко, могли бы заняться перевоспитанием и социализацией заключенных.
С идеями Матвиенко поспешил согласиться председатель экспертного совета при комитете СФ по конституционному законодательству Александр Башкин. По его мнению, в системе ФСИН следует оставить контроль, охрану и обеспечение порядка в местах лишения свободы. «Что касается перевоспитания и трудовой реабилитации, социализации, то это скорее зона ответственности Минтруда», — заявил сенатор.
Интересно, что озвученная Матвиенко идея не нова. Так, о передаче функций ФСИН гражданской службе говорится и в предложениях, подготовленных в октябре 2017 года Центром стратегических разработок Алексея Кудрина, рассказала РБК эксперт ЦСР Ольга Шепелева. ЦСР предлагает выделить из общей структуры ФСИН подразделения, которые будут выполнять задачи, связанные с конвоированием, охраной изоляторов и исправительных учреждений и поддержанием безопасности, а остальные функции передать назначаемым на основании конкурса служащим гражданской государственной службы или рекрутируемым с общего рынка труда специалистам.
Исчезнет ли ФСИН?
Как выяснил РБК, в кулуарах власти давно обсуждается проект реформы ФСИН, а точнее, разделения ее на два ведомства – силовое и гражданское. Проект предусматривает передачу в структуры Минюста экономику, перевоспитание и ресоциализацию пенитенциарной системы, а охрану и спецподразделения – под юрисдикцию Росгвардии. Всяческая оперативно-розыскная деятельность, по задумке авторов проекта, должна достаться МВД.
При этом, как сообщил РБК источник в силовых структурах, есть даже два варианта реформирования, и готовит их в закрытом режиме группа, состоящая из представителей МВД, ФСБ, Минюста и государственно-правового управления президента. ФСИН в группе не представлена вообще.
По первому варианту планируется упразднить Управление собственной безопасности (УСБ) и сократить оперативную составляющую работы ФСИН. Штатные ставки оперативников ФСИН будут переданы ФСБ и МВД. Полиция займется, в частности, розыском сбежавших преступников, а ФСБ сосредоточит свое внимание на антикоррупционной составляющей. Медицинское обслуживание заключенных будет передано в Минздрав. Вариант предусматривает сохранение ФСИН, но только для решения хозяйственных вопросов, соблюдения режима исполнения наказаний и этапирования осужденных.
Второй вариант передает охрану и конвоирование, работу спецподразделений ФСИН в Росгвардию. «В ее обязанности будет входить подавление бунтов в колониях, что уже прописано в законе о войсках национальной гвардии», — уточняет источник. А оперативная работа с заключенными, воспитательная работа с контингентом и многое другое отдается МВД, где будет воссоздано Главное управление исполнения наказаний (ГУИН). Второй вариант, по утверждению источника РБК, поддерживается большинством в рабочей группе.
Правда, именно второй вариант пока видится менее реалистичным, поскольку ведет к нарушению обязательств России перед Советом Европы, в соответствии с которыми пенитенциарная служба должна быть отделена от МВД и передана в Минюст.
В свою очередь, собеседник РБК, близкий к руководству Росгвардии, сомневается, что состоится перераспределение функций ФСИН, поскольку, по его мнению, «исполнением наказаний должна заниматься единая структура с полномочиями оперативно-розыскной деятельности».
Трагедия положений
Хоть силовики в рабочей группе в своем большинстве выступают за передачу функций ФСИН в МВД, правозащитники не видят в такой перспективе ничего хорошего. «Служба исполнения наказаний должна оставаться отдельно взятой структурой. Слияние с МВД однозначно усугубит ситуацию: система станет еще более закрытой и коррумпированной», — цитирует РБК руководителя организации «Правовая зона» Елену Соколову. По ее мнению, в особом реформировании ФСИН не нуждается, а нуждается лишь в пересмотре правил приема сотрудников на службу и в усилении контроля над ними.
«На бумаге идет постоянное улучшение качества медицинского обслуживания, условий содержания. На все это выделяются огромные деньги. Но жалоб на условия содержания, побои, отвратительную медицину от заключенных меньше не становится. Реформы ФСИН должны в первую очередь обеспечить для заключенных безопасное отбывание наказания», — говорит правозащитница.
В свою очередь, первый зампредседателя комиссии Общественной палаты по общественному контролю Артем Кирьянов, соглашаясь с тем, что ситуация во ФСИН «далека от того, чтобы считаться приемлемой», полагает достаточным сначала напрямую подчинить ее председателю правительства, а затем провести аудит и перераспределить финансовые потоки.
Пока гражданское общество и власти рассуждают, что делать с «неприемлемой ситуацией» во ФСИН, она продолжает функционировать в прежнем режиме — ежегодно забирая сотни миллиардов рублей из бюджета и обеспечивая штатной работой 295 967 человек, которые обслуживают 590 635 подлежащих исправлению лиц.
«В 2017 году эксперты Лозаннского университета, опираясь на данные за 2014 год, подсчитали, что правительство России в 2014 году тратило на каждого заключенного €22,5 в день, что вдвое меньше среднего по странам Европы (€52); сильнее экономили только закавказские и балканские страны, а также Литва, Румыния и Молдавия. При этом бюджет российской тюремной системы в 2014 году составил рекордные €5,4 млрд, что на €2 млрд больше, чем у ближайшего конкурента, Великобритании», — отмечает РБК.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале