Почему дело «Квант-Н» не потопило бывших главу Росимущества и управделами президента?
Журналисты выявили проверенную временем и крупным мошенничеством связку Кожина и Петрова
В Москве поставили точку в громком уголовном деле о мошенничестве с комплексом зданий ОАО «Квант-Н», проданным менее чем за половину стоимости под размещение бизнес-центра. В махинациях оказались замешаны сотрудники управления делами президента и Росимущества, однако, по странному стечению обстоятельств, на скамью подсудимых не попали руководители обоих ведомств, хотя именно они сыграли ключевую роль в продаже казенного имущества. По версии издания «Документы и факты», бывший начальник управления делами президента Владимир Кожин и экс-глава Росимущества Юрий Петров смогли избежать уголовного преследования, потому что давно действуют в тандеме.
Больше пяти лет прошло с момента преступной продажи акций ОАО «Квант-Н», работавшего на космическую промышленность страны, частной компании, которая позже превратила здания предприятия в огромный бизнес-центр. Этой продаже, причинившей государству миллиардный ущерб, предшествовала странная передача: управление делами президента (УПД), возглавляемое нынешним помощником президента Владимиром Кожиным, попросило Росимущество отдать ОАО «Квант-Н» своей структуре ФГУП «Центр финансового и правового обеспечения» (ЦФПО). Главой Росимущества в 2011 году являлся Юрий Петров, который сейчас заседает в Госдуме, — он без промедления ответил на просьбу Кожина и в два дня дорогостоящие здания сменили владельца. Затем директор ЦФПО Николай Скрыпников заказал оценку полученного имущества и сразу же выставил его на торги, реализовав по заведомо низкой цене — и он, и его заместитель Александр Ведин, и участники преступных торгов в 2017 году попали на скамью подсудимых, получив от трех с половиной до шести с половиной лет лишения свободы. Однако Кожин и Петров, с которых и началась вся эта коррупционная история, вышли сухими из воды, лишь сменив место работы. В чем причина такой неуязвимости, остается только догадываться.
Наивные простаки или ловкие аферисты?
По уголовному делу о мошенничестве с имуществом «Кванта-Н» Владимир Кожин и Юрий Петров проходили в статусе свидетелей. Следствие посчитало, что главу Росимущества и главу УПД ввели в заблуждение их подчиненные и, злоупотребив доверием, заставили подписать документы о передаче «Кванта-Н». Этими прожженными обманщиками, по версии правоохранителей (с которой поспешили согласиться Кожин и Петров), оказались Николай Скрыпников и бывший замглавы Росимущества Александр Нистратов, ныне скрывающийся от российского правосудия на территории США.
Правда, к версии с обманутыми начальниками следователи МВД пришли лишь в конце 2015 года, тогда как сделка по продаже ОАО «Квант-Н» привлекла внимание борцов с коррупцией еще в 2012 году. Тогда сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ под руководством генерала Дениса Сугробова обнаружили, что продажа акций предприятия произошла без разрешения президента и по заниженной стоимости, а почти половина вырученных от продажи средств ушла на счет оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский» УДП Владимира Кожина.
Подчиненные Сугробова также выявили еще несколько подозрительных сделок по отчуждению федеральных земель с участием Кожина и заподозрили чиновника в превышении полномочий, однако он оказался им не по зубам: как только в отношении Кожина начались активные действия, ГУЭБиПК буквально разгромили сотрудники ФСБ, задержав их в тот момент, когда они сами пытались поймать на взятке замначальника шестой службы девятого управления ФСБ УСБ ФСБ. Этот чекист был косвенно связан с Кожиным, так как курировал фонд, через который уходили в офшоры отчуждаемые у государства земли.
Дружеский тандем
По версии издания «Документы и факты», Владимир Кожин не позволил попасть под обвинение и своему коллеге Юрию Петрову, так как стать «обманутыми» и получить статус свидетеля они могли лишь в паре. «ДиФ» приводит еще один аргумент, который объясняет сотрудничество Кожина и Петрова — в 2009 году первый якобы при содействии последнего получил в собственность 7,7 га земли на Рублевке на берегу Москвы-реки всего за 5,4 тысячи долларов (рыночная цена земельного участка Кожина превышает эту сумму многократно).
«Участок был „из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, и земель иного специального назначения“. Интересно, что глава ТУ Росимущества по Московской области Медведева Е.В. сочла сделку по приобретению незаконной и обратилась к своему руководству… Дальше пояснять смысла нет. Единственное, что произошло – статус земель поменялся с „для федеральных нужд“ на „для дачного строительства“», — отмечают журналисты.
Впрочем, у Юрия Петрова могут быть и собственные связи в органах, позволяющие ему держаться на плаву. Иначе сложно объяснить, как он избежал ареста при многочисленных обвинениях в его адрес, связанных с незаконной раздачей бесплатных квартир родственникам и друзьям, а также распродажами конфиската по бросовым ценам.
«Выходит, что Петров и Кожин давно действуют в сговоре. И от ответственности они, наверное, уходили не по одному, а тандемом – так, говорят, во власти проще вертеться. И сейчас, когда недвижимости у них уже полный вагон, они занялись несколько более прибыльными делами, потому что все еще на свободе», — подытоживают авторы расследования.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Следователи пришли с обыском в петербургское управление Росимущества
- В Москве вынесли приговор за «космическое мошенничество» с комплексом «Квант-Н»
- МВД официально подтвердило вскрытие продажи госимущества в офшор
- Управделами президента продаёт западу секретный объект Роскосмоса за бесценок
- России не хотят возвращать с офшоров ОАО «Квант-Н»
- Опыт экс-главы УДП РФ Владимира Кожина в реализации значимых проектов