Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Активизация Краснова: обнуление дел по воспрепятствованию бизнесу

Неоднозначная статистика прокурорских проверок 

Число уголовных дел по воспрепятствованию законному бизнесу, возбужденных по материалам надзорных органов,  за два года снизилось почти на порядок. Если верить внутренней статистике ведомства Игоря Краснова, в первом полугодии таких дел было заведено целых шесть. При этом прокуроры рапортуют об активизации работы в этой сфере и ее эффективности, что совершенно не вяжется с цифрами прошлых лет и выглядит неубедительно на фоне статистики дел, возбужденных против самих предпринимателей. Успехи и провалы надзора в сфере защиты бизнеса — в материале ПАСМИ. 

Чуть более месяца назад генеральный прокурор Игорь Краснов дал большое интервью изданию “Коммерсантъ”, в котором, среди прочих тем затронул надзор за исполнением законов о защите прав  предпринимателей. По словам Краснова, прокуроры выявили свыше 90 тыс. нарушений законодательства в этой сфере. В частности, удалось восстановить права более 6,5 тыс. бизнесменов на государственную поддержку,  добиться выплаты субъектам предпринимательства долгов по государственным и муниципальным контрактам на 16,5 млрд рублей, скорректировать более 22 тыс. правовых актов, не соответствующих требованиям законов  о защите предпринимателей. 

Полицейский, лесник и таможенник

При этом генпрокурор не привел статистику уголовных дел, возбужденных после надзорных проверок по фактам воспрепятствования чиновниками законному предпринимательству. Этот пробел заполнили его подчиненные, отчитавшись руководству о работе по защите бизнеса от злоупотреблений контролирующих органов за первое полугодие текущего года.

“В следственные органы направлено 14 материалов прокурорских проверок. Все они реализованы возбуждением уголовных дел”, — говорится в обзоре практики применения средств уголовно-правовой защиты прав предпринимателей, поступившем в распоряжение ПАСМИ.

Там уточняется, что шесть из 14 уголовных дел возбуждены по ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности). Остальные связаны с коррупционными составами — четыре дела о даче взятки, три — о служебном подлоге и одно — о получении мелкой взятки.

“Уголовно-правовая защита бизнеса осуществлялась прокурорами Республики Бурятия, Приморского края, Новгородской, Ростовской, Самарской областей и Ханты-Мансийского автономного округа”, — отмечается в обзоре.

Так, уголовное дело по статье 169 УК РФ по итогам прокурорской проверки возбудили против сотрудника ОЭБиПК ОМВД России по Аксайскому району Ростовской области. Полицейский под  видом административного расследования провел незаконную проверку соблюдения требований пожарной безопасности магазина по продаже пиротехники и изъял около 6 тыс. единиц товаров.

Также фигурантами дела о воспрепятствовании предпринимательской деятельности стали сотрудники Бурятской таможни. Региональная транспортная прокуратура выявила факты  незаконных таможенных досмотров, препятствующих выпуску товаров на территорию России. 

Самарская районная прокуратура Самары отреагировала на обращение местного предпринимателя: он пожаловался на сотрудника Трудовой инспекции, который в ходе проверки начал требовать излишние документы с целью получения незаконного вознаграждения.  

Вместе с трудовым инспектором под уголовное преследование по статье 169 в Самаре попал сотрудник отдела архитектуры администрации Железнодорожного района. Он также вышел за пределы своей компетенции в ходе контрольных мероприятий, добиваясь от предпринимателя выплаты денежных средств.

Более серьезные статьи вменили сотруднику Приморской Государственной инспекции труда. Прокурорская проверка выявила факты получения инспектором денежных средств от предпринимателей за непривлечение их к административной ответственности. Итогом стали четыре уголовных дела по части 3 статьи 290 УК РФ и одно — по части 1 статьи 291 УК РФ.

А сотрудник “Валдайского лесничества” был обвинен в служебном подлоге. Прокуратура Валдайского района Новгородской области выявила, что он внес заведомо ложные сведения в акт осмотра лесосеки, чтобы освободить предпринимателя от административной ответственности. По итогам проверки следственные органы возбудили три уголовных дела по  части 1 статьи 292 УК РФ.

“Результаты проведенного обобщения свидетельствуют о том, что уголовно-правовые средства являются действенным способом защиты прав бизнеса, в связи с чем предлагаю активнее использовать их в надзорной деятельности”, — отмечается в обзоре.

Рост на фоне провала 

Там также говорится об “активизации органами прокуратуры работы по применению уголовно-правовых средств для защиты прав хозяйствующих субъектов от злоупотреблений должностных лиц контролирующих органов”. 

Для сравнения приводятся цифры аналогичного периода прошлого года: за первое  полугодие 2019 года по материалам прокурорских проверок возбуждено шесть уголовных дел, из них пять — по статье о воспрепятствовании предпринимательской деятельности. То есть, констатируется пусть небольшой, но рост эффективности работы прокуроров в части защиты бизнеса.

Между тем, уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов чуть более года назад приводил другие цифры. Он заявил, что за первые шесть месяцев 2019 года было зарегистрировано 49 преступлений по статье 169, правда, не уточняя, проверки каких органов привели к выявлению указанных правонарушений.

Титов назвал сложившуюся ситуацию “провалом”, отметив, что годом ранее число зарегистрированных преступлений в отношении чиновников, препятствующих законному бизнесу, было гораздо больше — 72.

В связи с этим бизнес-омбудсмен предложил расширить полномочия прокуратуры — дать ей право направлять органам следствия обязательные к исполнению поручения о возбуждении дел по этой статье.

Данные Титова по первому полугодию 2018 года не противоречат статистике самой Генпрокуратуры. Как следует из направленного бизнес-омбудсмену письма первого заместителя генерального прокурора Александра Буксмана, всего за 2018 год на основании материалов прокурорских проверок было возбуждено 101 уголовное дело по ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности) — на 40% больше, чем в 2017.

Тогда Титов отметил, что такая статистика не может не радовать, но посетовал, что половина дел не доходит до суда, и самые суровые приговоры по 169 статье — это условные сроки.

Защита или нападение

Тем временем, сами предприниматели зачастую получают по экономическим статьям сроки вполне реальные, а в ожидании приговора находятся под арестом. И это, несмотря на заявления о недопустимости уголовного давления на бизнес, которые  мы на протяжении многих лет слышим и от бизнес-омбудсмена Бориса Титова, и от генпрокурора Игоря Краснова, и от президента России Владимира Путина

Как сообщал уполномоченный по правам предпринимателей, в 2019 году зафиксирован рост числа экономических преступлений на 37%. “Согласно сводным данным Следственного комитета, МВД и ФСБ, в 2019 году по статьям 159-159.6, 160, 165, 22 главы  УК РФ зарегистрировано 317 тыс. 627 преступлений, — отметил Титов. 

Правда, число находящихся под арестом бизнесменов все-таки немного сократилось: в 2018 году было 5 тыс. 638 человек, в 2019 – 5 тыс. 284.

Между тем, по статистике Судебного департамента, в 2018 году на 20%  увеличилось число осужденных за экономические преступления — 7,7 тыс. человек против 6,4 тыс. годом ранее.

Что касается суровости приговоров, то в 2019 году суммарно по статьям о преступлениях экономической направленности (глава 22 УК РФ) и мошенничестве в сфере предпринимательства (ч.4-6 ст. 159 УК РФ) было осуждено 7 тыс. 872 человека, 11,6% (920 фигурантов) получили реальные сроки.

В 2020 году процент отправившихся в колонию снизился до 10 — за первое полугодие вынесены приговоры 2 тыс. 870 подсудимым, лишились свободы 290 из них.

Если у вас есть информация о незаконном давлении на бизнес — пишете в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале