Ошибка Колокольцева или заблуждение Титова: «президентский» кейс из «лондонского списка» поставил в тупик экспертов
Острая дискуссия по делу Дмитрия Зотова
Дело экс-главы компании «Трансфин-М» Дмитрия Зотова, в которое по просьбе Бориса Титова лично вмешался Владимир Путин, вызвало неожиданное бурное и не совсем однозначное обсуждение экспертного сообщества. На заседании общественного центра при бизнес-омбудсмене защиту коммерсанта из “лондонского списка” попыталось разрушить новое руководство возглавляемой им ранее компании. Аргументы оппонентов оказались настолько равноубедительны, что представители Центра общественных процедур решили взять паузу для формирования своей окончательной позиции.
Дело бывшего гендиректора компании «Трансфин-М» Дмитрия Зотова из «лондонского списка» бизнес-омбудсмена Бориса Титова получило широкую известность после того, как в июле 2020 года к нему подключился президент Владимир Путин. Глава государства, к которому обратился Титов, поручил генеральному прокурору Игорю Краснову разобраться в ситуации с арестом коммерсанта. Зотов добровольно вернулся в Россию, но сразу по прилету 10 июня был отправлен подчиненными Владимира Колокольцева в СИЗО.
Итогом вмешательства Путина стало освобождение бизнесмена — мера пресечения была изменена на подписку о невыезде. Напомним, Зотова обвиняют в хищении грузовых вагонов на сумму 395 млн рублей перед продажей компании новому владельцу. Дело расследует управление МВД на транспорте по Центральному федеральному округу. Заявители — нынешнее руководство ПАО «Трансфин-М».
После освобождения Дмитрия Зотова действующий глава ТФМ Максим Анищенков обратился с заявлением к Титову, указывая на то, что бизнес-омбудсмен не знает всех обстоятельств дела, и Зотов вводит его в заблуждение. Практически одновременно к уполномоченному по защите прав предпринимателей обратился и сам Дмитрий Зотов, указывая на признаки необъективности правоохранительных органов и заказной характер уголовного преследования. Позицию обеих сторон заслушали 29 сентября на заседании общественного совета ЦОП «Бизнес против коррупции», на котором присутствовали журналисты ПАСМИ.
Неадекватная арифметика
Обвинения против бывшего генерального директора ПАО «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова выдвинуты по ч. 4 ст. 159 УК РФ — “Мошенничество в особо крупном размере”. Зотов возглавлял «Трансфин-М» с 2012 по ноябрь 2018 года. Компания занимается лизингом железнодорожного транспорта, производственного оборудования, спецтехники, автотранспорта и воздушных судов.
По версии следствия, Зотов осенью 2017 года заключил с подконтрольной ему организацией ООО «Инвест Актив» сделку по продаже тысячи вагонов по заниженной стоимости. По оценке управления МВД на транспорте по ЦФО, в результате этой сделки ущерб «Трансфин-М» составил порядка 395 млн рублей, хотя представители компании заявляли в суде о претензиях почти на 3 млрд рублей.
Впрочем, эксперт ЦОП “Бизнес против коррупции”, который проанализировал перед заседанием доводы обвинения, заявил, что они не подтверждены фактическими материалами дела.
Главный аргумент — отсутствие ущерба, без которого обвинение по 159-й статье невозможно. По оценке судебной бухгалтерской экспертизы, сделка между «Трансфин-М» и «Инвест Актив» является прибыльной, ее рентабельность составляет 12%, тогда как ущерб от продажи вагонов следствием не конкретизирован. Представитель ЦОП указал на то, что следователи сравнивали выкупную и рыночную стоимость вагонов, тогда как это совершенно разные экономические показатели, и их сопоставление невозможно. При этом, анализ аналогичных сделок полицейские не провели.
Впрочем, такую аналитику привел сам Дмитрий Зотов. На заседании он заявил о том, что новое руководство ТФМ совершило множество сделок по продаже вагонов по выкупной цене, данные о которых он готов предоставить следствию.
Аргументы обвинения, что Зотов при проведении сделки не получил одобрение кредитного комитета, как того требовал устав ТФМ, эксперты ЦОП посчитали недостаточными для предъявления обвинения по статье о мошенничестве, указав, что эти действия, скорее, можно квалифицировать как растрату. Кроме того, члены Центра общественных процедур обратили внимание на то, что сделку можно было оспорить в гражданском порядке, однако новое руководство ТФМ таких попыток не предпринимало. Хотя договор можно было бы расторгнуть или признать недействительным — сроки предъявления таких претензий не истекли до сих пор.
На заседании общественного центра был зачитан и отзыв по делу Зотова со стороны уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Татьяны Минеевой. Она полагает, что аффилированность Зотова с «Инвест Актив» не доказана. Более того, Минеева отметила, что покупатель перечислил большую часть средств за вагоны, и говорить о безвозмездном отчуждении имущества ТФМ нельзя.
Скрытые козыри
Впрочем, представители «ТрансФин-М», которые также выступили на заседании ЦОП, заявили, что у них якобы есть ответы на многие вопросы экспертов к обвинению Зотова — в виде документальных доказательств, некоторые из которых пока не раскрываются в интересах следствия.
Так, например, служба безопасности ТФМ, по словам спикеров, обнаружила служебную переписку Зотова, указывающую на то, что вагоны он продавал задним числом. Причем, эта переписка содержит имена сотрудников, которым Зотов давал указание на фальсификацию документов. Именно поэтому, как полагают заявители, продажа вагонов бывшим директором компании «Трансфин-М» не была согласована с кредитным комитетом, а акционеры не могли ее оспорить, поскольку попросту не знали о ней.
Представители нынешнего руководства ТФМ уверены, что сделку Зотова с «Инвест Актив» следует признать ничтожной, и речь идет именно об уголовной ответственности.
Причем, как утверждали заявители, новое руководство компании в 2019 году якобы пыталось уладить этот вопрос мирным путем, но Дмитрий Зотов на предложение о возмещении ущерба ответил угрозами. Данная переписка также находится в распоряжении следствия.
Кроме того, полиция, как рассказали спикеры, располагает доказательствами того, что Дмитрий Зотов являлся прямым бенефициаром компании «Инвест Актив».
Бурный финал
Последовательное изложение своих аргументов оппоненты продолжали недолго и перешли к достаточно острой дискуссии — Зотову бросали обвинения в выводе денег посредством многочисленных схем, данные о которых будут обнародованы в ближайшей перспективе.
А бывший гендиректор «ТрансФин-М» напирал на то, что его уголовное преследование — это инструмент, чтобы заставить его замолчать о “темных” деталях приватизации «Трансфин-М» — в 2019 году компания перешла в руки бывшего советника главы РЖД на общественных началах и экс-главе Федеральной грузовой компании (ФГК) Алексею Тайчеру. Ранее фирма принадлежала пенсионному фонду РЖД — НПФ «Благосостояние».
В итоге, общественный совет ЦОП, который должен был принять решение о мерах реагирования на жалобы, взял паузу на изучение новых обстоятельств дела. Свое резюме эксперты должны огласить через неделю.
Если у вас есть информация о незаконном уголовном преследовании предпринимателей — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- ЦОП “Бизнес против коррупции” выступил против уголовного преследования и ареста Майкла Калви
- ЦОП «Бизнес против коррупции» выяснил, почему ирландские мошенники облюбовали Россию, а подмосковные бизнесмены устраивают «адский ад»
- ЦОП «Бизнес против коррупции»: новое постановление Верховного суда требует доработки