Против Краснова и Путина: как осмелела полиция под чекистами
Обвинение, арест и вымогательство — ФСБ и МВД против фигуранта списка Титова
Генпрокурор Игорь Краснов, по поручению президента России добивающийся освобождения из-под ареста предпринимателя Дмитрия Зотова, столкнулся с неожиданными трудностями. Транспортная полиция, расследующая дело бизнесмена, настаивала на том, что мера пресечения законна и обоснована. Ситуацию изменило лишь обещание доложить о позиции сотрудников МВД главе государства. Чем объясняется подобная смелость силовиков — неопровержимыми доказательствами или попыткой наказать фигуранта «лондонского списка» — в материале ПАСМИ.
Упертый полицейский
В минувшую пятницу из-под стражи был отпущен бывший гендиректор компании “Трансфин-М” Дмитрий Зотов, арестованный после возвращения в Россию под гарантии бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Освобождению предшествовало обращение Титова к президенту России Владимиру Путину, который дал поручение разобраться в ситуации генеральному прокурору Игорю Краснову.
Но даже вмешательство высшего руководства страны не впечатлило замначальника Управления на транспорте МВД России по ЦФО Мамикона Макаряна. Подчиненный Владимира Колокольцева ответил возражениями на требование генпрокурора устранить нарушения УПК при расследовании уголовного дела в отношении Зотова, в котором указывалось на отсутствие оснований для содержания его в СИЗО.
Как рассказал источник ПАСМИ, Макаряна вызвал к себе новый глава Следственного департамента МВД Сергей Лебедев, и начальству было доложено, что с делом Зотова все законно, а его арест обоснован. И эту позицию Лебедев донес до генпрокуратуры.
Ситуацию изменил лишь звонок заместителя Краснова Николая Винниченко, который пригрозил полицейским, что доложит об их действиях президенту. Только после этого сотрудники управления на транспорте по ЦФО согласились с требованиями Краснова и вынесли постановление об изменении меры пресечения Дмитрию Зотову на подписку о невыезде.
Они должны быть в курсе:
— президент России Владимир Путин
— директор ФСБ Александр Бортников
— генпрокурор Игорь Краснов
— глава МВД Владимир Колокольцев
— бизнес-омбудсмен Борис Титов
Собеседник ПАСМИ уверен, что такая строптивость полицейских обусловлена поддержкой со стороны подчиненных Александра Бортникова. Более того, по его словам, сотрудники Управления Т ФСБ России имели отношение и к возбуждению дела против Зотова и к его аресту, а также могли быть причастны к вымогательству денег у семьи бизнесмена.
Однако адвокат Эдуард Исецкий, представляющий интересы «Трансфин-М», напротив, считает что принципиальная позиция следствия при таком беспрецедентном давлении говорит лишь о наличии неопровержимых доказательств причастности Зотова к инкриминируемым ему преступлениям.
Вагонные споры
Уголовное дело о мошенничестве против Дмитрия Зотова было возбуждено в августе 2019 года — уже после того, как он ушел с должности гендиректора компании “Трансфин-М”. По данным следствия, которое вело управление МВД на транспорте по Центральному федеральному округу, Зотов, сфальсифицировав документы, распорядился передать в лизинг ООО “Инвестактив” тысячу грузовых вагонов с правом выкупа по льготной цене. Компания этим правом воспользовалась и получила активы по заниженной, по мнению правоохранителей, стоимости. Ущерб по делу составил порядка 400 млн рублей.
Сам Дмитрий Зотов своей вины не признает и считает дело заказным. И действительно, к объективности следствия есть вопросы. Во-первых, все обвинение строится на заявлениях потерпевшей стороны — компании “Трансфин-М”, а также на показаниях нескольких членов кредитного комитета компании, которые заявили, что не подписывали протокол собрания, на котором было принято решение о сделке с ООО “Инвестактив”.
При этом другие сотрудники компании, подписи которых также стоят под этим решением, так и не были допрошены, кроме того, следствие отказало в удовлетворении ходатайств о проведении экспертизы по вопросу стоимости вагонов. Так что откуда взялась сумма ущерба — непонятно.
По данным источника ПАСМИ, за преследованием Дмитрия Зотова мог стоять его деловой партнер Николай Фалин. Благодаря его связям, гражданско-правовой спор перерос в уголовную плоскость — настоящий протокол кредитного комитета был заменен на фальсифицированный, что сделало возможным предъявить обвинения Зотову.
Между тем, сторона потерпевших — компании «Трансфин-М» — заявляет, что именно Зотов пытался придать легитимность своим действиям за счет ничтожных гражданско-правовых сделок, а также именно он организовал фальсификацию указанного протокола, что подтверждается собранными следствием документами и свидетельскими показаниями.
Гарантийный арест
Между тем, Дмитрий Зотов не оставлял намерения доказать свою невиновность. Он был включен в “лондонский список” уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова и согласился вернуться в Россию под гарантии бизнес-омбудсмена и генпрокурора Игоря Краснова о том, что его не поместят в СИЗО.
10 июля Зотов на частном самолете вернулся из Латвии, предупредив следствие о времени своего прибытия, и был задержан и помещен в ИВС сразу после прохождения таможенного контроля. На следующий день Хорошевский районный суд Москвы принял решение о его аресте.
Что интересно, в качестве свидетеля обвинения в судебном заседании выступил вышеупомянутый Николай Фалин. Также обращает на себя внимание позиция прокуратуры — представитель надзора возражал против ареста бизнесмена, подчеркивая, что достаточно более мягкой меры пресечения. Но судья Надежда Солодкова не приняла во внимание доводы прокурора и защиты, которая просила отпустить Зотова под залог. Позицию районного суда позднее поддержала и апелляционная инстанция. При этом тот же Хорошевский суд в лице судьи Ольги Жуковой месяцем ранее отказал в удовлетворении ходатайства следствия об изменении меры пресечения Зотову с подписки о невыезде на содержание под стражей.
Адвокат Исецкий, выступающий категорически против содержания под стражей не представляющих опасность для общества обвинямых и подозреваемых, в данном случае с пониманием относится к позиции судьи, принявшей решение об аресте Зотова. Его действия квалифицируются как имеющие признаки обыкновенного мошенничества и не подпадают под сферу предпринимательской деятельности: Зотов был наемным сотрудником и обвиняется в хищении у владельцев бизнеса миллиардного имущества, пояснил юрист.
Урвать напоследок
22 июня в СМИ появилась еще одна новость, в которой упоминался Дмитрий Зотов. Суд арестовал четверых фигурантов дела о мошенничестве. Их обвинили в вымогательстве 3 млн долларов у семьи предпринимателя. По версии следствия, вымогатели представились сотрудниками управления по вопросам противодействия коррупции из администрации президента РФ, сообщили о своих «обширных связях» в МВД и предложили за круглую сумму закрыть уголовное дело против бизнесмена.
Среди арестованных — хирург, предприниматель и бывший сотрудник уголовного розыска, но, по данным источника ПАСМИ, за группой банальных мошенников стоят гораздо более влиятельные лица. По его данным, опасаясь, что после громкого резонанса дело Зотова может развалиться, они решили напоследок разжиться 3 млн долларов.
Кроме транспортных полицейских, по данным источника, в истории с вымогательством могли быть замешаны действующие подчиненные Александра Бортникова, в отношении которых проводится проверка.
Кстати, информацию источника ПАСМИ может подтверждать тот факт, что задержание вымогателей производили сотрудники 2 службы УСБ ФСБ, которая вряд ли стала бы размениваться на обыкновенных мошенников.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников ФСБ и других силовых структур — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообшить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале