Бизнес-омбудсмен отметил глобальную подмену правовых отношений уголовными
В России все чаще и чаще гражданско-правовые отношения в бизнес-сфере подменяются уголовным преследованием. По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в 2018 году такая подмена сформировалась в явную тенденцию.
Бизнес рушат руками силовиков
Подводя итоги уходящего года, уполномоченный по по защите прав предпринимателей РФ Борис Титов сообщил, что в стране растет число случаев подмены гражданско-правовых отношений уголовным преследованием. В частности, по статье 159.1, часть 4 УК РФ «мошенничество в сфере кредитования».
«То, что инкриминируют по этой статье – зачастую относится именно к гражданско-правовым взаимоотношениям. Соответственно, и решать такие споры нужно в гражданско-правовом поле», — считает Титов.
Причем к силовым решениям за счет уголовного преследования прибегают не только конкурирующие коммерсанты, но все чаще крупные банки, которые как будто стремятся разрушить бизнес своих заемщиков. Один из самых громких примеров – дело Дмитрия Костыгина, совладельца НАО «Юлмарт», одного из лидеров российской интернет-торговли. ПАСМИ подробно описало конфликт, в который попал Косыгин, а также то давление, которое на предпринимателя оказал выдавший ему кредит Сбербанк. Бизнесмена почти год продержали под арестом по надуманному поводу и лишь недавно ему удалось выйти под залог и начать спасать свой бизнес.
Напомним, по версии следствия, Костыгин получил в Сбербанке кредитную линию на миллиард рублей, якобы предоставив поддельные документы о финансовом состоянии компании. При этом достоверность всех документов подтверждена судом, все обвинение строится на показаниях двух ангажированных свидетелей, а кредитные средства полностью остаются в капитале «Юлмарта» и никем не похищались.
«Даже если будет доказано, что Костыгин предоставил Сбербанку заведомо ложные сведения, мы считаем, что в крайнем случае его действия должны быть квалифицированы по более мягкой статье 176 УК РФ («незаконное получение кредита»), — заявил Борис Титов.
Другой пример — «Вельская птицефабрика» в Архангельской области, которая с 2006 по 2014 год получила от Сбербанка более 4 млрд рублей заемных средств на строительство и реконструкцию предприятия. В 2015 году на фабрике произошел пожар, сгорел один из цехов, в результате чего снизилась прибыль. Позже птицефабрику объявили банкротом, а ее гендиректора арестовали по обвинению в хищении кредитных средств.
«К сожалению, 159 статья по-прежнему остаётся самой «ходовой»: под неё легко подвести любое отклонение от договорных отношений, не учитывая форс-мажоры, которые, естественно, присутствуют в бизнесе. В этом году с нашей помощью уже закрыто 9 дел по этой статье, и все с формулировкой «прекращено в связи с отсутствием состава преступления»! Но к сожалению, незакрытых больше – сейчас мы держим на контроле 17 уголовных дел по этой статье» — резюмировал Борис Титов.
Не только Сбербанк замечен в спекуляции подобными пограничными спекуляциями — в материале ««Россельхозбанк» Дмитрия Патрушева — рейдеры в законе» приводятся факты того, как РСХБ банкротит российских фермеров.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Прокуратура Лихтенштейна заподозрила совладельца «Юлмарта» в подделке документов
- В Совете Федерации хотят сократить максимальный срок ареста подследственных
- Бизнес в России — бег с административными барьерами
- Захват бизнеса под прикрытием Сечина
- Титов сообщил Путину о росте административного давления на предпринимателей
- Путин поручил убрать все факторы давления на бизнес