«Газпром» запускает в небо миллиарды
Корпорация тратит гигантские суммы на содержание авиапарка для вип-персон
![](https://pasmi.ru/wp-content/uploads/2018/10/f0af962ddbc82430e947390b2f3f6e49-1-1024x682.jpg)
Раньше у «Газпрома» был рекламный слоган, в котором госкорпорацию называли «национальным достоянием». Со временем ФАС слоган запретила, и наверное, была права — «Газпром» стал достоянием лишь тех, кто в нем работает, особенно топ-менеджеров компании. Фонд борьбы с коррупцией подсчитал, сколько корпорация тратит на дочернюю структуру «Газпром авиа», которая обслуживает лишь небольшую горстку руководителей.
Свое внимание на «Газпром» ФБК обратил в связи с пенсионной реформой, проведение которой российское правительство оправдывает острой нехваткой денег в бюджете. Однако, как справедливо замечают общественники и экономисты, только из-за необоснованных налоговых послаблений «Газпрому» бюджет недополучает по полтора триллиона рублей ежегодно — а этой суммы хватит, чтобы дважды покрыть предполагаемый финансовый «выигрыш» от повышения пенсионного возраста. При этом свободные средства газовая компания тратит не на что-то жизненно необходимое, а на роскошь для своих топ-менеджеров.
Аэропорт не для всех
Дочерняя компания «Газпрома» — «Газпром авиа» была создана в 1995 году, а в 1997 году постановлением правительства получила собственный аэропорт на совместных правах с Минобороны — Остафьево, который расположен в 30 км от Кремля, в районе Южное Бутово.
![](https://pasmi.ru/wp-content/uploads/2018/10/6dcba676ce02c6bb27562bbf32762a5a.jpg)
«Госкорпорация за три года превратила обветшалый военный аэродром в первый в России аэропорт для бизнес-авиации. Удлинение взлетно-посадочной полосы с 1,5 до 2 тысяч метров, строительство двух ангаров для первых в России французских бизнес-джетов Falcon-900B, двадцати авиастоянок, заправочного комплекса, автономных энергетических и экологических систем, современного аэровокзала и установка новейшего аэронавигационного оборудования, по данным «Коммерсанта», обошлось госкомпании в 50 млн долларов», — сообщает ФБК.
Самолеты для аэропорта — два Falcon-900В по цене 26 млн долларов каждый — «Газпром» купил в 1995 году для тогдашнего главы корпорации Рема Вяхирева. Техника по наследству перешла сменившему его Алексею Миллеру и до сих пор состоит на службе у «Газпрома» — под реестровыми номерами RA-09000 и RA-090001.
![](https://pasmi.ru/wp-content/uploads/2018/10/07287ba7a9107c981202a2dd2d5669be.jpg)
В 2007 году Остафьево получил статус международного аэропорта и превратился в современнейший хаб для бизнес-авиации. Терминал обладает пропускной способностью в 70 пассажиров в час на внутренних авиалиниях и 40 пассажиров в час на международных. Недалеко от терминала находится стоянка на 12 самолетомест, а также два отапливаемых ангарных комплекса на четыре воздушных судна, и еще один ангар на пять самолетов находится в процессе строительства.
В ближайшее время «Газпром» планирует потратить немалые средства на расширение взлетно-посадочной полосы до 2,5 км, реконструкцию рулежных дорожек и строительство дополнительных мест для стоянки, а также второго терминала с пропускной способностью до 100 пассажиров в час, цехом бортового питания, гостиницей, складом ГСМ и новыми ангарами для иностранных бизнес-джетов.
Создавая комфортные условия для своего руководства, «Газпром» не стесняется пользоваться и бюджетными средствами, хотя обязан обходиться собственными. Так, в 2013 году мэрия Москвы и «Газпром авиа» сообщали, что за дорогу «поселок Газопровод — Остафьево» (шестиполосный подъезд к аэропорту от Калужского шоссе) «Газпром» заплатит более 2 млрд рублей, а мэрия профинансирует работы по присоединению дороги к общегородской сети.
Через несколько лет об участии «Газпрома» забыли и столичная казна приготовилась выложить 2,8 млрд рублей за проектирование (633 млн рублей) и строительство дороги (2,2 млрд рублей). Хотя, казалось бы, именно газовики и заинтересованы в появлении подъездной дороги.
Авиапарк имени Миллера
В 2005 году «Газпром авиа» приобрела новый самолет Falcon 900EX EASy за 50 млн долларов (или 1,4 млрд рублей по тому курсу — 28 рублей за доллар). В пресс-службе компании сообщили, что летать этим бортом будет глава корпорации Алексей Миллер, члены правления и совет директоров, а также сторонние клиенты, которые способны заплатить по 5-7 тысяч долларов за летный час.
«Это была последняя открытая для СМИ покупка французского самолета дочкой «Газпрома». С тех пор аналогичные новости стали появляться в лентах новостей все реже и уже без официальных комментариев. Тем не менее благодаря данным Росавиации мы установили, что самолетов Falcon 900EX EASy у газовиков на данный момент уже четыре (номера: RA-09008, RA-09006, RA-09003, RA-09600). Если сверить годы выпуска самолетов и их упоминания в госзакупках госкорпорации, покупались они в промежутке между 2006 и 2012 годами. Еще три раза по 50 млн долларов — выходит, четыре бизнес-джета обошлись «Газпрому» в круглую сумму в 200 млн долларов, или 5 млрд рублей«, — добавляют в ФБК.
![](https://pasmi.ru/wp-content/uploads/2018/10/b8be425b684c1dc648a6d98ad440b50c.jpg)
В феврале 2017 года дочка «Газпрома» купила уже четвертый за год Falcon 7X. Приблизительная стоимость — 50 млн долларов. Всего «Газпром авиа» купила три таких судна. Еще один арендуется, а числится за ООО «Юнифэл» — правнучкой «Газпрома» через «Газпром Нефть». Общая стоимость расходов — 12 млрд рублей, что равняется годовой пенсии для 72 тысяч пенсионеров.
![](https://pasmi.ru/wp-content/uploads/2018/10/0253c4a012e0d32bc73b0ad2a2832762.jpg)
Сейчас «Газпром авиа» через сайт госзакупок приобретает еще один Falcon 900B за 550 млн рублей.
Особое внимание активисты обращают на неизменную убыточность «Газпром авиа» — последние четыре года ее убытки не опускались ниже 3,5 млрд рублей в год. Несмотря на такие показатели, газовики уже обзавелись внушительным парком количеством 11 французских бизнес-джетов.
«Налицо действия, требующие четких и подробных разъяснений со стороны и «Газпром авиа», и «Газпрома», и курирующих отрасль членов правительства, и президента. Причем не только по этой статье расходов госкомпании, но и по всем другим, которые не имеют отношения к профильным — добыче и транспортировке газа», — резюмирует Фонд борьбы с коррупцией.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Тайные стройки и странные сделки Алексея Миллера
- Крылатый Шувалов — новый самолет бывшего вице-премьера за $70 млн
- На кого работает Алексей Миллер?
- Менеджеры «Газпрома» могут «кинуть» Миллера на 3 млрд рублей
- Полеты Собянина — миллионы рублей самолету под хвост
- Глава «Газпрома» Миллер получит 34 млн рублей в виде премии за работу