Инциденты с самолётами президента
Когда под угрозой находились жизни первых лиц государства
Самолеты, на которых совершает свои полеты президент России, считаются самыми безопасными и защищенными от любых неожиданностей. Однако на практике оказывается, что даже глава самого крупного государства мира может столкнуться с реалиями отечественного авиапрома. Не исключено, что виной тому коррупция, которую выявили даже летном отряде «Россия», обслуживающем высшее руководство страны. ПАСМИ подсчитало, сколько раз за последние годы в СМИ попадала информация о проблемах президентских самолетов.
Бывший депутат Госдумы Илья Пономарев заявил в украинском суде, где идут слушания по делу Виктора Януковича, что 22 февраля 2014 года (на следующий день после того, как Янукович покинул Киев) президент России Владимир Путин едва не попал в авиакатастрофу.
«22 числа Путин чуть было не попал в авиакатастрофу в Сочи. На вертолете была там жесткая посадка у него, и он это воспринял как покушение, попытку покушения с участием иностранных спецслужб», — заявил Пономарев, пояснив, что узнал об инциденте с вертолетом Путина от одного из офицеров ФСО.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков опроверг это заявление. «Нет, такого не было», — заявил Песков РБК в ответ на просьбу прокомментировать слова Пономарева.
Судить, происходил ли этот инцидент в действительности, сложно, но известно, что жизнь первых лиц государства не раз подвергалась опасности в связи с неисправностями летательных аппаратов.
Проблемы с шасси
Еще президент Дмитрий Медведев в 2011 году ощутил на себе «качество» российских самолетов, когда при полете на Ту-214 у последнего возникли проблемы с шасси. Новый самолет стоимостью около 50 млн долларов, на котором совершили всего несколько полетов, мог оказаться в условиях крайне жесткой посадки вместе с президентом на борту. Позже самолет признали непригодным к эксплуатации и отправили на завод для полной диагностики, а сам Медведев выступил на Совете безопасности по вопросам авиационной деятельности с критикой. На замену выбывшей машине приобрели иностранный Falcon.
Журналисты без транспорта
Годом позже поломка настигла самолеты, перевозившие журналистов кремлевского и правительственного пула. Из строя вышли сразу три борта, после чего часть журналистов пересадили на другой самолет, а часть осталась ждать окончания ремонта. Характер поломок так и не раскрыли.
Задержка в Лиссабоне
В ноябре 2016 года в Лиссабоне при дозаправке у лайнера Ил-96 сломался блок зажигания — точно такая же поломка у этого самолета случалась и ранее. Ил-96 был предоставлен для отправки членов президентской делегации и журналистов на саммит АТЭС в Перу — в итоге все пассажиры ждали, пока из Москвы привезут новую деталь на замену.
Загадочный ремонт
Год назад, в январе 2017-го, один из бортов СЛО «Россия» Ил-96-300 потребовал ремонта крыла и носа — об этом стало известно из тендера, размещенного на сайте госзакупок. В управлении делами президента, для которого предназначался самолет, не уточнили, где машина получила повреждения, отметив, что это обычная практика. А в самом СЛО «Россия» сообщили, что этот заказ на ремонт стал разовым и непредвиденным случаем.
Неисправные тормоза
Наиболее серьезные неполадки у президентских самолетов были обнаружены в 2004 и 2005 году. В октябре 2004 года Ил-96-300ПУ вылетел из аэропорта Лиссабона и столкнулся со стаей птиц. Взлет прервали, самолет отправили на стоянку, где выяснилось, что технике помешали не птицы, а конденсат от вентиляционных трубок, попавший на приборную панель и исказивший показания приборов. А в августе 2005 года этот же самолет с президентом Владимиром Путиным на борту не смог вылететь из финского города Турку — при рулении обнаружили техническую неисправность и президента пересадили на резервный борт.
Этот инцидент аукнулся запретом всех полетов Ил-96 на 42 дня, так как у модели выявили систематический отказ системы торможения колес. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта объявила, что один из узлов колесного тормоза обладает заводским браком и не соответствует чертежам. Вскоре в отставку отправили гендиректора Воронежского акционерного самолетостроительного общества, в которое входил изготавливающий тормозные агрегаты завод, и запрет сняли.
Случайность, некомпетентность или коррупция
Говорить о том, что череда инцидентов с самолетами, перевозящими первых лиц государства, всего лишь совпадения, сложно. Если ломаются летательные аппараты, которые априори должны быть самыми надежными, речь может идти либо о небрежности при их изготовлении и эксплуатации, либо о коррупционных схемах. И такие схемы выявляются как в российской авиации, так и в организациях, обслуживающих президента.
Напомним, в начале февраля 2018 года правоохранители возбудили уголовное дело по факту многомиллионного хищения средств в авиакомпании «224-й летный отряд», выполнявшей перевозки по поручения президента. По версии следствия, экс-руководство компании воровало деньги Рособоронэкспорта, полученные на выполнение важных госконтрактов. Пятью месяцами ранее в Москве арестовали топ-менеджеров Специального летного отряда «Россия», услугами которого пользуется президент Владимир Путин и другие высокопоставленные лица — следствие обнаружило в СЛО мошенническую схему, действовавшую при закупке оборудования для летного отряда. И это лишь те эпизоды, о которых стало известно СМИ.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале