Сообщить
о коррупции
Сообщить
о коррупции
Сообщить
о коррупции

Инциденты с самолётами президента

Когда под угрозой находились жизни первых лиц государства

Фото Сергей Гунеев / РИА Новости

Самолеты, на которых совершает свои полеты президент России, считаются самыми безопасными и защищенными от любых неожиданностей. Однако на практике оказывается, что даже глава самого крупного государства мира может столкнуться с реалиями отечественного авиапрома. Не исключено, что виной тому коррупция, которую выявили даже летном отряде «Россия», обслуживающем высшее руководство страны. ПАСМИ подсчитало, сколько раз за последние годы в СМИ попадала информация о проблемах президентских самолетов.

Бывший депутат Госдумы Илья Пономарев заявил в украинском суде, где идут слушания по делу Виктора Януковича, что 22 февраля 2014 года (на следующий день после того, как Янукович покинул Киев) президент России Владимир Путин едва не попал в авиакатастрофу.

«22 числа Путин чуть было не попал в авиакатастрофу в Сочи. На вертолете была там жесткая посадка у него, и он это воспринял как покушение, попытку покушения с участием иностранных спецслужб», — заявил Пономарев, пояснив, что узнал об инциденте с вертолетом Путина от одного из офицеров ФСО.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков опроверг это заявление. «Нет, такого не было», — заявил Песков РБК в ответ на просьбу прокомментировать слова Пономарева.

Судить, происходил ли этот инцидент в действительности, сложно, но известно, что жизнь первых лиц государства не раз подвергалась опасности в связи с неисправностями летательных аппаратов.

Проблемы с шасси

Еще президент Дмитрий Медведев в 2011 году ощутил на себе «качество» российских самолетов, когда при полете на Ту-214 у последнего возникли проблемы с шасси. Новый самолет стоимостью около 50 млн долларов, на котором совершили всего несколько полетов, мог оказаться в условиях крайне жесткой посадки вместе с президентом на борту. Позже самолет признали непригодным к эксплуатации и отправили на завод для полной диагностики, а сам Медведев выступил на Совете безопасности по вопросам авиационной деятельности с критикой. На замену выбывшей машине приобрели иностранный Falcon.

Журналисты без транспорта

Годом позже поломка настигла самолеты, перевозившие журналистов кремлевского и правительственного пула. Из строя вышли сразу три борта, после чего часть журналистов пересадили на другой самолет, а часть осталась ждать окончания ремонта. Характер поломок так и не раскрыли.

Задержка в Лиссабоне

В ноябре 2016 года в Лиссабоне при дозаправке у лайнера Ил-96 сломался блок зажигания — точно такая же поломка у этого самолета случалась и ранее. Ил-96 был предоставлен для отправки членов президентской делегации и журналистов на саммит АТЭС в Перу — в итоге все пассажиры ждали, пока из Москвы привезут новую деталь на замену.

Загадочный ремонт

Год назад, в январе 2017-го, один из бортов СЛО «Россия» Ил-96-300 потребовал ремонта крыла и носа — об этом стало известно из тендера, размещенного на сайте госзакупок. В управлении делами президента, для которого предназначался самолет, не уточнили, где машина получила повреждения, отметив, что это обычная практика. А в самом СЛО «Россия» сообщили, что этот заказ на ремонт стал разовым и непредвиденным случаем.

Неисправные тормоза

Наиболее серьезные неполадки у президентских самолетов были обнаружены в 2004 и 2005 году. В октябре 2004 года Ил-96-300ПУ вылетел из аэропорта Лиссабона и столкнулся со стаей птиц. Взлет прервали, самолет отправили на стоянку, где выяснилось, что технике помешали не птицы, а конденсат от вентиляционных трубок, попавший на приборную панель и исказивший показания приборов. А в августе 2005 года этот же самолет с президентом Владимиром Путиным на борту не смог вылететь из финского города Турку — при рулении обнаружили техническую неисправность и президента пересадили на резервный борт.

Этот инцидент аукнулся запретом всех полетов Ил-96 на 42 дня, так как у модели выявили систематический отказ системы торможения колес. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта объявила, что один из узлов колесного тормоза обладает заводским браком и не соответствует чертежам. Вскоре в отставку отправили гендиректора Воронежского акционерного самолетостроительного общества, в которое входил изготавливающий тормозные агрегаты завод, и запрет сняли.

Случайность, некомпетентность или коррупция

Говорить о том, что череда инцидентов с самолетами, перевозящими первых лиц государства, всего лишь совпадения, сложно. Если ломаются летательные аппараты, которые априори должны быть самыми надежными, речь может идти либо о небрежности при их изготовлении и эксплуатации, либо о коррупционных схемах. И такие схемы выявляются как в российской авиации, так и в организациях, обслуживающих президента.

Напомним, в начале февраля 2018 года правоохранители возбудили уголовное дело по факту многомиллионного хищения средств в авиакомпании «224-й летный отряд», выполнявшей перевозки по поручения президента. По версии следствия, экс-руководство компании воровало деньги Рособоронэкспорта, полученные на выполнение важных госконтрактов. Пятью месяцами ранее в Москве арестовали топ-менеджеров Специального летного отряда «Россия», услугами которого пользуется президент Владимир Путин и другие высокопоставленные лица — следствие обнаружило в СЛО мошенническую схему, действовавшую при закупке оборудования для летного отряда. И это лишь те эпизоды, о которых стало известно СМИ.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

Война замов: кого оставит, а кого уволит Вячеслав Лебедев

В Верховном суде начинают делить кресла заместителей

Глава Росалкоголя - преступление без наказания

Наследие империи Чуяна: глава РАР сбежал, уголовные дела продолжаются

Заявитель о преступлениях экс-руководителя Росалкоголя сам обвинен в мошенничестве

У экс-главы РАР Чуяна арестовали недвижимость на 260 млн рублей

Извините, ошиблись: четыре года ссылки для жертвы Росалкоголя, судей и ФСБ

Генпрокурор проверит дело о взятках чекистов и служителей Фемиды

Сотрудники РАР стали фигурантами дела о воспрепятствовании бизнесу

Читать все материалы

Три миллиарда для своих — как осваивают бюджет на обещаниях

ОНФ раскрыл схему неконкурентных закупок в строительстве

Борьба с коррупцией — оценивает общество

Россиянам все больше нравятся теневые доходы

Рост коррупции за прошедший год ощутили почти четверть россиян

Давление на предпринимателей не снижается — бизнес-омбудсмен не справляется

Опросы общественного мнения показывают печальные итоги защиты бизнеса в России

Две трети россиян сочли обычной практикой фальсификацию полицией «наркотических» дел

Читать все материалы

Тайны МГИМО: ректорский дворец, списанные диссертации и дипломы для троечников-мажоров

Как элитарный вуз стал местом обогащения, очковтирательства и клановости

Край перелетных губернаторов: куда смотрели челябинские силовики

Почему сразу двум главам Челябинской области удалось избежать уголовного наказания

Кому тюрьма, а кому — мать родна: как ФСИН осваивает миллиарды

Кто наживается на госзакупках тюремного ведомства

Коррупционные скандалы в Минобороны

Военных микробиологов отправили за решетку за хищение миллионов у Минобороны

Более 200 млн рублей из бюджета Минобороны потратят на средства внутренней пропаганды

Замглавы Генштаба ВС РФ стал фигурантом дела о мошенничестве в «Воентелекоме»

Чиновник Минобороны из ракетного центра осужден за 27 млн рублей взяток

Читать все материалы

Госзакупки для своих: чрезвычайные ситуации как выгодный бизнес

Ростовские предприниматели жалуются на коррупцию в сфере пожарной безопасности

Особняки в обмен на оружие — как богатеют топ-менеджеры Чемезова

Малолетние внуки главы «Рособоронэкспорта» оказались владельцами миллиардного поместья

Заплати штраф и спи спокойно — как суд выгораживает коррупционеров

Рейтинг абсурдных приговоров по делам о взятках и хищениях