Вместе с Путиным, вместо Путина
Из какой среды выйдет новый президент России? Чем обусловлено его появление? Как федеральная повестка повлияет на политический выбор Россиян и чего ждать стране от преемника Путина?
До главных выборов в России осталось немногим больше полугода. О претендентах на политический престол ходят лишь осторожные слухи: «Будет Путин и еще кто-то». Эти «кто-то» – номинальные фигуры, поскольку страна едва ли сможет выбрать в 2018 другого лидера. Если отодвинуть нереальные на сегодняшний день кандидатуры в виде общественников или оппозиционеров, крупных «заповедников», где может «водиться» потенциальный президент, всего два.
Во-первых, это места скопления административных управляющих: различные министерства, широкая сеть представителей исполнительной власти. Во-вторых, свой вариант четкого по всем понятиям президента могут выдвинуть силовики. Достаточно вспомнить, что именно из этой категории вышел Владимир Путин.
Губернаторский тест-драйв
В пользу первого варианта говорит мощное кадровое обновление губернаторского блока. Всего за 2017 год в России сменилось 19 губернаторов (22% от общего числа), в среднем новые главы регионов моложе своих предшественников на 15 лет. Но на этой смене кадров обновления не закончились: накануне Кремль объявил конкурс управленцев «Лидеры России», сообщив, что лучшие участники войдут в высшие эшелоны власти после 2024 года, а значит, основные обновления глав регионов еще впереди.
Об осеннем падении десяти старых губернаторов с насиженных мест стоит рассказать отдельно.
Одной из объективных причин смены региональных кадров стали коррупционные скандалы: так произошло с губернаторами Ивановской и Омской областей, и главами Удмуртии и Марий Эл. Вторым по популярности поводом для смены воевод стал, банально, возраст. Так ушел из Новгородской области Сергей Митин, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, и губернатор Рязанской области Олег Ковалев.
мало какой губернатор «старой школы» смог бы достойно перенести такие испытания
После ряда этих отставок и последующих назначений в СМИ стала модной формулировка «молодой технократ». Под этим термином подразумевается энергичный управленец среднего возраста со свежим и современным взглядом, часто прямой ставленник Путина, призванный прийти на смену губернаторам предпенсионного возраста. Технократ достаточно опытен и амбициозен, чтобы решить политические, экономические и социальные проблемы, у него есть ресурсы и инструменты делать это быстро и технологично, обходя лишнюю бюрократию.
Больше полусотни таких политиков нового поколения пользуются особым расположением федерального центра, этот факт доказала встреча в Сочи, прошедшая неделю назад. Там проходил тренинг, где молодые технократы участвовали в командных играх, прыгали со скалы и устраивали гонки на лодках, всячески демонстрируя физическую выносливость и моральную силу. Согласитесь, мало какой губернатор «старой школы» смог бы достойно перенести такие испытания, особенно когда пристально наблюдают «тренеры»: глава администрации президента Антон Вайно, министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров и другие.
в рейтинге возможных преемников Путина политологи поставили губернатора Тульской области Алексея Дюмина в один ряд с политическими тяжеловесами
Таких перспективных молодых политиков часто ищут в регионах. Можно вспомнить красноярского чиновника Александра Новака, который стал заместителем министра финансов, нынешнего министра транспорта Максима Соколова, который был сотрудником мэрии Санкт-Петербурга. Еще один яркий пример — Денис Мантуров, получивший должность замминистра промышленности (в 90-х он работал в Улан-Удэ, после чего пошел на повышение в Москву). Но есть и обратный эффект, когда московские технократы едут «поднимать» отсталые регионы, как это получилось с Андреем Никитиным, экс-директором Агентства стратегических инициатив, которого Путин попросил заняться Новгородской областью (не путать с Нижегородской, которой управляет его однофамилец).
Время от времени в СМИ обсуждают того или иного молодого технократа в качестве преемника Путина. Предположения строятся вокруг его успехов на политическом поприще, особенно ценится одобрительная реакция президента на какие-либо действия претендента. Например, в рейтинге возможных преемников Путина политологи поставили губернатора Тульской области Алексея Дюмина в один ряд с политическими тяжеловесами — премьер-министром Дмитрием Медведевым и мэром Москвы Сергеем Собяниным. Тульский глава заслужил похвалу президента за удачное завершение очередного тульского долгостроя и успешную работу в министерстве обороны.
Силовики
Вторым, более закрытым «заповедником», где возможно растет потенциальный президент, можно смело считать силовые структуры. Пришедшие во власть сотрудники спецслужб стали трендом после громких коррупционных скандалов. Достаточно вспомнить ряд назначений: патовую ситуацию в Коми, когда на руины социальной сферы республики пришел управленец-чекист Константин Лазарев или назначение Собяниным выходца из ФСБ Анатолия Шиверских в департамент региональной безопасности Москвы. Представители этой касты, названной журналистом Михаилом Зыгарем как siloviki, приходили на высокие государственные должности, чтобы «решить затянувшиеся вопросы» жесткой рукой, когда все остальные методы не привели к должному результату.
представители силовых структур выделены в отдельную коалицию
Отдельные представители силовых структур быстро пошли вверх по карьерной лестнице после ситуации на Украине в 2014 году. В медиа практически ежедневно пестрели сообщения о том, как доблестные пограничники/сотрудники ФСБ/представители ГРУ задержали шпионов или предотвратили их пагубное влияние на безопасность России, а сотрудники СК и прокуратуры России не дали им уйти от ответственности. На фоне общей медиа-истерии эти шаги формировали имидж сильного государства и его мощной защитной составляющей. Этим золотым временем и воспользовались siloviki, чтобы создать союзы и коалиции. Причем небезуспешно.
В недавнем аналитическом докладе «Минченко консалтинг» «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус», представители силовых структур выделены в отдельную коалицию. В нее входят Сергей Чемезов (генерал-полковник), Виктор Золотов (директор Федеральной службы войск национальной гвардии РФ), Юрий Чайка (генеральный прокурор России), Сергей Иванов (бывший министр обороны России) и другие.
Представители этой группы, в отличие от молодых губернаторов, не обязаны создавать инфоповоды и быть на виду ежедневно, поэтому вполне логично делают ставку на подковёрные политические игры, а не на народную любовь.
Куда кривая выведет?
Для того, чтобы реально понять из какой сферы выйдет преемник Путина, нужно учитывать ряд факторов, ключевым из которых станет текущая на предвыборный год повестка. Предвыборный 2023. Сегодня делать такие долгосрочные прогнозы бессмысленно, поэтому администрация президента логично готовится к любому развитию политической ситуации, выращивая преемников с различным потенциалом в самых широких сферах.
новый президент вдруг понадобится в авральном режиме
С одной стороны до отмены санкций и сближения с Западом еще далеко, а это значит, что сидящая на нефтяной игле Россия должна развивать промышленность, высокие технологии и сельское хозяйство. Это прерогатива, в том числе регионов, поэтому Москва будет пристально наблюдать за успехами и провалами губернаторов, попутно занимаясь взращиванием потенциальных кандидатов в высших эшелонах власти.
С другой стороны, в текущей повестке не первый год актуальны новости о конфликте на Ближнем Востоке, сообщения о терактах в Европе и гражданской войне на Украине. Если к 2024 году повестка не изменится, россияне будут выбирать того, кто будет олицетворять уверенность и силу, сопряженную с экономической грамотностью и планом выхода страны из кризиса.
Не стоит забывать еще один возможный вариант развития событий — если новый президент вдруг понадобится в авральном режиме. В этом случае с большой долей вероятности ключевые позиции будут контролировать siloviki, что может привести к ужесточению политического строя в России и закручиванию гаек по всем демократическо-хипстерским фронтам. Если только раньше в стране не актуализируется вопрос неконвенциональных форм смены власти.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале