Пакет законопроектов ФАС по борьбе с картелями внесли в Госдуму
Нововведения в борьбу с картелями, которые внесены на рассмотрение в Госдуму, предусматривают расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС), усиление уголовной ответственности за картельные сговоры, повышение штрафов за препятствование проведению антимонопольных проверок и расширение круга лиц, которым могут быть предъявлены претензии.
Ужесточение норм ФАС аргументирует тем, что картели стали «одной из угроз экономической безопасности» — ущерб от них на товарных рынках и торгах может достигать 1,5–2% ВВП в год. При этом, по оценкам службы, «срок жизни» картелей вырос до двух-трех лет, а количество аукционов, охватываемых деятельностью одного картеля, исчисляется сотнями.
Сейчас потолок наказания за такие преступления (картели считаются таковыми при причинении крупного ущерба или извлечении крупного дохода) — три года лишения свободы, ФАС хочет повысить его до четырех. Меняются и квалификационные признаки: так, если соглашение заключено гендиректором, членом совета директоров или мажоритарным акционером (ранее речь шла только о лицах, использующих служебное положение), организованной группой или же несет особо крупный ущерб (увеличен с 30 млн до 60 млн рублей) или доход (увеличен с 250 млн до 500 млн рублей), сроки лишения свободы увеличиваются до шести лет, право заниматься деятельностью — до пяти. Вводятся и новые признаки: за картели на торгах может грозить до пяти лет лишения свободы.
Как указывает сама ФАС, сейчас она ежегодно выносит «несколько сотен» решений по делам о картелях, но уголовные дела исчисляются единицами. Это используется службой как аргумент для расширения полномочий — в частности, проект дает ей право на выемку документов вплоть до принудительного их изъятия со вскрытием помещений. Стимулировать бизнес к взаимодействию предполагается установлением штрафов за препятствование проверкам. Сейчас за противодействие законной деятельности контролеров в целом штрафы составляют 5–10 тыс. рублей для юрлиц, но, по мнению ФАС, это «не сдерживает противоправное поведение проверяемых компаний». Новые ставки составят для граждан 15–30 тыс. рублей, для должностных лиц — 30–50 тыс. рублей, для компаний — от 1% до 10% выручки (но не менее 50 тыс. рублей).
В числе своевременных и нужных изменений партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт отмечает освобождение от ответственности участников картелей, добровольно заявивших о наличии соглашения. В то же время, по его мнению, включение в круг потенциальных подозреваемых не только «лиц, использующих свое служебное положение», но и членов совета директоров, гендиректоров и крупных акционеров, порождает существенные риски роста числа осужденных.
Глава Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов называл антикартельный закон «экономической диверсией», указывая на отсутствие в законодательстве самого понятия «картель», что оставляет службе широкое пространство для толкования. Кроме того, документ так и не согласован с РСПП, пишет «Коммерсант».
Напомним, что ужесточить наказание за картели власти пытаются уже больше двух лет. Разработать программу выявления картелей и их пресечения еще в октябре 2017 году поручал президент России Владимир Путин. А также подготовить законопроекты, ужесточающие уголовную и административную ответственность за такие соглашения.
В июне Медведев отмечал, что ежегодный ущерб на товарных рынках от картельных соглашений составляет около 1,5% ВВП. При этом антимонопольная служба ежегодно возбуждает порядка 400 дел в защиту конкуренции, но количество участников картельных соглашений только увеличивается.
Тогда же он подписал распоряжение о принятии комплекса мер против действующих на госзакупках картелей. Ранее премьер-министр торопил подчиненных, чтобы побыстрее внести антикартельные законы в Госдуму.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале