Путин усложнил следователям бесконтрольные аресты предпринимателей
Президент Владимир Путин внес поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, категорически запрещающие арест бизнесменов по экономическим статьям УК, а также необоснованное и многократное продление срока содержания под стражей. Как отмечает бизнес-омбудсмен Борис Титов, теперь правоохранителям станет намного сложнее фабриковать «заказные дела», главная цель которых зачастую — развал бизнеса конкурента через заключение его в СИЗО.
Дел все больше, но до суда доходит все меньше
3 августа президент России Владимир Путин подписал поправки в УПК, уточняющие условия запрета на арест подозреваемых в преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. В пресс-службе уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова сообщили, что теперь запрет на арест бизнесменов, который существовал и ранее, наконец-то получил работоспособную формулировку.
«Новая редакция ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ звучит гораздо более конкретно, чем предыдущая. По сути, это то самое придание силы закона разъяснениям Пленумов Верховного суда, о необходимости которого мы давно говорили. Теперь в одной норме сосредоточено три параметра, наличие которых не позволяет заключать человека под стражу: определенный набор статей, статус ИП или члена органа управления коммерческой организации, плюс связь его спорных действий с экономической деятельностью организации. То есть теперь следователю будет сложнее рассуждать о том, что предприниматель якобы не является предпринимателем, потому что сам следователь считает его мошенником», — цитирует пресс-служба бизнес-омбудсмена Бориса Титова.
Также следователей обяжут отчитываться и обосновывать необходимость продления ареста предпринимателей. Отныне не получится ссылаться на проведение одних и тех же следственных действий, которые ранее затягивались на долгие месяцы.
По мнению Титова, президент таким образом отреагировал на обострение ситуации с уголовным преследованием предпринимателей. Количество уголовных дел по статье 159 УК (мошенничество) в 2019 году год выросло на 5,3% по сравнению с прошлым годом (возбуждено 157,3 тысячи дел), тогда как число дел, переданных в суд, наоборот, уменьшилось на 5,8% — до суда доходит все меньше уголовных дел.
«Сопоставление показателей демонстрирует нам, что дела о мошенничестве возбуждаются все более активно, чего нельзя сказать об их расследовании. Надеюсь, что новая редакция УПК усложнит недобросовестным правоохранителям возможность помещать предпринимателей в СИЗО в корыстных интересах. Соответственно, и само возбуждение «заказных» уголовных дел станет нецелесообразным, ведь именно заключение предпринимателя под стражу наиболее губительно для бизнеса, а значит, и используется как главная угроза», — отметил Титов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- ФСБ и Чемезов против бизнеса: почему в России так мало предпринимателей
- Давление на предпринимателей не снижается — бизнес-омбудсмен не справляется
- Сотрудники РАР стали фигурантами дела о воспрепятствовании бизнесу
- Титов обратился в Собвез с вопросом об отмене 210 статьи УК для бизнесменов
- После слов Путина Госдуме предложили изменить статью о преступном сообществе