Кому полагались 40 млрд Северного широтного хода
Новый глава Ямала не стал завышать расходы на строительство самой северной железной дороги РФ
Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов заявил, что по итогам аудита сметы строительства железной дороги Бованенково — порт Сабетта стоимость проекта может быть значительно снижена. Между тем, споры о цене так называемого Северного широтного хода-2 идут со времен бывшего губернатора, а ныне главы Минприроды Дмитрия Кобылкина: он лоббировал явно завышенную стоимость в интересах подрядчика — группы ВИС, что привело к серьезному переносу сроков строительства трассы. При этом ВИС строит на Ямале практически все объекты инфраструктуры, и если заняться его сметами всерьез, это, помимо уголовных дел и арестов, повлечет экономию немалых бюджетных средств.
Резиновые сроки
Заполярный железнодорожный путь Бованенково — порт Сабетта — часть уникального проекта «Северный широтный ход» (СШХ), соединяющего Западную и Восточную Сибирь. Соглашение о государственно-частном партнерстве по созданию и эксплуатации 170-километровой железнодорожной линии Бованенково — Сабетта было заключено еще в конце 2015 года. Тогда его подписали правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и компания «ВИС Трансстрой», входящая в группу ВИС.
В июне 2016 года губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин (ныне занимающий пост главы Минприроды РФ) заявил, что стройка начнется в 2017 году. Затем он называл 2018 год, но до настоящего времени прокладка железнодорожного пути так и не началась, более того, проект продолжает дорабатываться.
В августе 2018 года о строительстве самой северной железной дороги в России говорил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным тогда еще и.о. губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов, а в конце февраля 2019 вице-премьер Максим Акимов поручил правительству Ямало-Ненецкого автономного округа «детально проработать» этот проект.
Два губернатора — две цены
Стоимость строительства участка до порта Северного широтного хода-2, как еще называют железную дорогу Бованенково-Сабетта также неоднократно менялась.
В конце 2015 года объем инвестиций оценивался в 113 млрд рублей. Эта цифра вызывает сомнение хотя бы потому, что стоимость одного километра СШХ-2 (664 млн рублей) вдвое выше, чем стоимость километра основного проекта — 700-километрового Северного широтного хода (примерно 367 млн рублей). По данным ПАСМИ, столь явное завышение стоимости строительства привело к тому, что тогдашний глава РЖД Владимир Якунин отказался от проекта.
В феврале 2018 года тогдашний глава ЯНАО Кобылкин сообщил совсем о другой цене строительства. По его словам, она будет варьировать в границах 60–90 млрд рублей, что в пересчете на километр все равно выше, чем при строительстве Северного широтного хода.
Судя по всему, эти слова словами и остались, так как в конце февраля уже текущего года, по данным источников РБК, проект снова оценивался в 115 млрд рублей. Но накануне появилась информация, что после аудита сметы стоимость строительства снизилась почти на треть.
«В рамках заключенного соглашения [с группой ВИС] о ГЧП была разработана проектно-сметная документация, по результатам ее аудита мы нашли возможности для оптимизации [стоимости СШХ-2]», — сообщил РБК губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. По его словам, в текущих ценах новое строительство оценивается примерно в 77 млрд руб.
Кому выгодно дорого
Следует отметить, что в результате реализации проекта СШХ-2 порт Сабетта должен стать самым восточным арктическим портом России с подведенной к нему железной дорогой. Оттуда смогут экспортировать нефть и газ такие компании, как «Газпром» и «Роснефть».
Вероятно, деньги крупнейших госмонополий страны и стали камнем преткновения в истории строительства, ведь реализовывать проект планируется по концессионному соглашению, а значит, чем выше цена строительства, тем больше получит концессионер за эксплуатацию пути.
И здесь встает вопрос о концессионерах — Rise Capital и «ВИС ТрансСтрой». Как уже писало ПАСМИ, данные компании аффилированы с экс-губернатором Кобылкиным. Так, основной владелец Rise Capital — российский бизнесмен Игорь Снегуров, а фирмой-учредителем «ВИС ТрансСтрой» — ООО «ПФ „ВИС“» — также владеет Игорь Снегуров и его замдиректора, бывший глава Пуровского района ЯНАО Евгений Скрябин, которого на Ямале называли «тенью Кобылкина».
Пути для экономии
Между тем, у губернатора Ямала Артюхова, наряду с историей про СШХ-2, есть еще шансы сэкономить миллиарды из бюджета, проведя аудит стоимости других объектов, в реализации которых задействована группа ВИС.
И шансов таких — множество, ведь строительный холдинг ВИС — это один из крупнейших подрядчиков на Ямале. Он строит в округе и детские сады, и жилые дома, и дороги, и железнодорожные ветки, и крупные газоперерабатывающие предприятия. При этом, суммы контрактов исчисляются сотнями миллиардов, а цены на объекты завышаются в несколько раз при крайне низком качестве работы.
К примеру, средняя стоимость строительства детского сада на Ямале при Кобылкине достигала 800 млн рублей, в то время как в схожем по условиям Ханты-Мансийском автономном округе эта стоимость составляет порядка 300 млн рублей.
Еще одна показательная история — строительство бизнес-центра «Ямал Плаза» в Салехарде. Тендер на строительство проводили два раза, и оба раза его выиграло ООО «ВИС». То есть, оно строило одно и то же здание за двойную цену, по двум самостоятельным контрактам — на 4,1 млрд, и на 4,38 млрд. Кстати стройка бизнес-центра должна было быть завершена в 2013 году, но сдали его только в 2018.
Еще один скандал вокруг группы ВИС произошел в 2017 году в Уренгое. В день города губернатор ЯНАО вручили ключи от квартир 279 семьям, переселенным в рамках федеральной программы из ветхого и аварийного жилья. Но оказалось, что пользоваться квартирами, построенными ВИС, нельзя: там не подключены ни водоснабжение, ни отопление, ни лифты.
Подробнее о сомнительных миллиардных схемах Дмитрия Кобылкина в ЯНАО и роли прокурора Александра Герасименко — в подборке ПАСМИ «Губернатор и прокурор осваивают Ямал».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале