В «черный список» чиновников приводят махинации с декларациями и конфликт интересов
Треть реестра уволенных по коррупционным мотивам — местные депутаты
Появившийся весной этого года реестр чиновников, уволенных в связи с коррупционными нарушениями, активно пополняется новыми именами, и на сегодня в нем оказались 662 человека. Журналисты выявили лидеров списка по месту работы коррупционеров, по регионам и по причинам увольнения. Также вскрыты способы, которые используют чиновники, чтобы избежать занесения в черный список.
Хорошо, но мало
Изучив реестр коррупционеров, журналисты интернет-издания Daily Storm, обнаружили, что треть из 662 уволенных за коррупционные нарушения (243 человека) составляют депутаты местных органов власти. Это безоговорочное лидерство, поскольку на втором месте в черном списке с огромным отрывом следуют судебные приставы (71 человек). На третьем — сотрудники муниципальных образований.
По мнению председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, появление реестра дало положительный эффект, поскольку количество коррупционных правонарушений у местной власти уменьшилось вдвое.
О пользе списка говорит и эксперт НКО «Трансперенси Интернешнл — Россия», бывший глава петербургского отделения ФБК и создатель проекта «Муниципальная пила» Дмитрий Сухарев. Однако он считает, что реестр далеко не полностью отражает ситуацию. «Количество чиновников, которые присутствуют в этом черном списке, не такое большое, как должно было бы быть. Пока сама процедура [внесения в реестр] сырая, но я думаю, что со временем она будет совершенствоваться. Сам реестр — абсолютно правильная вещь. Люди, уличенные в коррупции, не должны быть допущены к государственной власти, и список этому способствует», — говорит Сухарев.
Чаще всего коррупционеры попадали в реестр из Приволжского и Центрального федеральных округов — 140 и 128 фактов соответственно. При том, что в СКФО, к примеру, зафиксировано только 19 коррупционных нарушений. Эксперты полагают, что во многом это связано с количеством населения, которое в первых двух федеральных округах намного выше среднего показателя — в Приволжском живут 29 млн человек, в Центральном — 39 млн жителей, а в среднем по регионам — 12,5 млн граждан.
Второй причиной такой статистики Дмитрий Сухарев называет то, что правоохранительные органы в округах-лидерах уже научились добиваться увольнения по утрате доверия. «Прокуратура [в этих округах] уже перестроилась на то, чтобы добиваться увольнения людей по этой статье. Региональный прокурор ставит перед подчиненными задачу не просто снять чиновника с должности, а обязательно внести его фамилию в реестр. Органы стараются полностью использовать возможности списка, чтобы уволенный за коррупцию служащий больше не был допущен к госдолжности. В остальных регионах этого пока нет», — говорит эксперт.
Полиция также свидетельствует, что в первой половине 2018 года «реализация задач по созданию атмосферы нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям дает положительные результаты». МВД отмечает, что за это время полицейские на местах сдали 131 полученный ими подарок.
По данным, которые озвучил газете «Коммерсант» генпрокурор Юрий Чайка, в этом году по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности вынесено уже 7,8 тыс. обвинительных приговоров в отношении 8,5 тыс. человек. Из них, в частности, осуждено 837 сотрудников правоохранительных органов, 63 депутата регионального и муниципального уровня, а также 606 должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления, большинство из которых — главы муниципальных образований и местных администраций.
Перспективы увольнения
По данным реестра, основные статьи коррупционных нарушений среди госслужащих — это непредставление или неправильное предоставление сведений о доходах, расходах и имуществе, а также неприятие мер для устранения конфликта интересов. «Всего в реестре числится 592 случая сдачи ложных деклараций и использования личных связей на работе», — отмечает Daily Storm.
Зачастую, чтобы избежать попадания в черный список, чиновник или депутат отказываются от должности, и тогда информация о нарушении остается нераскрытой. «У нас было много коррупционных историй с непредставлением сведений или конфликтом интересов [среди чиновников], и в 99% случаев это заканчивалось увольнением по собственному желанию. Но недавно в Госдуме приняли изменения, которые сделают такую ситуацию невозможной: [согласно законопроекту] после сдачи мандата прокурорская проверка прекращаться не будет», — рассказал Сухарев.
Кроме того, из реестра коррупционеров госслужащий вычеркивается через пять лет после попадания в него и в случае смерти. Также должность ему могут вернуть по решению суда.
Коррупционные последствия
Журналисты Daily Storm напомнили о ряде громких коррупционных дел местных чиновников в этом году. Так, в феврале мэра Краснокамска Юлию Потапову заподозрили в конфликте интересов. Его усмотрели в трудоустройстве падчерицы градоначальницы руководителем гостиницы. В октябре 2018 года Потапова лишилась своей должности, а родственница — своей.
За непредоставление сведений об имуществе потерял работу замминистра экономразвития Челябинской области Антон Бахаев. У него нашли два незадекларированных земельных участка в VIP-поселке. Кроме того, его обвинили в присвоении 3,8 млн рублей при подготовке форума России и Казахстана.
Зампредседателя санкт-петербургского управления ФАС и руководивший отделом контроля госзакупок Петр Яковлев лишился поста по той же причине, что и Бахаев — не представил сведения о доходах. Правда, сам он считает, что всего лишь допустил ошибку при заполнении декларации.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале