Рейдеры на Ямале отрезали от «большой земли» местное население
После захвата частной переправы пересечь реку можно только на катере и за большие деньги
Громкая история о рейдерском уничтожении баржевого моста компании «Корпорация Роснефтегаз» через реку Пур в Ямало-Ненецком автономном округе в угоду понтонного моста другой компании принесла печальные результаты для местного населения. После насильственного установления монополии на переправу владельцы моста сперва подняли цены на свои услуги, а затем и вовсе закрыли переправу на неопределенный срок, оставив жителей Уренгоя и нескольких районов ЯНАО без сообщения с «большой землей».
В июле прошлого года полицейские по сомнительному постановлению судебных приставов блокировали мост через реку Пур на Ямале, по которому осуществлялись грузоперевозки на правый берег реки. Местные предприниматели заявили о рейдерском захвате, к которому приложили руку местные власти вплоть до прокурора округа Александра Герасименко, написав обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Впрочем, это обращение ожидаемо не принесло никаких результатов и эффективно действующая переправа была закрыта в угоду конкурентам. Однако весной 2018 года оказалось, что конкуренты не справляются с транспортным потоком, который они так усердно перетягивали на себя, и их переправу закрыли. В результате население осталось без транспортного сообщения с другим берегом. Корреспондент «Новой газеты» побывал в изолированном Уренгое, чтобы понять, ради чьей прихоти была уничтожена социально-важная переправа.
Конкуренция по-ямальски
«Правобережье ямальской реки Пур уже второй месяц отрезано от „большой земли“. На левом берегу реки скопились тысячи тонн грузов, необходимых для обеспечения работы по добыче газа и нефти, ведения геолого-разведывательных работ „Газпромом“, „Роснефтью“, „Новатэком“. Товары первой необходимости для жителей поселка Уренгой и нескольких районов Ямала, расположенных на правом берегу Пура, доставляют паромами. Люди с берега на берег добираются катерами на воздушной подушке, выкладывая 500 рублей за переправу в одну строну с каждого пассажира», — пишет «Новая газета».
Такая ситуация не нова для этой территории Ямала, так как переправа через Пур ежегодно закрывается на время ледохода, однако в 2018 году впервые за 15 лет переправа осталась в единственном числе и закрылась так надолго. Еще в прошлом году около Уренгоя работали две переправы: ООО «Ямбургтранссервис» перекидывало через реку понтонный мост с реверсным движением, а «Корпорация Роснефтегаз» выстроила мост с двухсторонним движением, сооруженный из восьми барж. Но 21 августа 2017 года мост из барж ликвидировали. Как уверяют его владельцы — в результате рейдерской атаки.
О ликвидации моста и бедах бизнесменов, которые пытались отстоять недорогую и нужную переправу, ПАСМИ писало ранее. Тогда предприниматели Ямало-Ненецкого автономного округа, занимающиеся обслуживанием переправы через реку Пур и разработкой месторождений, к которым ведет дорога через переправу, обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой о защите бизнеса. Бизнесмены сообщили о рейдерском захвате с участием полиции, судебных приставов и администрации ЯНАО. Прежний владелец моста бизнесмен Олег Ситников во время экономических форумов дважды напрямую обратился к Медведеву с просьбой о помощи, тот пообещал разобраться и ничего — мост все равно закрыли, а самого Ситникова едва не зарезали.
Стоит отметить, что мост долго держался — более 15 лет, при этом все последние годы его постоянно атаковали различные контролирующие органы, особенно старалась прокуратура, которой в ЯНАО заправляет Александр Герасименко. Герасименко известен многими подвигами, в частности, его уличили в браконьерской охоте и рыбалке на территории природного заповедника «Таймырский». Это сошло ему с рук, а сам он еще больше ужесточил противодействие бизнесу Олега Ситникова.
«Основатель „Корпорации Роснефтегаз“ Олег Ситников предполагает, что вдохновитель атак на его бизнес, включая ликвидацию моста из барж через реку Пур, — прокурор ЯНАО Александр Герасименко. Предположение не лишено основания, если вспомнить, что Ситников даже судился с силовиком, когда какой-то неизвестный сотрудник прокуратуры переслал предпринимателю копию приказа, подписанного Герасименко, которым тот фактически потребовал от своих подчиненных усилить административное давление на предприятия, входящие в „Корпорацию Роснефтегаз“», — говорится в материале «Новой».
Главным сюжетом противостояния прокурора и предпринимателя стала волокита расследования покушения на Ситникова, который получил 19 ножевых ранений. Ситников убежден, что это покушение было связано с его планами построить переправу. Преступление было совершено как раз после того, как «Корпорация Роснефтегаз» приобрела баржи и начала готовиться запустить мост в эксплуатацию. Преступление до сих пор не раскрыто, расследование тормозится. С куда большим усердием правоохранительные органы начали «трясти» самого Ситникова, на его предприятия обрушился шквал проверок, которые пошли одна за другой.
За все свои проделки Герасименко отделался лишь строгим выговором от генпрокурора Юрия Чайки.
«Прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа Герасименко А.В. на протяжении нескольких лет инициировались проверки группы компаний Ситникова при отсутствии законных оснований», — написал Чайка в мотивировочной части приказа и подчеркнул, что по результатам этих незаконных проверок «возбуждено более пятидесяти дел об административных правонарушениях» по вопросам, находящимся за пределами полномочий прокурора округа.
Правда, затем выговор был снят и прокурор сумел выйти сухим из воды.
Неизвестно, как именно прокурор ЯНАО связан с ООО «Ямбургтранссервис», однако очевидно, что он действовал в интересах этого предприятия, которое теперь стало монополистом на переправу через Пур. В интересах «Ямбургтранссервиса» действовали и власти Уренгоя, которые спешно подготовили основание для рейдерского захвата моста Олега Ситникова (позже сооружение было передано предпринимателем ООО «Магистраль») — в местах подъездов к переправе чиновники решили разместить пляжные зоны. Пляжи в Сибири на широте Анадыря!
Приложили руку и чиновники регионального правительства — за четыре дня до ликвидации моста из барж департамент природно-ресурсного регулирования администрации ЯНАО объявил аукцион на право «заключения договора водопользования… для размещения наплавного моста» как раз на том участке реки Пур, где еще находился мост из барж, принадлежащий «Корпорации Роснефтегаз».
Последствия блокады Уренгоя
Сейчас в Уренгое резко ухудшилось качество жизни местных жителей, это связано с удорожанием всех продуктов питания, доставляемых в поселок паромами. Цены выросли на 50—100%.
«К примеру, в Новом Уренгое пакет молока стоит 50 рублей, а на правобережье — уже 90. Килограмм яблок в поселке можно купить за 180 рублей, в городе — за 120, килограмм огурцов на правом берегу Пура стоит 170 рублей, на левом — 80, килограмм лимонов — 270 в Уренгое и 120 рублей — в Новом Уренгое. Продавцы в поселке объяснили, что дороговизна возникает из-за „паромной“ наценки. Перевозка с одного берега реки на другой, к примеру, 15-тонного грузовика стоит 23 тысячи рублей. Два конца обходятся в 46 тысяч. Надо ли говорить, что эту сумму оплачивают покупатели», — сообщает издание.
Впрочем, чиновники предпочитают этого не замечать, чтобы не краснеть лишний раз. Глава поселка Олег Якимов заявил журналистам, что «Уренгой ничего не потерял». Зато теряют жители ЯНАО: одни — деньги на пропитание, другие — бизнес.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале