Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Подлодка «Варшавянка» связала вместе хищения, развод и смерть в тюрьме

В деле предпринимателя Валерия Пшеничного, погибшего в СИЗО, множатся странности

В начале февраля в СИЗО-4 Санкт-Петербурга погиб владелец компании АО «НовИТ ПРО» Валерий Пшеничный — мужчину нашли мертвым в камере. Расследуется версия самоубийства. Не исключено, что до самоубийства бизнесмена довели — бывший партнер, сваливший на него вину за преступление, и судья, незаконно поместившая его под арест. «Новая газета» попыталась разобраться в обстоятельствах гибели Пшеничного.

Под арест глава АО «НовИТ ПРО» Валерий Пшеничный попал в середине января по обвинению в мошенничестве, вместе с ним за решеткой оказался заместитель главного инженера «Адмиралтейских верфей» Глеб Емельченко. Обоих мужчин заподозрили в хищении почти 100 млн рублей Минобороны, которое заказало разработку трехмерной модели корпуса и внутренних систем подлодки проекта 636 «Варшавянка» — компания Пшеничного выступала исполнителем заказа, а АО «Адмиралтейские верфи» выполняло функции генподрядчика. Уже 6 февраля стало известно, что Валерий Пшеничный скончался в тюрьме. Предварительные версии причины смерти — инсульт или самоубийство. Известно, что все три недели, пока предпринимателя держали в СИЗО, жалобы на его незаконный арест пылились в том же учреждении, так и не дойдя до суда.

Дело со множеством неизвестных

«Причина смерти предпринимателя Валерия Пшеничного — первая загадка в этой истории. Фигурантом уголовного дела он пробыл всего три недели. Причем сам же когда-то инициировал это расследование, потому что хотел хищения вскрыть. Как из потерпевшего он стал арестантом, чтобы потом умереть в тюрьме, — вторая загадка. Третья — почему жалобы обвиняемых на незаконный арест три недели валялись в СИЗО, не доходя до суда», — так начинает свой материал корреспондент «Новой газеты», решивший разобраться в обстоятельствах странного дела.

О причинах смерти предпринимателя разные источники говорят по-разному: адвокат его товарища по несчастью Емельченкова рассказал, что Пшеничный жаловался в суде и изоляторе на повышенное давление и мог умереть от инсульта; сотрудники изолятора в беседе с журналистом сообщили, что тот покончил с собой, а причиной возможного суицида называют развившуюся депрессию. Бывшие подчиненные погибшего подтвердили информацию о проблемах со здоровьем и сказали, что не верят в то, что Пшеничный мог упасть духом, так как он был «очень позитивный человек, со стратегическим мышлением, все время смотрел в завтрашний день».

Адвокат коммерсанта Александр Семенченков в беседе с корреспондентом «Новой» поведал, что сразу после ареста его подзащитного 16 января он написал о незаконности такой меры пресечения для предпринимателя.

«Судья Октябрьского райсуда Елена Сергеева, санкционируя арест Пшеничного, сослалась на то, что он не бизнесмен, а исполнитель гособоронзаказа. Апелляционная инстанция могла бы принять во внимание состояние его здоровья. Но Пшеничный этого не дождался», — пишет издание.

Гособоронзаказ ценою в жизнь

Трехмерная компьютерная модель подлодки «Варшавянка» потребовалась министерству обороны еще в 2012 году. Эта модель требуется для постпродажного обслуживания и ремонта сложного механизма — для «НовИТ ПРО» заказ военного ведомства оказался профильным. В 2013 году Минобороны установило цену за проект в размере 300,6 млн рублей, но в декабре 2015 года эта сумма была увеличена до 967,6 млн рублей. По версии следствия, ценник необоснованно вырос в результате преступного сговора Пшеничного, его теперь уже бывшего партнера Андрея Петрова (далее он сыграет важную роль в деле) и заместителя главного инженера «Адмиралтейских верфей» Емельченкова, которые искусственно завысили стоимость разработки модели. По документам стоимость контракта обусловлена его сложностью и уникальностью, так как разработчики модели берут на себя большую ответственность.

«Военная приемка действительно попыталась установить твердую цену: зафиксировать все параметры будущей компьютерной модели „Варшавянки“. Но выяснилось, что это технически невозможно, потому что работа совершенно новая и параметры неизвестны. На сколько процентов надо воспроизводить „живую“ лодку? Никто не решался взять на себя ответственность: вдруг потом при ремонте лодки выяснится, что какую-то деталь „не прорисовали“? Поэтому твердая цена, к которой апеллирует следствие, не была установлена, и участники проекта решили идти от обратного: определить максимальную «планку» и по мере уточнения параметров в ходе работ корректировать цену. Сумма 967,6 миллиона рублей и стала такой «планкой», которую нельзя переступать. Заказчик и исполнитель согласовывали ее в 2015 году», — пишет «Новая газета».

Издание также ссылается на материалы проверки петербургского УФАС, которое не выявило в заключенном между «НовИТ ПРО» и подрядчиком контракте никаких фактов необоснованного завышения цен. Итоговый акт УФАС, кстати, был изъят оперативниками во время обыска в офисе компании Валерия Пшеничного.

Следствие также считает, основываясь на каких-то своих источниках, что в 2016 году Андрей Петров обналичил часть полученного из бюджета аванса (400 млн рублей) и передал 100 млн рублей своему подельнику Емельченкову. У заместителя главного инженера при обысках не смогли найти никаких следов якобы полученной крупной суммы, а сам подозреваемый живет в маленькой квартире, оставшейся ему после развода.

Развод с тяжкими уголовными последствиями

Развод четы Емельченковых был зарегистрирован в Ленинском суде Санкт-Петербурга в ноябре 2015 года. Причиной, по словам гражданина Емельченкова, стал тот факт, что его жена живет с другим мужчиной. Этим мужчиной, как выяснила «Новая», оказался тот самый Андрей Петров, который позже якобы заносил уже холостому Емельченкову 100 млн рублей в чемоданах.

Внеся раздор в семейную жизнь сотрудника «Адмиралтейских верфей», Петров обрел проблемы в «НовИТ ПРО», где он занимал должность генерального директора. Его партнер Валерий Пшеничный обратился к адвокату, чтобы сместить бывшего товарища с должности, так как узнал, что тот его обворовывает и уже вынес из компании 55 млн рублей. Петрова удалось сместить с поста гендиректора, а когда это произошло, Пшеничный обнаружил, что со счетов предприятия пропали средства аванса от Минобороны на разработку модели подлодки. Стремясь возместить пропажу, чтобы выполнить заказ, бизнесмен вновь пришел к адвокату, который посоветовал ему провести аудит и найти, куда ушли деньги, но ни в коем случае не обращаться в следственные органы.

«Я понимал, что случись уголовное дело — линия защиты у Петрова может быть только одна: да, мол, отправил деньги на сторону, но велел мне это сделать хозяин — сам Пшеничный. Поэтому я советовал решать все в гражданском процессе», — приводит газета слова адвоката.

Бизнесмен совета не послушал, и в апреле 2017 года Петров был арестован в рамках уголовного дела о мошенничестве. В СИЗО он провел четыре месяца, потом его неожиданно переместили под домашний арест, а затем и вовсе выпустили под подписку о невыезде. В материалах уголовного дела говорится, что он стал активно сотрудничать со следствием и «изобличать соучастников в совершении преступления». Этими соучастниками, как выяснилось позже, стали Пшеничный и Емельченков — у одного «раскаявшийся» Петров увел жену, а у другого — деньги.

«Мы не можем полностью исключить, что Пшеничный и Емельченков участвовали в хищении оборонных денег. Но в материалах дела, оказавшихся в распоряжении „Новой“, есть ссылки только на одно доказательство: слова Петрова, сказанные им после четырех месяцев в тюрьме. Само по себе появление второго дела по тем же фактам подсказывает вероятную тактику следствия. Видимо, расчет был на то, что Петров, признавший вину, согласится на сделку, и его осудят в особом порядке: без судебного следствия, представления доказательств, прений и прочей ненужной мишуры, а только на основании признания. В обмен на „полные и последовательные показания“ он получит наказание „ниже низшего предела“. После этого вину подельников можно будет сильно не доказывать. Они отправятся на зону по преюдиции — в связи с обстоятельствами, доказанными в суде ранее», — раскрывает «Новая» стандартную схему действий следователей.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале