Рыбная отрасль сорок лет гниет с головы
Коррупционные скандалы в Росрыболовстве — от кораблей-призраков до торговли возможностями
Рыбная отрасль традиционно, еще со времен расстрелов взяточников по делу сети магазинов «Океан», считается одной из самых коррумпированных сфер деятельности. Прошлый, 2017 год, добавил несколько новых фактов, которые доказывают: смена руководства в 2014 году ситуацию не изменила.
В 1978 году, ровно через два года после открытия по всей стране рыбных магазинов «Океан», знающие москвичи начали сметать с полок банки с килькой в томате. Вот только в банках зачастую была не 32-копеечная килька, а пятирублевая черная икра — краденая партия случайно попала на полки, и если бы не один принципиальный пенсионер, вернувший черную икру в магазин, никто бы ничего не узнал.
Начало преступного пути
Так началось «рыбное дело», которое потянуло за собой несколько других, а заодно — раскрытие универсальных коррупционных схем. Для расследования аферы в Москву по приказу Юрия Андропова съехались следователи со всего Советского Союза. Глава КГБ создал специальную прокурорскую команду для расследования коррупционных дел в отношении высокопоставленных чиновников союзного значения.
«Океанская мафия» делала деньги на всем: на трех «у» — усушке, утруске и утечке, а также на четырех «без» — бесхозяйственности, безответственности, безграмотности, безразличии. Самой популярной схемой было расхождение в живом весе рыбы при взвешивании на траулере и в магазине: количество неучтенного товара из одной партии иногда измерялось тоннами.
Размах воровства и коррупции достиг опасных размеров, и глава группы «Океанов» Фельдман, а также его подельник, директор одного из магазинов Фишман, собирались эмигрировать, превратив в валюту деньги, полученные от взяток.
Эта информация стала известна следователем, и Фельдман с Фишманом были арестованы. Они начали давать показания, и вскоре арестовали замминистра рыбного хозяйства Владимира Рытова, председателя сочинского горкома КПСС Вячеслава Воронкова, его заместителя Андрея Мерзлого и директора сочинского магазина «Океан» Арсена Пруидзе. Арестовали бы и самого министра рыбной промышленности Алексея Ишкова, но за него вступился сам генсек Леонид Брежнев.
Замминистра рыбного хозяйства СССР Владимира Рытова расстреляли, министра Алексея Ишкова заставили вернуть в казну 260 тыс. рублей доказанных взяток и отправили на пенсию.
Украденных у государства миллионов следователи так и не нашли. И это было первое дело, которое показало: коррупция добралась до самых верхов государства.
Крайний оказался крайним
С тех пор рыбная отрасль стала уже откровенно называться одной из самых коррумпированных в России: преемники Рытова и Фельдмана это доказали. Так, в 2005 году был выявлен «корабль-призрак», на строительство которого Росрыболовство выделило и выплатило 1 млрд рублей. По документам корабль был построен, но вместо этого чиновник Валерий Сураев приобрел коттедж в подмосковной Малаховке, часы «Ролекс» и немалую сумму в валюте — фигурант подозревается в хищении 300 млн рублей, остальные «распилили» другие личности из Росрыболовства. Вскрылось все только в 2012 году. При этом информация попала в СМИ накануне пресс-конференции главы ведомства Андрея Крайнего на тему «Росрыболовство против коррупции».
В апреле 2010 года при получении взятки в 250 тыс. долларов попался помощник главы федерального агентства Игорь Бакулин. В мае того же года, уходя от оперативников со взяткой в 10 млн рублей, заместитель начальника государственного контроля Московского управления Росрыболовства Борис Симонов выкидывал в окно автомобиля пятитысячные купюры. Девять миллионов полицейские собрали, один — достался москвичам. Борис Симонов действовал заодно со своим боссом — Романом Постниковым.
В начале 2012 года за взятку в 26 млн рублей посадили экс-главу Северо-Западного управления Росрыболовства Сергея Муравьева, которому потом еще инкриминировали злоупотребление должностными полномочиями.
В феврале 2013 года против руководителя ведомства Андрея Крайнего было возбуждено дело о служебном подлоге (которое, правда, закрыли через полгода). Через две недели арестовали начальника Приморского управления Александра Иванкова, который, по данным следствия, способствовал тому, чтобы крабовые аукционы выигрывали «нужные» компании, при этом особо не переплачивая за участие. Объем годового «крабового рынка» для промысловиков — 120 млрд рублей, не зря Росрыболовство хочет поменять систему распределения квот, чтобы выбить старых игроков, которые буквально захватили монополию на вылов краба. Но и в этом таится риск повышения коррупциогенности отрасли.
В 2016 году бывший советник главы Росрыболовства Юрий Хохлов стал фигурантом коррупционного скандала, связанного с попыткой продажи за 3 млн долларов назначения на руководящую должность в Камчатский научный институт рыбного хозяйства и океанографии.
В это время ведомство уже возглавил Илья Шестаков. И именно при нем, после проверок Счетной палаты и ФСБ, ФГУП «Нацрыбресурс», контролирующее 80% перевалки всех рыбных грузов, подозревается в многомиллионных коррупционных финансовых схемах. Эксперты задаются вопросом: можно ли сказать, что в Росрыболовстве процветает наследственная коррупция?
Новости с рыбного фронта
Ловля рыбы сейчас переживает в стране непростой период: около 60% вылова минтая продано Китаю, две трети красной рыбы на Камчатке — Японии, «рыбные рантье» отдают свои квоты на вылов кому попало, из-за хищнической дрифтерной рыбалки искусственно выращенная кета занимает в природе место дикой, создавая экологические проблемы, рыбозаводы выметают горбушу и лосося под ноль, а рыболовецкий флот неуклонно ветшает.
Несмотря на успешную борьбу с «частными браконьерами», продолжается хищнический вылов рыбы и существование коррупционных картелей промысловиков, обработчиков, чиновников и силовиков, оставшихся еще со времен прежнего главы Росрыболовства Андрея Крайнего и экс-главы рыбной столицы России Сахалина Александра Хорошавина.
Напомним, что последний сейчас находится под следствием, так же, как и его заместитель по рыбной отрасли Сергей Карепкин, бывший советник Андрей Икрамов, экс-министр сельского хозяйства Николай Борисов, вице-мэр Сахалина Алексей Лескин.
Экс-мэр Южно-Сахалинска Андрей Лобкин успел убежать за границу в день ареста Хорошавина: в России на него завели уголовное дело. Не успели скрыться от правосудия бывший вице-мэр Южно-Сахалинска Екатерина Павлюк, депутаты Южно-Сахалинской гордумы Владлен Мальков и Юрий Азизов.
Уголовные дела заведены на бывшего сенатора Сахалина Жанну Иванову, нескольких министров и чиновников, а также депутата Сахалинской областной думы Сергея Зарецкого. И это еще не полный список.
Остается только предполагать, появятся ли в «деле Сахалина» новые, не менее высокопоставленные фигуранты после назначения главой региона Олега Кожемяко.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Браконьерская ОПГ из Хабаровского края планировала продать осетрину в западной России
- Росрыболовству готовят увольнения и урезание полномочий
- В деле против главы Росрыболовства Приморья может появиться «крабовый эпизод»
- Экс-глава Северо-Западного управления Росрыболовства осужден за взяточничество
- Глава Росрыболовства стал фигурантом уголовного дела о подлоге