Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Россельхознадзор: мониторинг не выявил признаков коррупционного поведения сотрудников службы

Официальный представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору — о реализации ведомством антикоррупционной политики государства

Виталий Белоусов / РИА Новости

Официальный представитель Россельхознадзора заявляет, что в ведомстве отсутствует информация о коррумпированности служащих. По данным проверок прокуратуры, максимальными нарушениями являются неточности при заполнении сведений о доходах, расходах и имуществе.

Цель спецпроекта ПАСМИ «Национальный план» — подвести итоги реализации министерствами и ведомствами на федеральном уровне национальной политики в сфере противодействия коррупции. Вопросы для интервью были сформированы по повестке Указов президента о мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции. От прямого диалога глава Россельхознадзора Сергей Данкверт отказался, но мы публикуем ответы на вопросы редакции его помощника, официального представителя ведомства Юлии Мелано.

Считаете ли вы, что Россельхознадзор справился с коррупцией в ведомстве?

— Какие мероприятия по реализации антикоррупционной политики государства были проведены вами согласно Нацплану в 2016 и 2017 годах?

В ходе осуществления центральным аппаратом Россельхознадзора повседневной деятельности и в рамках ведомственного контроля за деятельностью территориальных органов Россельхознадзора и подведомственных ему организаций значительная роль отводится мерам по противодействию коррупции.

Первое и самое главное: на основе Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы разработан и утвержден План Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по противодействию коррупции на 2016—2017 годы, который одобрен Общественным советом при Россельхознадзоре (протокол от 12.05.2016 № 4).
На его основе утверждены соответствующие планы во всех территориальных органах Россельхознадзора.

В данном плане содержится комплекс мероприятий, которые прямо предусмотрены федеральными законами, указами президента Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации и поручениями, в том числе по вовлечению работников подведомственных Россельхознадзору организаций, в круг субъектов, на которые распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

Наиболее важная роль в вопросах противодействия коррупции отводится активизации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, которые созданы и функционируют в соответствии с требованиями Указа президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». При этом, несмотря на отсутствие обязательных требований для этого, аналогичные комиссии есть и у некоторых ФГБУ.

Вот уже пять лет подряд активность работы данных комиссий в целом в системе Россельхознадзора остается на достаточно высоком уровне. Это свидетельствует, в свою очередь, об активной работе должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в части осуществления организационно-технического и документационного обеспечения проведения заседаний.

Так, в 2016 году проведено четыре заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов и 275 заседаний аналогичными комиссиями территориальных органов Россельхознадзора, в то же время за истекший период 2017 года проведено также заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов и 177 заседаний аналогичными комиссиями территориальных органов Россельхознадзора, при этом расширяется круг рассматриваемых на Комиссиях вопросов: уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; материалы проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и/или соблюдения ограничений и запретов; обращения бывших государственных гражданских служащих Россельхознадзора о даче согласия на замещение должности в организациях, отдельные функции по государственному управлению которыми, входили в их должностные обязанности; результаты мониторинга оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации Россельхознадзором своих функций и др.

По всем рассмотренным вопросам приняты решения в соответствии с действующим законодательством.

Помимо этого, в рамках систематического проведения оценок коррупционных рисков, во исполнение поручения заместителя председателя правительства РФ Д. Рогозина от 03.03.2015 № РД-П17-1318 и пункта 2.1 Плана Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по противодействию коррупции на 2016—2017 годы проведен мониторинг оценки коррупционных рисков, при реализации Россельхознадзором своих полномочий.

Результат указанного мониторинга довольно оптимистичный, в частности, установлено отсутствие признаков коррупционного поведения должностных лиц Россельхознадзора при осуществлении ими коррупционноемких функций.

Также установлено наличие тенденции к снижению Россельхознадзором коррупционных рисков при реализации своих функций.

Так, например, приняты меры по минимизации и устранению коррупционных рисков при осуществлении коррупционноемкой функции по представлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных путем исключения необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями, поскольку разрешения выдаются Россельхознадзором в форме электронных документов с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анализ документов и информации, представляемых заявителем.

Частично исключена необходимость личного взаимодействия должностных лиц с гражданами и организациями при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по производству лекарственных средств для ветеринарного применения посредством использования информационной системы «Гермес», которая представляет собой механизм, позволяющий хозяйствующим субъектам (соискателю лицензии) направлять в Россельхознадзор заявления и документы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также прослеживать прохождение этапов лицензирования.

В 2017 году, как и в предыдущих годах, в Россельхознадзоре была проведена большая работа по сбору и анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими центрального аппарата Россельхознадзора, руководителями и заместителями руководителей территориальных управлений Россельхознадзора, работниками подведомственных Россельхознадзору организаций, в ходе которой было принято и проанализировано около тысячи справок.

Ведется планомерная работа по обеспечению контроля за неукоснительным соблюдением антикоррупционных мер, в том числе за соблюдением государственными гражданскими служащими центрального аппарата Россельхознадзора, его территориальных органов, и работниками подведомственных Россельхознадзору организаций установленных федеральным законодательством ограничений и запретов.

Так, в 2016 году в целом в системе Россельхознадзора проведено 95 проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими Россельхознадзора, его территориальных органов и работниками подведомственных Россельхознадзору организаций. За истекший период 2017 года в целом в системе Россельхознадзора проведено 104 проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими Россельхознадзора, его территориальных органов и работниками подведомственных Россельхознадзору организаций.

В целом можно констатировать, что по сравнению с предыдущими периодами в 2017 году результативность всех проверок, проводимых должностными лицами ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в соответствии с Указом президента Российской Федерации № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» значительно увеличилась.

Необходимо также отметить, что приказом Россельхознадзора от 27.09.2011 № 426 предусмотрена организация уведомления федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Россельхознадзора и его территориальных органов представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.
За 2016 год 17 государственных гражданских служащих центрального аппарата Россельхознадзора, а также руководителей территориальных органов и их заместителей и 115 государственных гражданских служащих его территориальных органов уведомили представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, при этом отсутствуют случаи не уведомления представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе при фактическом ее выполнении, за истекший период 2017 года 17 государственных гражданских служащих центрального аппарата Россельхознадзора, а также руководителей территориальных органов и их заместителей и 82 государственных гражданских служащих его территориальных органов уведомили представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

В целях реализации постановления правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» Россельхознадзором в 2016 году приказом от 01.04.2016 № 196 утвержден соответствующий порядок, который, в свою очередь, зарегистрирован Минюстом России 27.05.2016, регистрационный № 42318.

Обеспечение контроля за его исполнением поручено руководителям территориальных управлений Россельхознадзора и директорам (руководителю) организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Россельхознадзором письмом от 27.12.2016 № ФС-АС-4/25067.

В 2016 г. поступило уведомлений о получении подарка от работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Россельхознадзором — 2, от государственных служащих центрального аппарата Россельхознадзора — 16, которые были сданы в соответствующем порядке в собственность РФ. В то же время за истекший период 2017 года от государственных служащих центрального аппарата Россельхознадзора — 6, от государственных служащих территориальных управлений — 4, которые были сданы в соответствующем порядке в собственность РФ.

Также Россельхознадзором организована работа по уведомлению представителя нанимателя государственными гражданскими служащими центрального аппарата Россельхознадзора и его территориальных органов, а также работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в подведомственных Россельхознадзору организациях, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Немалая работа в Россельхознадзоре ведется по открытости деятельности Россельхознадзора по профилактике коррупции.

Так, подраздел официального сайта Россельхознадзора в сети Интернет, посвященный противодействию коррупции, приведен в соответствие с приказом Минтруда России от 7 октября 2013 г. № 530н.

На официальном сайте Россельхознадзора своевременно размещаются методические материалы, статистические данные, а также информация об изменении законодательства в сфере противодействия коррупции и проводимых Россельхознадзором мероприятиях антикоррупционной направленности.

Кроме того, ежегодно на официальных сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов в сети Интернет проводится онлайн-опрос граждан «Как вы оцениваете эффективность деятельности по противодействию коррупции?»

По итогам указанного опроса в 2016 году 89% опрошенных оценили уровень эффективность деятельности подразделения центрального аппарата Россельхознадзора по противодействию коррупции как «Высокий», что на 3,7% больше, чем в 2015 году, и на 22% больше, чем в 2014 году.

Еще раз стоит отметить, что в целях совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных полномочий, повышения прозрачности и снижения коррупционных рисков в деятельности Россельхознадзора разработаны и внедрены автоматизированные системы: «Аргус», «Меркурий», «Веста», «Гермес» и другие.

Указанные системы позволяют исключить личное взаимодействие должностных лиц с гражданами и организациями, при осуществлении Россельхознадзором коррупционноемких функций, а также сократить сроки предоставления Россельхознадзором государственных услуг.

Изложенное выше свидетельствует о том, что Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору систематически и планомерно проводится работа по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции, при этом используются как правовые инструменты, прямо вытекающие из законодательства Российской Федерации, так и меры организационного характера.

— Организовано ли взаимодействие со СМИ, общественными институтами, научным сообществом, как вы оцениваете успешность выбранной стратегии? Что планируете делать в дальнейшем?

На постоянной основе происходит взаимодействие со СМИ.

Россельхознадзором совместно с Общероссийской общественно-государственной просветительской организацией «Российское общество «Знание» и Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» был разработан комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению сотрудниками центрального аппарата Россельхознадзора, территориальных управлений Россельхознадзора запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

С научным сообществом взаимодействие происходит в рамках проведения заседаний Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Россельхознадзора и урегулированию конфликта интересов.

На постоянной основе осуществляется взаимодействие с Общественным советом при Россельхознадзоре по вопросам, относящимся к профилактике коррупционных правонарушений.

Кроме того, в 2017 году начато взаимодействие с экспертным сообществом в рамках разработки проекта карты коррупционных рисков Россельхознадзора и мер по их минимизации. Указанное взаимодействие показало свою эффективность и указало на необходимость продолжения данной работы в указанном направлении.

Также на официальном сайте Россельхознадзора в сети Интернет создан подраздел «Противодействие коррупции», в котором постоянно и по мере поступления информации обновляются данные.

Таким образом, Россельхознадзором обеспечивается прозрачность и доступность информации, касающейся профилактики коррупционных правонарушений.

— Какой вклад ваше министерство внесло в 2016—2017 году в формирование нетерпимости к коррупции и антикоррупционную профилактику в отрасли?

Россельхознадзор занимает активную позицию по формированию нетерпимости как к коррупции, так и к ее проявлениям у государственных служащих Россельхознадзора и работников подведомственных Россельхознадзору организаций. Указанная цель достигается в том числе и путем информирования государственных служащих, входящих в систему Россельхознадзора, а также работников подведомственных Россельхознадзору организаций обо всех новеллах антикоррупционного законодательства. Кроме того, проводимые на постоянной основе работы по разработке нормативных правовых актов и методических материалов (памяток) по консультированию в области соблюдения требований к служебному поведению, а также ограничений и запретов, способствуют формированию нетерпимости к коррупции.

Говоря об антикоррупционной профилактике в отрасли, можно отметить работу Россельхознадзора по разработке, утверждению и доработке карты коррупционных рисков Россельхознадзора и мер по их минимизации.

Одной из важнейших целей данного документа является предупреждение проявлений коррупционного поведения при реализации Россельхознадзором своих полномочий.
При этом проект карты коррупционных рисков Россельхознадзора и мер по их минимизации при подготовке: 1) разрабатывался на основании информации, полученной из внутренних и внешних источников, указанной выше, а также на основании федеральных законов и подзаконных актов Российской Федерации; 2) прошел всестороннее обсуждение, в том числе и общественное; 3) рассмотрен территориальными управлениями Россельхознадзора; 4) рассмотрен Общественным советом при Россельхознадзоре.
Карта коррупционных рисков Россельхознадзора и мер по их минимизации не является ни совершенным документом, ни «панацеей» от коррупции в отрасли, но она будет дорабатываться с учетом мнения представителей общественности, практики, сложившейся в Россельхознадзоре, что в будущем также должно будет поспособствовать искоренению даже малейшего проявления коррупции.

Таким образом, в рамках системы Россельхознадзора принимаются все доступные меры, нацеленные на формирование нетерпимости к коррупции у государственных гражданских служащих и работников подведомственных Россельхознадзору организаций и сокращение проявлений коррупционного поведения.

— Как это отражается на региональных подразделениях?

Россельхознадзор является «флагманом» для своих территориальных управлений, задавая им направление деятельности, указывая на недоработки.

Так, например, ежеквартально собирается отчетность о проделанной работе в рамках выполнения ведомственного плана по противодействию коррупции. Указанная отчетность также позволяет выявить центральному аппарату Россельхознадзора проблемные вопросы, которые в дальнейшем освещаются путем направления соответствующих писем в территориальные управления Россельхознадзора и подведомственные Россельхознадзору организации (например, разработка Памятки по созданию и наполнению подразделов официальных сайтов в сети Интернет, посвященных вопросам противодействию коррупции, в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, напоминание о необходимости направлять уведомления о намерении выполнять иную оплачиваемую работу и др.)

— С какими коррупционными явлениями вам приходится бороться в вашем ведомстве? Сколько случаев коррупции и подозрений на коррупцию зарегистрировано в вашем учреждении за 2016—2017 год? Какой суммарный ущерб был нанесен государству?

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Россельхознадзор не уполномочен осуществлять борьбу с коррупцией. К органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, относятся правоохранительные органы, которые и имеют статистические данные по коррупционным правонарушениям и преступлениям, а также информацию об ущербе, нанесенном государству.

Россельхознадзор в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий, то есть осуществляет профилактику коррупционных правонарушений, мероприятия проводимые в рамках профилактики коррупционных правонарушений указаны в ответе на первый вопрос.

— Как вы считаете, какие недочеты в сфере предупреждения и профилактики коррупции стали причиной коррумпированности отдельных служащих?

В Россельхознадзоре отсутствует информация о коррумпированности его государственных служащих, что подтверждается проверками соблюдения Россельхознадзором законодательства о противодействии коррупции, проводимыми органами прокуратуры, по результатам которых максимальными нарушениями государственных служащих являются неточности при заполнении ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Кроме того, результаты опроса, размещенного в подразделе «Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация» подраздела «Противодействие коррупции» официального сайта Россельхознадзора, показали, что 96,3% респондентов считают, что в Россельхознадзоре отсутствует коррупция.

— Считаете ли вы, что Национальный план выполняет свою функцию? Озвучьте ваши предложения по актуализации антикоррупционной политики в отрасли.

Национальный план противодействия коррупции на 2016—2017 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147, безусловно, выполняет свои основные функции, направленные на совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения, предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений, давая основные направления по формированию нетерпимости к коррупционному поведению.

На сегодняшний день есть потребность в продолжение работы в указанном направлении, учитывая не только свой опыт, но и других государственных органов.

В частности, необходимо усиливать работу в следующих наиболее приоритетных направлениях:
— обеспечение выявления случаев возможного конфликта интересов до его наступления и принятия мер для своевременного выхода из конфликтной ситуации;
— систематическая оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций и мониторинг исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
— принятие мер по минимизации и устранению коррупционных рисков, возникающих при реализации функций.

 

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале