Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Игорь Артемьев: к коррупции в ФАС относимся серьезно, это подрыв репутации госоргана

Руководитель ФАС рассказал о реализации ведомством антикоррупционной политики

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости

В начале 2018 года на сайте ПАСМИ стартует спецпроект «Национальный план». В подготовке проекта принял участие глава ФАС Игорь Артемьев, дав заочное интервью нашей редакции.

Цель спецпроекта ПАСМИ «Национальный план» — подвести итоги реализации министерствами и ведомствами на федеральном уровне национальной политики в сфере противодействия коррупции. Вопросы для интервью были сформированы по повестке Указов президента о мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции.  Прямого диалога не получилось, но мы публикуем полный текст заочного интервью с Игорем Артемьевым.

— Какие мероприятия по реализации антикоррупционной политики государства были проведены вами согласно Нацплану в 2016 и 2017 годах?

Деятельность ФАС России по профилактике коррупционных правонарушений осуществляется в соответствии с основными направлениями, которые определены Указом Президента Российской Федерации. В этих целях нашим приказом мы утвердили План противодействия коррупции Федеральной антимонопольной службы. Такие планы противодействия коррупции утверждены и в каждом территориальном органе антимонопольного ведомства.

Ежегодно составляется отчет о его выполнении. Они размещаются на официальном сайте ФАС России. Каждый такой отчет — это многостраничный перечень запланированных и исполненных мероприятий, с которым можно ознакомиться.

Как вы оцениваете антикоррупционную деятельность главы ФАС Игоря Артемьева?

Особо отмечу, что ФАС России является участником пилотного проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности», куратором которого является заместитель председателя правительства Российской Федерации — руководитель аппарата правительства Российской Федерации Сергей Приходько.

По направлению «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности» с учетом позиции институтов гражданского общества, представляющих интересы предпринимательского сообщества, в ФАС России разработаны карты коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций по пяти видам контроля: антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях; в области надзора за рекламой; в сфере гособоронзаказа и государственных закупок; в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, разработан комплекс правовых, организационных и профилактических мер по минимизации выявленных коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций. Утверждена форма мониторинга и контроля исполнения этих мер.

 — Организовано ли взаимодействие со СМИ, общественными институтами, научным сообществом, как вы оцениваете успешность выбранной стратегии? Что планируете делать в дальнейшем?

Федеральная антимонопольная служба является открытым ведомством для представителей СМИ, научного и предпринимательского сообщества, а также общественных институтов.

На официальном сайте ФАС России отдельный раздел посвящен противодействию коррупции. В нем размещены методические рекомендации, нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, данные по антикоррупционной экспертизе, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих.

Помимо этого, антимонопольной службой размещены формы документов для заполнения, связанных с противодействием коррупции, опрос по плану противодействия коррупции ФАС России, а также есть возможность сообщить о фактах коррупции по «телефону доверия».

Антимонопольное ведомство активно сотрудничает с научным сообществом и общественными организациями, регулярно проводя совместные заседания экспертных советов.
Успешно функционирует Научно-методический совет образовательных организаций и кафедр конкурентного права. Хочу отметить, что в России уже работает 50 таких кафедр!

На базе РЭУ им. Г.В. Плеханова создана Высшая школа тарифного регулирования, в которой можно пройти комплексную программу повышения квалификации. Сфера тарифного регулирования характеризуется высоким коррупционным потенциалом, поэтому ФАС стремится к выработке единой и понятной формулы по расчетам всех тарифов. Ради этого уже изменено большое количество нормативных правовых актов, которые прошли антикоррупционную экспертизу, и замечаний по ним выявлено не было.

 — Какой вклад ваше министерство внесло в 2016—2017 году в формирование нетерпимости к коррупции и антикоррупционную профилактику в отрасли? Как это отражается на региональных подразделениях?

В целях противодействия коррупции и привлечения внимания к выявленным ее признакам ФАС России публикует полную информацию о таких делах и ходе их расследования антимонопольным ведомством, вплоть до передачи материалов в правоохранительные органы.

Верите ли вы в способность ФАС эффективно противодействовать картельным сговорам при госзакупках?

Для предупреждения коррупционных посягательств ФАС также проводит профилактическую работу, рассказывая и разъясняя законодательство, порядок проведения закупок, а также меры ответственности, которые могут наступить при установлении нарушения закона. В случае с коррупционными кейсами — это уголовная ответственность.
Можно выделить несколько блоков направления деятельности, направленных на противодействие коррупции. Во-первых, публичное и открытое рассмотрение жалоб участников закупок на действия заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Во-вторых, совершенствование законодательства в этой сфере. В настоящее время в Государственной думе рассматривается законопроект о переводе всех процедур в электронную форму, в том числе и подачу заявок. Принятие этого законопроекта позволит повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и их рассмотрения заказчиками, что позволит исключить из сферы закупок возможность привлечения к процедуре «своих» поставщиков. Таким образом, вступление в законную силу документа снизит коррупционные риски, а также риски сговора между участниками закупок.

В-третьих, в антимонопольной службе ведется систематическая работа, в том числе на базе Учебно-методического центра ФАС России, по проведению региональных семинаров-совещаний, селекторных совещаний с целью формирования единообразной практики применения законодательства территориальных органов ФАС России в различных регионах.

 — С какими коррупционными явлениями вам приходится бороться в вашем ведомстве? Сколько случаев коррупции и подозрений на коррупцию зарегистрировано в вашем учреждении за 2016—2017 год? Какой суммарный ущерб был нанесен государству?

В ФАС России создан отдел по противодействию коррупции. Он ведет работу в тесном взаимодействии с должностными лицами наших региональных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений, руководителями территориальных органов и начальниками структурных подразделений.

Что касается конкретных коррупционных проявлений, за которые предусматривается дисциплинарная ответственность гражданского служащего, то это, в первую очередь, предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательств имущественного характера. Так, в 2016 году в центральном аппарате за это нарушение было привлечено к дисциплинарной ответственности семеро гражданских служащих. В 2017 году — двое гражданских служащих. Другие вопросы профилактики, на которые мы обращаем серьезное внимание, это исполнение гражданскими служащими требований по урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с нашим Планом противодействия коррупции, в этом году были разработаны механизмы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности государственной службы категории «руководители», и осуществлению мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также применению мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Аналогичная работа, но уже в отношении всех гражданских служащих, проводилась и в территориальных органах. Это полностью соответствует приоритетам, указанным в Национальном плане противодействия коррупции.

Вопросы, касающиеся предотвращения или урегулирования конфликта интересов, были рассмотрены Президиумом коллегии ФАС. Эта тема также рассмотрена и широко обсуждена на обучающем семинаре по вопросам профилактики коррупционных правонарушений в ФАС России в ходе Международного мероприятия «Неделя конкуренции в России».

К сожалению, есть у нас и случаи, когда гражданские служащие совершают более тяжкие правонарушения. Так, в 2016 году бывшему главному специалисту-эксперту территориального органа ФАС России предъявлено обвинение в получении взятки и злоупотреблении служебным положением. Приговор до настоящего времени не вынесен.

В 2017 году другому сотруднику территориального органа приговором суда определено наказание в виде штрафа в размере 1 млн 200 тыс. рублей с лишением права занимать должности государственной службы сроком на 2 года за получение взятки в размере 30 тыс. рублей.

Самый большой ущерб от таких нарушений для нас — подрыв репутации государственного органа, поэтому отношение к этому у нас серьезное.

 — Как вы считаете, какие недочеты в сфере предупреждения и профилактики коррупции стали причиной коррумпированности отдельных служащих?

В ходе практической деятельности по профилактике коррупционных правонарушений выявляется ряд факторов, негативно влияющих на эффективность указанной работы, такие как медленное внедрение современных технологий в процесс контроля исполнения гражданскими служащими требований антикоррупционного законодательства, а также чрезмерная бюрократизация процесса, в том числе и отчетности.

 — Считаете ли вы, что Национальный план выполняет свою функцию? Озвучьте ваши предложения по актуализации антикоррупционной политики в отрасли.

Считаем, что Национальный план свою функцию выполняет. Он решает основные задачи, которые перед ним поставлены, такие как совершенствование правовых и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов, механизма контроля за расходами и повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Что касается предложений по актуализации антикоррупционной политики, то эта работа велась в ФАС России, в том числе в рамках Межведомственной комиссии при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Все наши предложения по исполнению положений Национального плана противодействия коррупции, направленные на противодействие «откатам», а также на выявление и устранение коррупционных проявлений при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа, обсуждались в рамках этой комиссии и учитывались при внесении изменений в действующее законодательство.

Задать вопрос главе ФАС Игорю Артемьеву

Если у вас появились вопросы или предложения к главе ФАС, пишите нам в раздел «Сообщить о коррупции». В 2018 году мы обязательно вернемся к этой теме. ПАСМИ также направило главе ФАС дополнительные вопросы, ответы на которые уже готовит пресс-служба ведомства. Они, в частности, касаются ущерба от картельных сговоров, определения изделий российского производства при анализе данных госзакупок, статистике судебных решений по спорам ФАС с предпринимателями и санкций для нефтяников.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале