Замглавы Росимущества признал случай конфликта интересов в руководстве агентства
Замруководителя Федерального агентства по управлению госимуществом Денис Солодовников — о том, как в ведомстве борются с коррупцией
В 2017 году в Росимуществе установлены трое госслужащих, не выполнивших в установленном порядке обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Чиновник, занимающий руководящую должность, не уведомил о наличии у него личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Его рекомендовали уволить в связи с утратой доверия.
ПАСМИ в рамках проекта «Национальный план» подводит итоги реализации федеральными министерствами и ведомствами национальной политики в сфере противодействия коррупции. Представители госструктур отвечают на вопросы, сформированные по повестке Указов президента о мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции. Руководство Росимущества от прямого диалога отказалось, публикуем ответы на вопросы редакции, подготовленные заместителем главы агентства Денисом Солодовниковым.
— Какие мероприятия по реализации антикоррупционной политики государства были проведены вами согласно Нацплану в 2016 и 2017 годах?
Росимущество уделяет серьезное внимание профилактике возникновения коррупционных проявлений при реализации подразделениями своих полномочий. Эта работа осуществляется как на уровне создания регламентов и инструкций, так и в индивидуальном подходе к сотрудникам Росимущества.
В агентстве утвержден план по противодействию коррупции на 2016—2017 годы, в котором предусмотрен полный перечень мероприятий, соответствующий Национальному плану, утвержденному Указом Президента Российской Федерации.
Ключевая цель антикоррупционной политики Российской Федерации на сегодняшний день заключается в минимизации факторов, способствующих возникновению коррупции. Особое внимание в Национальном плане уделено вопросам профилактики, выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе, а 2017 год назван Годом профилактики конфликта интересов. В Росимуществе активно работает Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Основная задача комиссии — содействие агентству в соблюдении государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законодательством. В ее состав входят заместители руководителя Росимущества, начальники подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений и правового подразделения, представитель подразделения по вопросам противодействия коррупции Аппарата Правительства Российской Федерации, а также представители научных организаций и образовательных учреждений, деятельность которых связана с государственной службой.
В 2017 году состоялось шесть заседаний Комиссии. В рамках обеспечения контроля за соблюдением ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, рассматривались вопросы о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации гражданам, ранее проходившим службу в Росимуществе, при том что отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в их должностные (служебные) обязанности.
Комиссией рассмотрено шесть обращений бывших государственных гражданских служащих о даче согласия на трудоустройство в организации, отдельные функции по государственному управлению которыми входили в их должностные (служебные) обязанности в период работы в Росимуществе.
Из указанных обращений:
— в трех случаях комиссия дала согласие на замещение должности в организации;
— в двух случаях выявлена возможность возникновения конфликта интересов. Бывшим государственным гражданским служащим Росимущества отказано в замещении должности и/или выполнении работы в организациях, с которыми они осуществляли взаимодействие, работая в Росимуществе, в течение двух лет после увольнения из агентства;
— в отношении одного бывшего государственного служащего рассмотрение вопроса о даче согласия на замещение должности в организации перенесено в связи с недостаточностью представленных гражданином сведений.
Кроме того, Росимуществом в рамках осуществления контроля за соблюдением ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, проводится анализ уведомлений организаций о трудоустройстве бывших государственных служащих Росимущества.
За текущий период 2017 года в Росимущество поступило более 70 уведомлений. В четырех случаях выявлены признаки нарушения требований антикоррупционного законодательства, в связи с чем данные уведомления были переданы на рассмотрение комиссии. В двух случаях комиссией установлено, что гражданами, замещавшими должность государственной гражданской службы в Росимуществе, не выполнены требования, предусмотренные пунктом 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем рекомендовано направить информацию в правоохранительные органы для принятия мер реагирования.
В рамках проводимой в Росимуществе работы по проверкам соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в этом году Комиссией рассмотрены доклады по результатам проверок, проведенных в отношении троих государственных служащих Росимущества, не выполнивших в установленном порядке обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Выявлен случай, когда в нарушение требований антикоррупционного законодательства государственный служащий, занимающий руководящую должность, не уведомил о наличии у него личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Данный факт был подтвержден в рамках проведенной проверки. Члены комиссии единогласно рекомендовали уволить государственного служащего в связи с утратой доверия.
Необходимо отметить важность поддержания в актуальном состоянии ведомственных актов, регламентирующих антикоррупционную деятельность, а также расширения зоны покрытия антикоррупционного законодательства на организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед Росимуществом.
Одним из основных шагов по противодействию коррупции в Росимуществе стала регламентация процессов антикоррупционной деятельности. В основу механизма противодействия коррупции в Росимуществе положен принцип неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений. В 2016 году издано 15 приказов, утверждающих те или иные перечни и положения, необходимые для соответствия государственным и международным нормам в сфере противодействия коррупции.
В этом году данная работа продолжена, издан приказ Росимущества от 20.02.2017 № 44 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Все ведомственные акты опубликованы на официальном сайте Росимущества в разделе «Противодействие коррупции» и доступны любому пользователю сети интернет.
Кроме того, в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения проект приказа Росимущества «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росимуществом, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих».
Внедрение норм моральной этики является важной составляющей профилактики коррупции внутри агентства. В Росимуществе внедрена памятка профессиональной этики государственного гражданского служащего. В простой и понятной форме памятка доносит до сотрудников агентства основные постулаты моральных принципов и общепринятых правил поведения в ситуациях, которые не всегда регламентированы законами, подзаконными актами или внутренними документами.
Сформирован список нормативных правовых актов, ознакомиться с которыми обязаны все поступающие на государственную службу. На специальных стендах в зданиях размещается информация о недопустимости коррупции. В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией проводится тематическая выставка плакатов антикоррупционной направленности, на электронном информационном табло размещаются видеоролики.
Антикоррупционные меры распространяются на каждого сотрудника ведомства. В должностных регламентах госслужащих Росимущества прописываются положения об ответственности за неисполнение антикоррупционных обязанностей. В должностные регламенты руководителей всех уровней внесены пункты об обязанности уведомления соответствующего отдела Росимущества о фактах коррупционных и иных правонарушений, предусмотрена персональная ответственность. В качестве вспомогательных мер проводятся индивидуальные беседы, консультации по вопросам применения предусмотренных законодательством мер юридической ответственности за неисполнение антикоррупционных обязанностей.
Постоянно проводится разъяснительная работа о недопустимости получения подарков госслужащими. Получение любых подарков на службе, даже формально не связанных с должностным положением государственного служащего, в Росимуществе не допускается. Это может негативно сказаться на исполнении должностных обязанностей и объективности принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан сомнения в беспристрастности государственного служащего и тем самым нанести ущерб не только репутации Росимущества, но и государственной службы в целом.
Государственные служащие обязаны уведомлять работодателя о выполнении иной оплачиваемой работы. В таком случае сотрудник должен самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его работы в Росимуществе и привести к конфликту интересов, помнить о необходимости уведомления представителя нанимателя о возможном возникновении конфликта интересов до начала выполнения такой работы.
Одной из самых действенных мер по выявлению возможных коррупционных проявлений в деятельности сотрудника является анализ справок о доходах и расходах, имуществе госслужащего и его родственников. Однако заполнение справки вызывает большое количество вопросов. Для помощи сотрудникам Росимущества и руководителям подведомственных организаций проводятся лекции и семинары о системе декларирования доходов и типичных ошибках при заполнении документов. Проведение открытых семинаров позволило существенно сократить технические ошибки, обеспечить полноту и достоверность представленных сведений как государственными гражданскими служащими Росимущества, так и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росимуществом.
Регулярно проходят публичные широкие обсуждения работы по противодействию коррупции. Так, на заседании Коллегии Росимущества в 2017 году был представлен и одобрен доклад о состоянии антикоррупционной работы.
Эффективность проведения внутренней работы и контроля в сфере противодействия коррупции недостаточна без внешнего наблюдателя, которым в том числе является экспертное сообщество. В 2016 году в агентстве был создан Общественный совет. Более трех лет в составе Экспертно-консультационного совета Росимущества работает Комитет по анализу ведомственных рисков и противодействию коррупции.
Членами Общественного совета при Росимуществе был детально рассмотрен отчет об исполнении ведомственного плана по противодействию коррупции на 2016—2017 годы. Советом одобрены принимаемые Росимуществом меры, отмечен высокий уровень антикоррупционных мероприятий в агентстве. В ходе обсуждения на заседании Совета дополнительно было принято решение проработать вопрос о проведении самооценки по антикоррупционным мерам в акционерных обществах с государственным участием (с долей Российской Федерации от 50%) и федеральных государственных унитарных предприятиях. Члены Экспертно-консультационного совета при Росимуществе привлечены для участия в анализе коррупционных рисков в Росимуществе, его территориальных управлениях и подведомственных организациях.
— Организовано ли взаимодействие со СМИ, как вы оцениваете успешность выбранной стратегии? Что планируете делать в дальнейшем?
Мы всегда открыты для общения с представителями средств массовой информации. И взаимодействие агентства со СМИ не ограничивается ответами на запросы журналистов. Ежедневно проводится мониторинг средств массовой информации на предмет выявления сообщений о фактах коррупции в Росимуществе и его территориальных органах. Информация тщательно проверяется и в случае подтверждения рассматривается в установленном порядке.
— Какой вклад ваше министерство внесло в 2016–2017 году в формирование нетерпимости к коррупции и антикоррупционную профилактику в отрасли?
В последние годы Росимуществу удалось выстроить эффективное межведомственное взаимодействие с МВД России, Росреестром, ФНС России, МЧС России, Росавиацией и Росфинмониторингом для оперативного обмена информацией в рамках проводимых антикоррупционных проверок, выявления незадекларированного имущества государственных служащих.
Росимущество активно взаимодействует с правоохранительными органами, оказывая содействие в раскрытии коррупционных преступлений, а также в ряде случаев выступая инициатором возбуждения уголовных дел по коррупционным статьям.
— Как это отражается на региональных подразделениях?
Работа по профилактике коррупционных правонарушений в обязательном порядке проводится не только в центральном аппарате Росимущества в Москве, но и в территориальных управлениях ведомства в регионах. С помощью видеоконференций организуются консультации по актуальным вопросам противодействия коррупции. Ежеквартально Росимущество готовит сводный отчет по исполнению территориальными органами мероприятий, предусмотренных планом по противодействию коррупции. Отчет представляется на рассмотрение в Минтруд России и Минэкономразвития России. Кроме того, при проведении служебных проверок в отношении работников территориальных органов по поручению руководителя Росимущества в состав комиссии территориального органа включаются работники центрального аппарата Росимущества.
— С какими коррупционными явлениями вам приходится бороться в вашем ведомстве? Сколько случаев коррупции и подозрений на коррупцию зарегистрировано в вашем учреждении за 2016–2017 год? Какой суммарный ущерб был нанесен государству?
В ходе работы по противодействию коррупции выявлен ряд проблемных моментов, имеющих коррупционные риски. В соответствии с частью 1 статьи 12 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с согласия комиссии гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения имеет право работать в организации, если отдельные функции государственного управления данной организации входили в должностные обязанности служащего. Таким образом, указанная правовая норма не ограничивает возможность трудоустройства гражданина в течение двух лет после увольнения с государственной службы в дочерние структуры данных организаций.
Отмечены случаи, когда сотрудники, которым комиссией было отказано в трудоустройстве в организациях, в отношении которых они выполняли функции государственного управления, трудоустроились в дочерние структуры этих компаний, не обращаясь за согласием в Комиссию, учитывая отсутствие такой законодательно закрепленной обязанности. При этом нельзя исключить вероятность того, что фактически трудовая деятельность сотрудников проходит в головной организации, а оформление в дочернюю структуру имеет формальный характер.
Законодательством не урегулирован вопрос о возможности применения взысканий в период пребывания в отпуске по беременности и родам, а также отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Это, в частности, относится и к ситуациям непредоставления справки о доходах.
Достаточно распространены случаи, когда госслужащие или члены их семей по договорам долевого участия в строительстве в отчетный период вносят крупные суммы, превышающие общий доход за три года, предшествовавших дате внесения средств, с последующей регистрацией права собственности на объекты недвижимости в другие отчетные периоды (иногда через несколько лет). Право собственности на объект долевого строительства возникает после сдачи объекта в эксплуатацию и после самостоятельной регистрации такого права. Отсутствие четкого законодательного регулирования и значительный временной интервал между датой внесения средств и датой государственной регистрации права на объект приводят к неоднозначным, зачастую противоречащим друг другу трактовкам о необходимости контроля расходов, фактически позволяя государственным служащим на законных основаниях уходить от контроля расходов по указанным сделкам.
Из-за специфики вопросов, которыми занимается Росимущество, в агентстве необходимо создавать барьеры для распространения коррупции в сфере отчуждения государственного имущества и распоряжения земельными участками, имуществом ФГУП и АО. Сводится к минимуму возможность манипуляций при принятии решений должностными лицами Росимущества о распоряжении государственным имуществом и использовании бюджетных средств, в том числе случаи невыполнения сроков рассмотрения документации. Анализируются ведомственные коррупционные риски, в том числе причины и условия их возникновения. По фактам нарушений требований антикоррупционного законодательства проводятся проверки, и, в случае выявления признаков административных правонарушений и преступлений, материалы направляются в правоохранительные органы.
В Росимуществе разработан комплекс организационных и разъяснительных мер по соблюдению служащими в центральном аппарате и в территориальных органах запретов, ограничений и требований. В рамках совместной работы указанные предложения направлены на рассмотрение в Общероссийский народный фронт.
— Считаете ли вы, что Национальный план выполняет свою функцию? Озвучьте ваши предложения по актуализации антикоррупционной политики в отрасли.
В ходе выполнения антикоррупционного плана Росимущество выработало предложения для обеспечения комплексного подхода. Целесообразно рассмотреть возможность кодификации антикоррупционного законодательства и свода существующих норм в единый Антикоррупционный кодекс, установить порядок действий государственных служащих при взаимодействии с органами общественного контроля и рассмотреть возможность подчинения антикоррупционных подразделений напрямую руководителям федеральных органов.
Сообщить о коррупции
Вы можете сообщить о злоупотреблениях представителей Росимущества или задать свой вопрос руководству агентства в рубрике «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- На экс-главу Росимущества КБР завели уголовное дело
- В Липецкой области за нарушения антикоррупционного закона уволен замглавы ТУ Росимущества
- В Омске по вине Росимущества бюджет потерял 3 млн. рублей
- Росимущество разоряет предприятия
- На мурманское Росимущество завели 10 дел за коррупционные нарушения