Подписывайтесь на наш Telegram

Культурная мутация за госсчет

Борьба с коррупцией, Мединский, Минкультуры 14.11.2017 / 00:10

Почему псевдоискусство в России финансируется из бюджетных средств и кто на этом наживается

Сотрудники правоохранительных органов проводят обыски в здании «Гоголь-центра».

Уголовные дела против высокопоставленных чиновников Минкультуры, домашний арест режиссера Кирилла Серебренникова, коллективные письма в поддержку или с осуждением — все эти скандалы и истории, происходящие в мире искусства, по сути, напоминают собой борьбу за право стать коррупционером.

Свобода творчества

Искусство становится официальным, когда государство не только признаёт, но и поощряет его. Ну а что может вдохновить лучше, чем щедрые гонорары, бездонные бюджеты и слабый финансовый контроль? Полная свобода творчества! В последние пятнадцать лет государство создало для художников всех видов и направлений почти идеальные условия работы. Но воспользоваться этими благами можно было только при наличии двух условий. Первое — хотя бы какой-то талант, второе — окончательно сделанный выбор между двумя основными кланами, которые дерутся за государственные миллиарды. Именно клановость и умение «подбить смету» характеризуют современный авангард российского искусства. И стоит ли удивляться тому, что нередко в процессе погони за «достойными бюджетами», так называемая творческая элита забывает о результате своей работы, и выдает мало кому интересный сомнительного качества продукт. К примеру, из тысячи фильмов, снятых за прошедшие полтора десятилетия, наберется, в лучшем случае, не больше двух-трех десятков, которые по-настоящему заинтересовали зрителя или получили серьезные награды на международных фестивалях. При этом, количество денег, которые потратили из казны на так называемый киномусор оценивают в миллиарды долларов. Как и кто ими распоряжался, естественно, можно узнать из официальных отчетов — там вся эта информация, конечно, содержится. Однако о реальных тратах «на декорации», массовку, гонорары артистов, монтаж и многое другое, кто-то из участников процесса расскажет едва ли.

Режиссер Кирилл Серебренников, обвиняемый в организации крупного мошенничества.

По словам экспертов, поймать на растрате можно любой театр или киносъемочную группу. Так устроено кинопроизводство. По такому, кстати, делу проходит и режиссер Кирилл Серебренников. По данным следствия, он похитил 68 млн рублей, которые выделили его компании «Седьмая студия» на проект «Платформа». Представители Следственного комитета уточняют: деньги, которые режиссер получил из госбюджета, были обналичены через фирмы-однодневки, что усугубляет положение режиссера.

Искусство является одной из самых коррупциоемких сфер деятельности. Именно поэтому, если речь заходит о расследованиях в отношении театральных режиссеров, артистов или кинопродюсеров, то это вызывает не меньший общественный резонанс, чем дела, связанные с коррупцией в правительстве. Ну, а когда творческая элита вдобавок начинает спекулировать на идеологиях, то получаются скандалы международного уровня. Как например история с Кириллом Серебренниковым.

Политолог Сергей Марков.

А когда начинают действовать силовики, наши деятели искусства сразу же разбегаются по идеологическим лагерям

«Есть борьба персоналий и идеологических подходов. Серебренников получал колоссальные госдотации на идеологически-заряженные спектакли, которые были в большей части ориентированы на разрушение общественной морали и нравственности. Одновременно он отличался большим корыстолюбием. Им заинтересовались (правоохранительные органы, прим. ред.) после идеологической наводки. — комментирует ситуацию политолог Сергей Марков. — А когда в Москве обнаружился новый очень крупный игрок на рынке обналичивания денег, Серебренников также оказался связан с этим делом. И поскольку Серебренников является ярым антитрадиционалистом, то он и выступал против традиционалистов, клан которых возглавляет Никита Михалков. Оба клана борются за то, чтобы соперникам выделили как можно меньше денег. И все они воруют. А когда начинают действовать силовики, наши деятели искусства сразу же разбегаются по идеологическим лагерям. И начинается борьба за публику, за места худруков, главных редакторов. Потому что речь идет о миллиардных дотациях из бюджета».

Режиссер Никита Михалков.

Титульные патриоты и либералы

Российские СМИ много писали о борьбе клана Михалкова с кланом Суркова. Любопытно, что война между ними идет идеологическая. Традиционалисты выступают за нравственные и религиозные ценности, а их противники — за либеральные.

Министр культуры РФ Владимир Мединский.

К примеру, патриотические фильмы, исторические киносаги и литература, за которые стоит стеной министр культуры РФ Владимир Мединский, выражают позицию традиционалистского крыла в искусстве. Традиционалисты стараются максимально соответствовать представлению россиян о великом прошлом страны и всячески поддерживают веру в могущество России, подпитывая патриотизм граждан своими спектаклями, фильмами и книгами.
Либералы же, наоборот, стараются максимально переиначить прошлое и изменить восприятие настоящего по лекалам европейского и американского мейнстрима с его трансгендерами, однополыми браками и прочими цивилизационными инновациями.

Актриса и общественный деятель Чулпан Хаматова.

Особое возмущение у традиционалистов вызвал спектакль Серебренникова «Голая пионерка» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Историю юной пионерки, записавшейся на фронт, чтобы отомстить фашистам за смерть своего возлюбленного, режиссер превратил в зарисовку на тему проституции на линии фронта. Но, если с «пионеркой» скандал сам по себе сошел на нет, то в некоторых случаях борьба кланов доходит до взаимных обвинений в подготовке репрессий и распродаже России. Очевидно, что истинная причина противостояния в чем-то ином. Например, в деньгах.

Они ведут борьбу за то, кого сильнее полюбит государство

«Мы имеем очень специфическую дискуссию о государственной культурной политике. Грубо говоря, о том, кому и каким образом давать государственные деньги. И здесь как раз проблема в том, что неочевидна граница между финансовыми интересами и идеологической позицией. Вопросы, что снимать и на что тратятся деньги государства — не имеют четкого ответа. Деятели культуры борются за деньги, а вывешивают флаги. Медиаполитика и информационная политика носят клановый характер. Сегодня есть два клана — титульные патриоты и либералы. — говорит политолог Алексей Чадаев. — Они ведут борьбу за то, кого сильнее полюбит государство. Если государство любит больше патриотов, то либералы кричат о гнете цензуры, если же наоборот — то начинаются разговоры о том, что на наши деньги финансируется клевета против отечества. Но, как правило, и либералы у нас казенные и патриоты казенные. Других не водится».

Что же это получается? Неужели вся эта громкая и многолетняя дискуссия, в которую вовлекли российское общество, была затеяна только ради «пончиков» для сотни дельцов, решивших когда-то получить творческие профессии?
«Речь, скорее идёт о борьбе за собственную коррупционную составляющую. И это все происходит вполне в рамках нынешних российских реалий. — считает политолог Кирилл Мартынов. — Коррупционное дело кто-то возбудил, а противники воспользовались. Не думаю, что российские деятели искусств, за исключением единиц, могу повлиять на правоохранительные органы, для возбуждения уголовного дела против конкурентов. Но воспользоваться всегда готовы».

Бывший заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов (в центре).

Такую позицию подтверждает версия о том, что суды над заместителем Владимира Мединского были попыткой выдавить Никиту Михалкова из всевозможных советов по искусству. Напомним, что заместитель министра культуры Григорий Пирумов обвинялся в хищении более чем 164 млн руб. Недавно бывшего чиновника освободили в зале суда с формулировкой «в связи с отбытием срока». Дело воспринимается наблюдателями, как удары либералов по традиционалистам.

Одиночный пикет в Новосибирске перед премьерой фильма «Матильда».

При этом арест Серебренникова и шумиха вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя — это своеобразная «ответка» либералам.  На войне как на войне. Пусть даже если она материально-идеологическая.

Самые свежие новости на нашем Telegram-канале

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: