Культурная мутация за госсчет
Почему псевдоискусство в России финансируется из бюджетных средств и кто на этом наживается
Уголовные дела против высокопоставленных чиновников Минкультуры, домашний арест режиссера Кирилла Серебренникова, коллективные письма в поддержку или с осуждением — все эти скандалы и истории, происходящие в мире искусства, по сути, напоминают собой борьбу за право стать коррупционером.
Свобода творчества
Искусство становится официальным, когда государство не только признаёт, но и поощряет его. Ну а что может вдохновить лучше, чем щедрые гонорары, бездонные бюджеты и слабый финансовый контроль? Полная свобода творчества! В последние пятнадцать лет государство создало для художников всех видов и направлений почти идеальные условия работы. Но воспользоваться этими благами можно было только при наличии двух условий. Первое — хотя бы какой-то талант, второе — окончательно сделанный выбор между двумя основными кланами, которые дерутся за государственные миллиарды. Именно клановость и умение «подбить смету» характеризуют современный авангард российского искусства. И стоит ли удивляться тому, что нередко в процессе погони за «достойными бюджетами», так называемая творческая элита забывает о результате своей работы, и выдает мало кому интересный сомнительного качества продукт. К примеру, из тысячи фильмов, снятых за прошедшие полтора десятилетия, наберется, в лучшем случае, не больше двух-трех десятков, которые по-настоящему заинтересовали зрителя или получили серьезные награды на международных фестивалях. При этом, количество денег, которые потратили из казны на так называемый киномусор оценивают в миллиарды долларов. Как и кто ими распоряжался, естественно, можно узнать из официальных отчетов — там вся эта информация, конечно, содержится. Однако о реальных тратах «на декорации», массовку, гонорары артистов, монтаж и многое другое, кто-то из участников процесса расскажет едва ли.
По словам экспертов, поймать на растрате можно любой театр или киносъемочную группу. Так устроено кинопроизводство. По такому, кстати, делу проходит и режиссер Кирилл Серебренников. По данным следствия, он похитил 68 млн рублей, которые выделили его компании «Седьмая студия» на проект «Платформа». Представители Следственного комитета уточняют: деньги, которые режиссер получил из госбюджета, были обналичены через фирмы-однодневки, что усугубляет положение режиссера.
Искусство является одной из самых коррупциоемких сфер деятельности. Именно поэтому, если речь заходит о расследованиях в отношении театральных режиссеров, артистов или кинопродюсеров, то это вызывает не меньший общественный резонанс, чем дела, связанные с коррупцией в правительстве. Ну, а когда творческая элита вдобавок начинает спекулировать на идеологиях, то получаются скандалы международного уровня. Как например история с Кириллом Серебренниковым.
А когда начинают действовать силовики, наши деятели искусства сразу же разбегаются по идеологическим лагерям
«Есть борьба персоналий и идеологических подходов. Серебренников получал колоссальные госдотации на идеологически-заряженные спектакли, которые были в большей части ориентированы на разрушение общественной морали и нравственности. Одновременно он отличался большим корыстолюбием. Им заинтересовались (правоохранительные органы, прим. ред.) после идеологической наводки. — комментирует ситуацию политолог Сергей Марков. — А когда в Москве обнаружился новый очень крупный игрок на рынке обналичивания денег, Серебренников также оказался связан с этим делом. И поскольку Серебренников является ярым антитрадиционалистом, то он и выступал против традиционалистов, клан которых возглавляет Никита Михалков. Оба клана борются за то, чтобы соперникам выделили как можно меньше денег. И все они воруют. А когда начинают действовать силовики, наши деятели искусства сразу же разбегаются по идеологическим лагерям. И начинается борьба за публику, за места худруков, главных редакторов. Потому что речь идет о миллиардных дотациях из бюджета».
Титульные патриоты и либералы
Российские СМИ много писали о борьбе клана Михалкова с кланом Суркова. Любопытно, что война между ними идет идеологическая. Традиционалисты выступают за нравственные и религиозные ценности, а их противники — за либеральные.
К примеру, патриотические фильмы, исторические киносаги и литература, за которые стоит стеной министр культуры РФ Владимир Мединский, выражают позицию традиционалистского крыла в искусстве. Традиционалисты стараются максимально соответствовать представлению россиян о великом прошлом страны и всячески поддерживают веру в могущество России, подпитывая патриотизм граждан своими спектаклями, фильмами и книгами.
Либералы же, наоборот, стараются максимально переиначить прошлое и изменить восприятие настоящего по лекалам европейского и американского мейнстрима с его трансгендерами, однополыми браками и прочими цивилизационными инновациями.
Особое возмущение у традиционалистов вызвал спектакль Серебренникова «Голая пионерка» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Историю юной пионерки, записавшейся на фронт, чтобы отомстить фашистам за смерть своего возлюбленного, режиссер превратил в зарисовку на тему проституции на линии фронта. Но, если с «пионеркой» скандал сам по себе сошел на нет, то в некоторых случаях борьба кланов доходит до взаимных обвинений в подготовке репрессий и распродаже России. Очевидно, что истинная причина противостояния в чем-то ином. Например, в деньгах.
Они ведут борьбу за то, кого сильнее полюбит государство
«Мы имеем очень специфическую дискуссию о государственной культурной политике. Грубо говоря, о том, кому и каким образом давать государственные деньги. И здесь как раз проблема в том, что неочевидна граница между финансовыми интересами и идеологической позицией. Вопросы, что снимать и на что тратятся деньги государства — не имеют четкого ответа. Деятели культуры борются за деньги, а вывешивают флаги. Медиаполитика и информационная политика носят клановый характер. Сегодня есть два клана — титульные патриоты и либералы. — говорит политолог Алексей Чадаев. — Они ведут борьбу за то, кого сильнее полюбит государство. Если государство любит больше патриотов, то либералы кричат о гнете цензуры, если же наоборот — то начинаются разговоры о том, что на наши деньги финансируется клевета против отечества. Но, как правило, и либералы у нас казенные и патриоты казенные. Других не водится».
Что же это получается? Неужели вся эта громкая и многолетняя дискуссия, в которую вовлекли российское общество, была затеяна только ради «пончиков» для сотни дельцов, решивших когда-то получить творческие профессии?
«Речь, скорее идёт о борьбе за собственную коррупционную составляющую. И это все происходит вполне в рамках нынешних российских реалий. — считает политолог Кирилл Мартынов. — Коррупционное дело кто-то возбудил, а противники воспользовались. Не думаю, что российские деятели искусств, за исключением единиц, могу повлиять на правоохранительные органы, для возбуждения уголовного дела против конкурентов. Но воспользоваться всегда готовы».
Такую позицию подтверждает версия о том, что суды над заместителем Владимира Мединского были попыткой выдавить Никиту Михалкова из всевозможных советов по искусству. Напомним, что заместитель министра культуры Григорий Пирумов обвинялся в хищении более чем 164 млн руб. Недавно бывшего чиновника освободили в зале суда с формулировкой «в связи с отбытием срока». Дело воспринимается наблюдателями, как удары либералов по традиционалистам.
При этом арест Серебренникова и шумиха вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя — это своеобразная «ответка» либералам. На войне как на войне. Пусть даже если она материально-идеологическая.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- У помещенного под домашний арест режиссера Серебренникова арестовали квартиру
- В арестах Серебренникова и Апфельбаум увидели дискредитацию культурной сферы
- Дмитрий Вербицкий: Все ли идет по плану в борьбе с коррупцией?
- Путин вновь прокомментировал дело Серебренникова
- В деле режиссера Серебренникова появился новый фигурант из Минкультуры