Экстремизм от губернатора?
Как власть в регионах создает социальную напряженность
В региональные управления ФСБ и СКР направлены заявления в отношении близкого к губернатору пиарщика в связи с организацией им 7 ноября постановочного митинга. Политтехнолога обвиняют в экстремизме и разжигании ненависти.
Столетняя годовщина революции ознаменовалась в Новом Уренгое обострением уличной активности. Впрочем, быстро выяснилось, что к социальному или политическому протесту эта история отношения не имеет. Парадокс заключается в том, что революционные настроения подогреваются структурами, близкими к региональной администрации.
«Революция» от интернет-фейков
Началось все с того, что в октябре 2017 года с двух страниц в социальных сетях, представленных как Миха Егоров и Мурат Асилашвили, начала распространяться информация о том, что будто бы несправедливо обиженные сотрудники компании «Роснефтегаз» собирают митинг против ее владельца Олега Ситникова. Исследование этих страниц показало, что профили активистов созданы совсем недавно. Также выяснилось, что фото на аватарки Миха и Мурат позаимствовали у других людей. «Миха Егоров» оказался как две капли воды похож на реального человека из Северодвинска, а «Мурат Асилашвили», в свою очередь, использовал фото пользователя из Ростова-на-Дону. В компании «Роснефтегаз» работников Миху и Мурата вспомнить тоже не смогли. Но это обстоятельство не помешало отдельным региональным СМИ молниеносно подхватить тему о протесте. Первое сообщение о митинге появилось в издании «Север-пресс», находящемся в ведомстве госучреждения «Центр развития интернет коммуникаций». Учредителем этого центра, в свою очередь, является правительство ЯНАО.
Далее со ссылкой на «Север-пресс» новость о митинге опубликовало интернет-издание Ura.ru, по нашим данным, принадлежащее бизнесмену Артему Бикову, приближенному к губернатору ЯНАО Дмитрию Кобылкину (подробности о теневой энергетике на Ямале и деятельности Артема Бикова в нашем материале Мастер-класс от губернатора по выводу бюджетных средств).
Затем аналогичную публикацию сделал портал «Красный север», учредителем которого напрямую является правительство ЯНАО. Интервал между статьями составил всего 20-30 минут. На редкость слаженная работа медийщиков говорит о том, что новости писались заранее и выдавались в свет по команде «сверху».
Политтехнолог губернатора
На черном «Мерседесе» из Тюмени, что в тысяче километрах от Нового Уренгоя, приехал на митинг в защиту обездоленных политтехнолог Андрей Ткаченко. Этот персонаж хорошо известен в регионе. Свою карьеру он начал в 21 год с выборов в Госдуму. Успел поработать помощником Натальи Комаровой, депутата Госдумы и губернатора ХМАО. После этого был замечен в связях с Александром Горбанем, который неоднократно упоминался в прессе как «чиновник-кокаинщик», а также в работе на депутата Госдумы Владимира Пушкарева, «освоившего» 25 млн рублей на безрезультатные исследования Арктики. Пушкарев также отметился в травле предпринимателя Ситникова, подавая депутатские запросы в следственные органы, которые, впрочем, оказались не подтверждены реальными фактами.
Кроме того, успел Ткаченко поругаться и с Общероссийским народным фронтом, защищая власть ЯНАО. Тогда члены ОНФ заявили, что администрация Кобылкина ничего не делает для устранения стихийно образовавшейся свалки. В ответ Ткаченко на своей странице в Фейсбук обвинил «фронтовиков» в том, что они, обнаружив «три мешка гнилой картошки», не могут «руками донести их до ближайшей мусорки».
По нашим данным, Ткаченко координирует PR-кампанию против Олега Ситникова. Он подозревается в организации заказных публикаций, где Ситников предстает «крестным отцом» Ямала и обвиняется в мошенничестве. На днях Ткаченко засветился в попытках передать в московские СМИ заказные публикации, где «Роснефтегаз» был назван пережитком «лихих 90-х». И вот теперь Ткаченко лично приехал руководить митингом.
В бой идут одни приезжие
Митинг состоялся 7 ноября — в революционную годовщину. На акцию протеста людей привезли из Надыма, что в трехстах километрах от Нового Уренгоя. Само мероприятие явило собой собрание из 15 человек, доставленных к месту тремя микроавтобусами. Митингующие старались придерживаться революционной и прокоммунистической риторики. Они держали в руках плакаты «Уренгой строили коммунисты, а разваливают капиталисты», «Левый поворот неизбежен», «Долой едросовских приспешников».
Впрочем, попытка мимикрировать под коммунистическую оппозицию провалилась. Выяснилось, что среди митингующих нет ни одного члена КПРФ или других левых партий.
Выпад же против «Единой России» выглядит совсем странно, учитывая, что на митинге открыто присутствовал г-н Ткаченко, близкий к губернатору Кобылкину. Кобылкин же не только сам член партии власти, но и возглавлял список ЕР на минувших выборах в Госдуму, состоя при этом в Бюро Высшего Совета.
Попытка журналистов наладить диалог с участниками акции успехом не увенчалась. Один из митингующих в ответ на вопрос, что он тут делает, ответил так:
— Все пошли, и я тоже.
Другая участница попыталась привлечь внимание к проблемам коренных народов Севера. Она то ли забыла повестку дня, то ли перепутала, но в проблемах северных народов обвинила железнодорожников. «Задавило поездом оленя, а дальше что, будут давить ненцев?», — сказала она, вызвав легкое замешательство организаторов, поскольку права оленей и претензии к железнодорожникам в программе митинга не значились. При чем тут «Роснефтегаз», женщина объяснить не смогла.
Андрей Ткаченко свою роль организатора не скрывал, заявив, что в его задачи входит наблюдение за тем, чтобы все прошло без эксцессов и во взаимодействии с властями. Зато отрицал, что постоянно занимается организацией митингов.
В числе митингующих присутствовало всего два бывших работника компании «Роснефтегаз», один из которых на поверку оказался стажером, так и не прошедшим стажировку, а второй был уволен два года назад — за растраты.
Однако, кульминация представления произошла под конец мероприятия, когда участники митинга свернули плакаты и двинулись в частный сектор. На попытку поговорить с ними, реагировали агрессивно и закрывали лица руками. Наконец, отойдя на километр от места событий, все погрузились в спрятанный во дворах микроавтобус, а отдельная группа уехала на джипе «Ниссан». Андрей Ткаченко отбыл на «Мерседесе», при отъезде чуть не сбив оператора.
Как готовился митинг
Как удалось установить в результате журналистского расследования, подготовкой митинга занимался Евгений Венгенц и его помощник Константин Розарио. Оба ведут коммерческую деятельность — совместно владеют шиномонтажом в городе Надым. Именно в помещении шиномонтажа и готовилось все оформления для акции протеста, в том числе и плакаты. При этом указания по организации массового мероприятия Венгенц и Розарио получали от Андрея Ткаченко.
Они непосредственно набирали людей в Надыме и взяли на себя транспортную доставку участников. В ходе поездки у них случился конфликт с одним из активистов, который всю дорогу от Надыма до Нового Уренгоя просил у организаторов «на опохмел». В ответ ему пообещали выпивку после выступления, которое всю дорогу репетировали. Но, по мнению организаторов, на митинге этот персонаж работал плохо. В результате не опохмелившийся «оратор» остался без поощрения, после чего затеял скандал, попытался устроить драку и был высажен на обратном пути в 120 километрах от Надыма. Судьба смутьяна до сих пор остается неизвестной. Удалось ли ему добраться до города и что вообще с ним стало в заснеженной тундре — история умалчивает.
Кроме того, по свидетельству отдельных участников митинга, пожелавших остаться анонимными, до самого последнего момента целей мероприятия им не раскрывали.
Уголовное дело для пиарщика губернатора
По итогам митинга предпринимателем Олегом Ситниковым и представителями компании «Роснефтегаз» были поданы заявления в региональное УФСБ и в управление СКР по поводу экстремистской деятельности пиарщика Ткаченко. В выступлениях митингующих, как и в содержании агитационных материалов, можно усмотреть разжигание ненависти к определенным группам лиц, таким, например, как представители «Единой России» и железнодорожники. Теперь в отношении Ткаченко и других организаторов акции может быть возбуждено уголовное дело по статье 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и статье 282 УК «Возбуждение ненависти, либо вражды, или унижение человеческого достоинства».
Протест от губернатора
Столь анонсируемый и раскручиваемый митинг обиженных работников «Роснефтегаза» на поверку оказался постановкой и рассеялся, как дым. Но осадок остался. Ведь в результате выяснилось, что главным источником социальной напряженности становится региональная власть, которая руками политтехнологов организует сомнительные акции, явно нацеленные на подрыв стабильности и рост протестных настроений. Фактически, «революционных протест» становится инструментом давления на бизнес в руках региональных властей.
Происходит это в канун президентских выборов, по сути, на старте самой важной для страны избирательной кампании, и все это, чтобы оказать давление на одного предпринимателя, неудобного властям — Олега Ситникова. Стоит отметить, что история с неудавшимся митингом — еще один эпизод необъявленной войны, которую руководство округа ведет против Ситникова и компании «Роснефтегаз». Ранее уже имели место и попытка банкротства компании, и многочисленные прокурорские проверки, и уголовные дела (подробности читайте в материале Поручения Путина для Генеральной прокуратуры не указ). Последним таким эпизодом стало «похищение» наплавного моста из барж через реку Пур, принадлежащего компании «Роснефтегаз», а также затопление буксира, с помощью которого эти баржи согласно решению суда собственник пытался вернуть на место.
Таким образом, региональная власть с одной стороны саботирует поручения Владимира Путина, данные прокурорам последний раз 6 сентября этого года — разобраться с каждым случаем административного давления на местных предпринимателей. С другой — налицо действия, направленные на рост социальной напряженности. Очевидно, что в этих условиях оценку действиям региональных властей должны дать федеральный центр и правоохранительные органы.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале