Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Разворованный Ямал: губернатор придумал схему вывода бюджетных денег

Глава Ямала Дмитрий Кобылкин под надзором прокурора Александра Герасименко вывел из бюджета региона как минимум 14 миллиардов рублей

В распоряжении ПАСМИ есть документы и данные, подтверждающие, что в одном из самых богатых регионов страны — Ямало-Ненецком автономном округе, с 2011 года губернатор Дмитрий Кобылкин занимается выводом средств из бюджета. Помогают ему в этом окружной прокурор Александр Герасименко и еще около двух десятков человек.

В 2010 году Дмитрий Кобылкин стал губернатором ЯНАО. В 2011 он начал расставлять на местах своих людей. О создании многочисленных инвестиционных фондов, во главе которых появились близкие к Кобылкину люди, и о деятельности этих фондов ПАСМИ уже сделало большое расследование. Но фонды — это только часть, причем не самая крупная, махинаций с бюджетными деньгами.

Основной статьей доходов нового губернатора стало ЖКХ

В августе 2011 года, в рамках привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, Дмитрий Кобылкин сделал стратегическим партнером округа «Корпорацию СТС», принадлежащую Артему Бикову.

Биков поручил заместителю гендиректора своей компании «Интертехэлектро — Новая генерация» Михаилу Гилеву создать на Ямале компанию «Ямалкоммунэнерго», которая стала бы основным поставщиком теплоснабжения в округе. Компания была открыта и начала работать, а в 2012 году Михаил Гилев возглавил департамент по тарифной политике, энергетике и жилищно-коммунальному комплексу администрации ЯНАО. И почти сразу же, распоряжением Гилева в округе были вдвое подняты тарифы на горячую воду. При этом в документе (имеется в распоряжении редакции) прописаны льготные категории физических и юридических лиц, которые могут платить за горячую воду по старым тарифам. В льготники попали все типы компаний и граждан, работающих и проживающих в округе. Зачем тогда было поднимать тарифы?

Вероятно, ответ заключается в том, что коммунальщики стали получать из окружного бюджета компенсацию разницы тарифа. Эта компенсация стала выплачиваться начиная с 2012 года, что по всей видимости, должно было сказаться на доходности управляющей «Ямалкоммунэнерго» компании — ОАО «Тюменский энергетический альянс». ОАО зарегистрировано в юрисдикции России, но фактически управление происходит, в том числе, через иностранную организацию, находящуюся в Австрии.

100% собственником является фирма «СКС Холдинг ГМБХ», зарегистрированная в Австрии, а настоящим ее владельцем является Артем Биков, которого так любезно пригласил в округ Дмитрий Кобылкин.

Прокурор прикрыл губернатора в нужный момент, депутаты приняли нужный закон, и можно продолжать. В 2015 году компенсационные выплаты составили уже 4,6 миллиарда. В 2016 — 6 миллиардов рублей. В 2017 по итогам года приблизятся к 8,5 миллиардам рублей

В 2013 году размер субсидии составил уже 831 миллион рублей. Ни у кого из местных правоохранителей вопросов к выплате субсидий не возникло. И вот тогда губернатор и его команда перестали стесняться.

В 2014 году округ заплатил «компенсацию» в размере 2,6 миллиарда рублей. Причем выплата субсидий легла на плечи муниципальных образований округа. Представители Шурышкарского района обратились в прокуратуру, чтобы оспорить выплаты. Районная прокуратура признала, что выплаты противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации. Но тут в дело вмешался прокурор округа Александр Герасименко и заставил своих подчиненных из района спустить дело на тормозах.

Губернатор быстро сориентировался, решил, что Бюджетный кодекс придумали не для него, и протолкнул через Законодательное собрание округа закон от 1 декабря 2014 года (имеется в распоряжении редакции), по которому выплата субсидий ложилась уже только на окружной бюджет и не касалась муниципалов.

Прокурор прикрыл губернатора в нужный момент, депутаты приняли нужный закон, и можно продолжать. В 2015 году компенсационные выплаты составили уже 4,6 миллиарда. В 2016 — 6 миллиардов рублей. В 2017 по итогам года приблизятся к 8,5 миллиардам рублей. Для сравнения: на образование в этом году округ выделил 2,1 миллиарда рублей.

Эта схема — не единственная в арсенале губернатора Кобылкина, его друга прокурора ЯНАО Александра Герасименко и их команды. ПАСМИ уже занимается расследованием распределения денежных потоков из бюджета на субсидирование авиакомпании «Ямал», принадлежащей близкому к губернатору предпринимателю Василию Крюку. Мы собираем информацию и о выделении бюджетных средств на строительство дорог и жилья в округе, попадающих к компаниям, имеющим прямое отношение к Кобылкину.

Карманный прокурор прикрывает губернатора

Губернатор надежно прикрыт от любых жалоб изнутри округа. Эту защиту ему обеспечивает прокурор, с которым они вместе летают на рыбалки в заповедники, «охотятся на браконьеров», как рассказывал в интервью ПАСМИ сам Кобылкин. Их связывают и другие совместные проекты, о которых мы уже писали, в том числе подряд на строительство и ремонт резиденций губернатора, который получила компания сына прокурора округа.

Прокурор закрывает глаза на очевидные нарушения закона. Причем закрывает плотно, потому что сразу несколько таких нарушений видны прямо из окон здания прокуратуры в Салехарде.

Это набережная реки Шайтанки, реконструкция которой началась в 2011 году. В 2012 власти отрапортовали, что проект будет завершен в 2013. Первоначальная цена контракта составляла 3,29 млрд рублей, но в итоге сметная стоимость увеличилась до 5,4 млрд. В 2014 году было выделено, 828 млн рублей, в 2015 — 2,9 млрд, в 2016 году работы были приостановлены, в 2017 уже потрачено 1,5 млрд. И до финиша пока далеко.

Из прокурорского окна виден и новый храм, точнее, уже не новый, потому что его строительство началось в 2013 году и до сих пор не закончено. Этот храмовый комплекс по документам вскладчину оплачивают округ и фонд «Сотрудничество Ямала», правда, деньги на строительство фонд тоже получает из окружного бюджета. Стоимость проекта — 4,8 млрд рублей.

Новый храм в Салехарде строится уже несколько лет. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Новый храм в Салехарде строится уже несколько лет. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

Деньги на стройку пытались собрать и с горожан, предложив каждому жертвователю «именной кирпичик» в стене храма. Но горожане деньги сдавали неохотно. В Салехарде уже есть свой храм, который всех устраивает, необходимости в новом люди не видят.

Александр Герасименко легко смог бы увидеть, не выходя с работы, и еще один долгострой — комплекс зданий правительства ЯНАО. Этот проект обошелся окружному бюджету в 6,8 млрд рублей и тоже далек от завершения.

Если бы прокурор округа решил проверить стройку комплекса правительственных зданий, то почти наверняка получил бы премию за успехи в работе. Потому что строительство умышленно затягивается. Причина затяжки в том, что компания-застройщик является одновременно и компанией-арендодателем, у которой администрация округа снимает сразу несколько помещений для своих чиновников в Салехарде. Надо же им где-то сидеть, пока строится здание правительства.

Строящийся комплекс зданий правительства ЯНАО. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Строящийся комплекс зданий правительства ЯНАО. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

Прокурора такие мелочи не интересуют. Его не интересует даже пристроенная к зданию прокуратуры гостиница. И понятно почему. Как рассказал ПАСМИ источник в компании «Спецстройинвест», строившей прокурорский отель, этот проект оплачивался самой компанией. «Лично Герасименко приезжал и говорил, что проект мы должны сделать сами, иначе больше не будем выигрывать конкурсы на строительство школ в округе», — рассказал наш источник. Для справки, компания «Спецстройинвест» выиграла конкурсов на строительство школ, детских садов и других сооружений на 7,3 млрд рублей. Гостиница была построена, за это Александр Герасименко помог и помогает компании решать проблемы.

Когда «Спецстройинвест» решил не платить одному из своих подрядчиков на другом объекте, и разозленный предприниматель Владимир Трофимчук обратился в прокуратуру округа, чтобы взыскать 13 невыплаченных миллионов, Александр Герасименко едва не завел на Трофимчука уголовное дело за «мошенничество». Деньги предпринимателю должны до сих пор.

Здание прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа с пристроенной гостиницей и гаражом
Здание прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа с пристроенной гостиницей и гаражом

Стройка гостиницы — показательный пример беспредела и вседозволенности. Работы начались летом 2014 года, а аукцион и оформление всех бумаг, в том числе разрешения на строительство, прошли в октябре 2014, когда строительство уже было завершено. Государственный контракт подписан 15 октября, к этому моменту стройка уже закончилась. По этому контракту департамент финансов ЯНАО выплатил «Спецстройсервису» 13 ноября 89 994 271 рубль и 23 декабря 2014 года 5 207 000 рублей. То есть, за прокурорскую гостиницу рассчитался округ. Но дальше все еще интереснее, потому что «Спецстройсервис» строил гостиницу не своими силами, а наняв подрядчика, который и выполнил все работы. Выполнил, но денег от «Спецстройсервиса» не получил. Дело дошло до суда, но закончилось мировым соглашением.

Жалуйтесь хоть в Генпрокуратуру, хоть в Госдуму, там все свои

Как только появляются недовольные действиями губернатора, его окружения, как только начинают идти запросы и жалобы, прокурор округа встает стеной на их пути и они тихо и безответно плесневеют где-то в недрах ведомства. Если запросы и жалобы уходят в Генеральную прокуратуру, то по невероятному стечению обстоятельств они спускаются в округ все тому же Александру Герасименко. И тоже ложатся в стол. Либо проводятся проверки, которые «не выявляют нарушений».

За все время службы Герасименко в округе в его работу только однажды вмешался генеральный прокурор Юрий Чайка, и то после того, как об этом попросил премьер-министр России. Тогда к Дмитрию Медведеву обратился ямальский предприниматель Олег Ситников, атакованный подчиненными Александра Герасименко (в компании Ситникова было проведено более 600 проверок за год). Медведев попросил Чайку разобраться в ситуации, тот вынес Герасименко взыскание.

Это единственный случай, когда московское начальство проявило хоть какой-то интерес к делам окружного прокурора.

Единственный, потому что в самой Генеральной прокуратуре Александр Герасименко и его партнер Дмитрий Кобылкин имеют крепкое прикрытие.

Начальник главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Андрей Некрасов — давний друг Герасименко. Его управление занимается… рассмотрением жалоб и обращений граждан, а также инспекционными проверками деятельности прокуроров на местах.

Некрасов и Герасименко в начале нулевых работали заместителями у прокурора Тюменской области Эрнеста Валеева. В 2007 году Валеев стал заместителем генерального прокурора Юрия Чайки и помог Некрасову перейти на работу в ГП. Сегодня Валеев, с которым у Герасименко тоже дружеские отношения, депутат Госдумы и заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции.

Вполне вероятно, что именно благодаря стараниям Некрасова и Валеева дела Герасименко и Кобылкина в округе остаются в тени. И безнаказанность обоих региональных деятелей только укрепляет их уверенность в себе и увеличивает масштабы беспредела и воровства.

Редакция «Первого антикоррупционного СМИ» обращается к генеральному прокурору Юрию Чайке, главе Следственного комитета Александру Бастрыкину, первому заместителю руководителя Администрации президента Сергею Кириенко с просьбой провести тщательные проверки описанных фактов. Соответствующие обращения редакция уже отправила.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале