«Технократы» нового призыва
Кто они — новые губернаторы и чьи интересы представляют?
После сентябрьских выборов различных уровней региональной власти и продолжающейся волне новых назначений в губернаторском корпусе, многие аналитики склоны говорить о смене поколений в российской политике. Распространенная точка зрения – на смену региональным руководителям «старой школы» приходят «технократы»: молодые, инновационные, функциональные… Эти пертурбации во властном истеблишменте принято связывать со стратегической линией кремлёвской администрации и в первую очередь с первым заместителем её руководителя Сергеем Кириенко, курирующем идеологию и подготовку к президентским выборам 2018 года.
«Брызги новой волны»
На самом деле новый призыв «молодых» губернаторских кадров не столь уж многочислинен. Сегодня к нему прежде всего принято относить руководителей пяти регионов — пермский губернатор Максим Решетников, руководитель Карелии Артур Парфенчиков, новый глава администрации Рязанской области Николай Любимов, его новгородский коллега Андрей Никитин и глава Бурятии Алексей Цыденов.
На наш взгляд, на самом деле этот список можно было бы продолжить — к «технократической волне» можно отнести ярославского губернатора Дмитрия Миронова, возглавившего Калининградскую область Антона Алиханова и тульского руководителя области, Алексея Дюмина, как, впрочем, и ряд других региональных руководителей. Весь вопрос в критериях отбора и политических перспективах.
На кого похожи «технократы»?
По формальным признакам новые губернаторы очень похожи на свежий призыв высокопоставленных кремлевских чиновников. Вспомним, что самого первого замглавы президентской администрации часто называют технократом, примерно так же характеризуют и руководителя администрации Антона Вайно.
Ещё один важный критерий о котором сегодня принято говорить в контексте новых назначений — принадлежность (хотя бы формальная) к региону. То есть руководитель должен быть из «местных».
На деле даже среди пяти чаще всего упоминаемых «технократов» местных всего двое — Максим Решетников (Пермь) и Артур Парфенчиков (Карелия). Они, действительно местные уроженцы и долгое время проработали в данных регионах. К «местным» принято относить и главу Бурятии Алексея Цынденова. Хотя в этом случае это явное преувеличение. На самом деле Алексей Самбуевич хоть и родился в Забайкалье, на малой родине практически не работал, а его административный опыт связан с федеральными структурами. Что же касается Андрей Никитина (Новгородская область) и Николая Любимова (Рязанская область), то они ранее вообще не были связаны с возглавляемыми регионами и являются в чистом виде «варягами».
Ещё один критерий — новые губернаторы в той или иной степени принадлежат к генерации «технократов». Под этим весьма расплывчатым термином обычно подразумевается наличие профессиональных навыков современного менеджмента. Однако Артур Парфенчиков работал в прокуратуре, а потом возглавлял службу судебных приставов. Алексей Цыденов трудился в Министерстве транспорта, и вряд ли его можно назвать экспертом в управлении регионом. Более менее под данную категорию попадает бывший руководитель государственным Агентством стратегических инициатив Андрей Никитин.
Идеальным технократом выглядит Николай Любимов (Рязанская область), поработавший в Калуге на всех ступенях политической лестницы. Технократом можно было бы назвать и Максима Решетникова, который имеет опыт руководства администрацией бывшего пермского губернатора Олега Чиркунова.
Возрастной запас
Более объективными критериями оценки губернаторов «нового призыва» на наш взгляд являются несколько другие признаки. В частности не трудно заметить, что многие из так называемой «технократической команды» попали в круг внимания Владимира Путина ещё во время его нахождения на посту Председателя правительства РФ. Это, прежде всего возглавивший Калининградскую область Антон Алиханов, ярославский губернатор Дмитрий Миронов и глава Новгородской области Андрей Никитин. Некоторые эксперты считают, что данные персоналии прошли «проверку на прочность» и пользуются особым доверием со стороны главы государства.
новые назначенцы связаны не с местными элитами, а с той или иной группой влияния
Но главным фактором, характеризующим прочность позиций новых губернаторов, на наш взгляд, является поддержка тех или иных элит в высших эшелонах государственной власти или, так называемого «Политбюро 2.0». И в этом контексте мы можем наблюдать наиболее интересные тенденции.
Так эксперты «Минченко — консалтинг» считают, что «массовые ротации в губернаторском корпусе традиционно являются составной частью перегруппировки элит накануне выборов президента, предстоящее обновление кадров на федеральном уровне мотивирует разные группы влияния выдвигать новые фигуры из своей среды для тестирования их в регионах и последующего карьерного роста».
С данной точкой зрения согласны и многие другие известные аналитики. Как и с тем, что определяющим периодом для формирования «нового поколения российских руководителей» станут не нынешние президентские выборы, а электоральный цикл 2021-2024 годов. В этом смысле относительно молодой возраст «нового призыва» губернаторов является определённым «запасом прочности», временем на проверку и отбор со стороны их кураторов.
Кадровая скамейка
Однако, по мнению директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина: «возрастной фактор, безусловно, присутствует, но не все в него укладываются. Да, ставка на молодых существует, это попытка ввести в политический оборот свежие лица, но она не является стопроцентной. Что касается их будущего, то всем им делают намеки на продолжение карьеры на федеральном уровне. Но за ближайшие годы все может очень сильно поменяться. Очевидный тренд в том, что новые назначенцы связаны не с местными элитами, а с той или иной группой влияния или сразу с несколькими группами влияния в Москве. Новые назначенцы почти на 100 процентов — ставленники федеральных групп влияния. Это их объединяет стопроцентно, в отличие от возраста».
На сегодняшний день можно выделить следующие группы влияния входящие в так называемое «Политбюро 2.0»: коалиция Сергея Чемезова, Виктора Золотова, Юрия Чайки, Антона Вайно, Сергея Иванова; группа Дмитрия Медведева и его союзников; группа Сергея Собянина; группа Вячеслава Володина. Кроме того эксперты склоны принимать во внимание «кадровую скамейку» губернаторов связанных с Аркадием Ротенбергом, Геннадием Тимченко, Николаем Патрушевым, Сергем Кириенко, Андрем Белоусовым, Алишером Усмановым, Алексеем Миллером, Михаилом Бабичем, Евгением Зиничевым.
Ещё один важный признак, характеризующий новый губернаторский призыв — стиль управления. И тут, на наш взгляд, следует отметить следующее: публичный интерфейс. Губернаторы-технократы в большинстве придерживаются, так называемой «американской поведеченской модели» — улыбки, рукопожатия рядовых избирателей и прочее. Не менее важно наличие хозяйственно-управленческих навыков. Отпущенный лимит благоприятствования продлится не более года, далее нужно будет решать реальные проблемы региона, причём на финансовую поддержку федеральных структур можно будет рассчитывать лишь отчасти. По имеющейся информации новые губернаторы были недвусмысленно предупреждены — от них ожидают решительных шагов по переходу регионов на собственные ресурсы финансирования.
Очевидно, что от того насколько они будут эффективными в управлении своим регионом, насколько будут пользоваться социальной поддержкой населения, а главное, насколько они будут эффективны во внутриполитической работе и найдут ли специалистов, которые смогут им помочь в выстраивании этой внутриполитической линии взаимодействия с местными элитами, зависит их дальнейшая политическая карьера.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале