Подписывайтесь на наш Telegram

«Мусорная коррупция»

Антикоррупционная политика 10.10.2017 / 00:10

Специальное расследование ОНФ о борьбе предпринимателей с московской бюрократией и коррупционными схемами

Система госконтрактов рассчитана на то, чтобы мостили дороги, сажали деревья и убирали мусор те люди, которые делаю это лучше и дешевле всего. В теории. На практике, если даже удается избежать «серых схем», сговоров и откатов, на пути предпринимателей встают административные барьеры. Причем в таких местах, о которых не подумаешь. Казалось бы, уже до предела упростили процедуру получения разнообразных документов, открыли тысячи МФЦ, но бюрократия живуча и, как всякий паразит, сопротивляется до последнего. Один из таких случаев бумажного паразитизма, выросшего на системе вывоза бытового мусора из Москвы, рассмотрели на круглом столе Общероссийского народного фронта в минувшую среду.

Москвичи могут оказаться по уши в отходах. @ МИА «Россия сегодня». Автор фото: Кирилл Каллиников

Докажи, что не верблюд

Старая советская юмореска, в которой от человека требовали предоставить справку, что он не гималайский верблюд, а просто — Гималайский, вовсе не такая уж старая. Об этом рассказали участники круглого стола — операторы по обращению с отходами. Одним из них была компания «Эколайн», которая, согласно госконтракту, обязана вывозить от домов на территории САО и ЦАО города Москвы бытовые отходы. И тут выяснилась любопытная вещь: в связи с существующим ограничением на передвижение по Садовому Кольцу, МКАД и Третьему Транспортному кольцу, грузовым машинам требуются справки. Это требование появилось еще шесть лет назад, когда в 2011 году было принято Постановление Правительства Москвы от 22.08.11 № 379-ПП «Об ограничении движения грузового транспорта в г. Москва». Связано это с попытками улучшения экологической обстановки в городе и оптимизации транспортной загруженности — пропуская способность центра, все-таки, не безгранична.
Под Постановление попали авто с грузоподъемностью свыше одной тонны — в пределах Третьего Кольца, и свыше 12 тонн — в пределах МКАД. То есть, по сути, все грузовые. Мусоровоз, несомненно, машина грузовая. Поэтому на нее надо оформлять справку. На каждую машину, даже если их больше сотни, как у «Эколайна». И предприниматели не против справку такую оформить, на все время госконтракта. И оформлять новые, если появятся новые мусоровозы. И аннулировать старые, если машина придет в негодность. Однако призрак гималайского верблюда упорно маячит на горизонте: не все так просто, как кажется.

Оформительство на грани

Казалось бы, власти Москвы все сделали для бизнеса. Но есть нюансы. Разберемся, что нужно сделать, чтобы получить искомую справку.

1. Регистрируемся на портале www.mos.ru, заводим личный кабинет.

2. Направляем в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы запрос на справку, паспорт техсредства, свидетельство о регистрации ТС, диагностическую карту, документы, подтверждающие необходимость перевозки (договоры) с указанием адреса конца и начала маршрута, документы, подтверждающие право владения автомобилем (договор лизинга), пояснительная записка с обоснованием выезда в дневное время — с 7 до 23 часов… Вы все еще читаете? Тогда продолжим: маршрутное задание, водительское удостоверение, паспорт водителя, приказ о создании комплекса по перегрузке и ряд других документов. Пакет документов формируется на каждую машину — и если их, скажем, сто или двести, то возникает необходимость нанять специального сотрудника, который будет оформлять эти справки.

3. Ждем.

Чтобы предприниматель не расслаблялся и держал ухо востро, справку могут и не дать, при этом причины не указываются. Не дали, и все тут: в лучшем случае дадут ссылку на пункт регламента, без разъяснения, в чем состоит нарушение и что нужно устранить. Напомним, что, тем временем, кони все бегут, а избы все горят — то есть, люди продолжают утопать в мусоре, а условия выполнения госконтракта нарушаются.
Беда еще и в том, что портал периодически не работает, в личный кабинет невозможно войти, и сотня машин стоит в гараже, ожидая Справки — в моем понимании, это уже настолько значимый документ, столько вокруг него танцев с реверансами, что писать это слово надо только с заглавной буквы. Так вот, допустим, что в портал мы зашли, загрузили все документы, и тут — сбой. А функции сохранения черновиков у сервиса нет, и все надо начинать заново.

 

Валентина Ростовщикова — московский эксперт ОНФ. Фото из личного архива.

Но и это еще не все: практика «Эколайна» показала, что рассмотрение заявления на справку, простите, Справку, затягивается до самого последнего дня. Скажем, подаем мы заявление на годовую Справку 1 марта, крайний срок рассмотрения — 30 марта. Так его и рассмотрят в последний день. И потом такие: «Не-ет, у вас тут нарушение, мы отказываем». Подаем новое заявление 1 апреля, которое рассмотрят только 1 мая. А техника уже два месяца в простое. Знаете, сколько некрупная московская многоэтажка на 500 квартир может накопить мусора за два месяца? Статистика говорит, минимум — 25 тонн.

Двойные стандарты или рассадник коррупции?

Итак, я не могу себе позволить такой роскоши — ждать оформления годовой Справки, ничего не делая. И оформляю Справку на 5 дней, на каждую машину. При этом заявление на новую Справку я могу подать только за два дня до окончания старой, и опять можно остаться без пропуска в случае отказа. Это напоминает дурную бесконечность: сами посудите, если у той же фирмы «Эколайн» — 110 машин, то в месяц на них надо выписать 660 справок! А «Эколайн» — не единственная фирма-оператор, есть еще «МКМ-Логистика», «Хартия» и десятки других, и мы перечисляем только тех, кто пришел на круглый стол Общероссийского народного фронта, чтобы обсудить реально большую проблему. Которая, строго говоря, выросла на пустом месте.

это же — поле непаханое для коррупции

Это можно констатировать точно: на транспорт, который выполняет поливальные, снегоуборочные, коммунальные работы никаких Справок не требуется. Есть еще один нюанс — этот транспорт закреплен за органами государственной власти. А мусоровозы — нет. Но давайте вспомним, что Правительство Москвы само выпустило Постановление от 10.11.2014 № 644-ПП «О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимся в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного, Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы, на территории Центрального, Восточного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов города Москвы». Вот, казалось бы, чего проще — уравнять в правах технику, без разницы, кому она принадлежит, коль скоро работает по государственному заказу.

15 миллионов рублей, вынутых буквально из воздуха

Но это мы с потребительской точки судим. А ведь это же — поле непаханое для коррупции и появления еще одного вида бизнеса: справочного. Учуяв дыру в законодательстве и возможность получить доход ни с чего, в Москве начали плодиться конторы, которые за какие-то 20-30 тысяч рублей оформляют Справку или Пропуск, называйте как хотите, в течение 2-3 дней. Существует аудиозапись звонка в такую фирму, в котором отчетливо слышится и цена, и условия. Кстати, 20-30 тысяч рублей — это цена за одну машину. Умножаем на 500 мусоровозов Москвы и получаем сумму в 15 миллионов рублей, вынутых буквально из воздуха. Если эту схему нельзя назвать «теневой», то какую — можно?

От первого лица

Валентина Ростовщикова, эксперт московского штаба ОНФ,
— С некоторых пор мы стали изучать проблемы, связанные с реализацией госконтрактов в сфере вывоза мусора, которые являются достаточно серьезными и препятствуют развитию бизнеса, получению жителями качественных услуг. И первый вопрос — это оформление пропусков для мусоровозной техники: налицо коррупционная схема, по-другому назвать мы не можем. В результате сложилась ситуация, что компании, которые получили госконтракт, находятся на фиксированном тарифе, должны обеспечить экологическую безопасность нашего города, ограничены огромным количеством административных барьеров — надуманных и придуманных.

машины штрафуют, и компании платят наличкой ГИБДД, чтобы можно было довезти мусор до полигона

Оформляя пропуска, город не получает никаких денег с операторов, это бесплатно, все происходит через портал. Но тут же мы видим, что при отказе в получении пропуска, начинаются звонки от частных структур, которые предлагают сделать то же самое, но за деньги. И компании вынуждены идти на это, потому что иначе они сорвут работы по госконтракту, они будут оштрафованы — незаконно и необоснованно. К тому же у мусоровозов постоянно идет перевес, и это изначально понятно, что он будет: но машины штрафуют, и компании платят наличкой ГИБДД, чтобы можно было довезти мусор до полигона. Это просто беспредел. С одной стороны, конечно, закон защищает дороги от тяжелых машин, а с другой — карает операторов по вывозу мусора.
Естественно, позиция Народного фронта — вскрыть эти моменты и помочь сегодня операторам в Москве качественно выполнять свою работу, чтобы мы могли дышать чистым воздухом в этом городе. Это очень важные вещи.

Людмила Близниченко, представитель ООО «Эколайн»:
— Первое, с чем мы столкнулись, когда начали работать по госконтракту,— это необходимость оформления пропусков на технику. Но мы считаем, что введение таких мер для мусоровывозящей техники неэффективно и нецелесообразно, поскольку мы осуществляем работы по госконтракту, а площадки по вывозу мусора находятся в городе. И да, коррупционная составляющая в работающей сейчас схеме есть: как только у нас аннулируется пропуск или приходит отказ на новый, на электронную почту начинают сыпаться предложения по быстрому оформлению пропуска за деньги. Мы не знаем, откуда к ним поступает эта информация, можем только предполагать. И складывается ситуация, когда, с одной стороны, город платит нам, чтобы мы вывозили мусор, а с другой — усложняет эту задачу. Конечно, наши машины наносят какой-то вред экологии, но ведь они и улучшают экологию: благодаря нам нет мусора, нет запаха от помоек, грязи.
Любой житель может сфотографировать помойку, отослать фото в администрацию, нам звонят, просят убрать — а мы не можем, у нас машины без пропуска стоят. Если поехать без пропуска — камера зафиксирует, и будет штраф в пять тысяч рублей. А на пути таких камер у машины — десять. Вот и считайте. Мы обращались в Департамент транспорта с просьбой изменить систему, несколько раз обращались, но получали формальные отписки.

Алло-алло, звоню опять, Алло, тебя мне не поймать.

Конечно, мы позвонили руководителю Департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову, который, к сожалению, на круглый стол ОНФ не пришел, хоть и был приглашен.

Руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов @ МИА «Россия сегодня». Автор фото: Евгения Новоженина

Да и разговора с пресс-службой Департамента не получилось: нам рекомендовали отправить письменный запрос о выяснении причин «прогула» Максима Станиславовича, который рассмотрят в течение… 30 дней. Формы запроса на сайте не обнаружилось, а Дарья, сотрудница Департамента, сообщила, что: «Сами должны знать. Вы же из СМИ, наверное, не в первый раз подаете такой запрос». Ну что ж, как театр начинается с вешалки, и сразу видно, что это — варьете или драматический, так и департамент начинается с пресс-службы, которая — в теории — должна демонстрировать принципы работы организации в целом. Например, открытость, прозрачность, профессионализм, нацеленность на решение проблем людей. Кстати, о проблемах.

Механизмы решения проблемы

Их два, и оба несложны в исполнении. Первое предложила компания «Эколайн»: внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 22.08.2011 № 397-ПП «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве…», о котором мы уже писали. Изменения состоит в том, чтобы включить в список автотранспорта, имеющего право на беспрепятственный проезд в зоны ограниченного движения машин, которые осуществляют вывоз мусора из жилых районов. Говоря языком не канцелярским, а человеческим, операторы по обращению с отходами просят отменить справки. Они, в своем письме, даже подсказывают чиновникам, как это можно сделать — в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 22.05.2012 № 238-ПП «О совершенствовании порядка подготовки проекта правовых актов города Москвы органами исполнительной власти города Москвы…»
Второй вариант — менее эффективный, но все же действенный: оформить Пропуск на весь транспорт списком, причем сделать это не в тридцатидневный срок, а за неделю — и на весь год. И не в формате «пойди туда, не знаю, куда — принеси то, не знаю, что», а с указанием конкретных недочетов, которые надо исправить. Проблема была обозначена на круглом столе ОНФ, выяснены ее корни и выработано решение. И если Департамент транспорта Москвы не пойдет навстречу предпринимателям, а продолжит попустительствовать развитию коррупции и посредничества, то рано или поздно у правоохранительных органов возникнет вопрос — кому это выгодно? А мы постараемся, чтобы вопрос этот возник как можно раньше.

Самые свежие новости на нашем Telegram-канале

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: