Миллиарды в сумках и нейтрализация Матвиенко: как Ротенберг рулил алкогольной отраслью
Откровения бывшего водочного магната
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Какие преференции мог получать друг детства российского президента Аркадий Ротенберг от производителей и продавцов алкоголя? Как миллиардер назначал своих людей в государственные структуры, призванные контролировать эту сферу, и обеспечивал их неприкосновенность от силовиков? Почему явные обвинения Валентины Матвиенко в адрес бывшего главы Росалкоголя Игоря Чуяна остались без последствий, и кто помог чиновнику сбежать из России до возбуждения уголовного дела? Об этом ПАСМИ рассказал основатель компании «Кристалл-Лефортово» Павел Сметана, не понаслышке знакомый как с тайнами алкогольного рынка, так и с его теневым куратором.
Весной 2021 года причастность экс-главы Росалкоголя Игоря Чуяна к многомиллиардным махинациям в алкогольной отрасли, о которых не раз писали журналисты, нашла официальное подтверждение. Источником информации стал приговор экс-председателю банка «Объединенный финансовый капитал» Николаю Гордееву. Его отправили в колонию на 8 лет по делу о злоупотреблении полномочиями, возбужденному по заявлению совладельца ОФК, сокурсника президента Владимира Путина Николая Егорова.
В ходе расследования выяснилось, что ОФК выдал ничем не обеспеченные кредиты на 30 млрд рублей. Большая их часть ушла алкогольному дистрибьютору «Статус-групп», а бенефициаром «ОФК-Банка» и «Статус-групп» оказался бывший глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян. Сейчас он скрывается за границей и находится в международном розыске.
Между тем, за назначением Чуяна в РАР и за его побегом может стоять один и тот же человек — близкий к президенту Владимиру Путину миллиардер Аркадий Ротенберг. Об этом и не только в интервью ПАСМИ рассказал Павел Сметана — основатель группы компаний «Кристалл-Лефортово», которая была одним из крупнейших водочных холдингов в стране, но обанкротилась после сотрудничества со «Статус-групп». Курсивом в скобках — примечания редакции.
Алкогольный бенефициар
— Журналисты, в том числе, и ваше издание давно писали о коррупции бывшего главы Росалкоголя Игоря Чуяна и о том, кто помог ему остаться безнаказанным. Версий звучало много, но правда в том, что все ключевые вопросы в российской алкогольной отрасли решал и до сих пор решает один человек — Аркадий Ротенберг.
Зачем Ротенбергу вообще нужна эта отрасль в настоящее время — не могу понять. Интерес был в 2000-х, когда была возможность получать действительно большие деньги в виде неофициального процента от прибыли десятков предприятий, которыми официально распоряжался Росспиртпром от имени государства.
Один пример: до 2010 года компания «Кристалл-Лефортово» была миноритарным акционером и дистрибьютором Московского завода «Кристалл». Формально нашим партнером было государство — 51% акций завода «Кристалл» принадлежало Росимуществу. Но на самом деле зарабатывали на его деятельности люди из команды Ротенберга.
Только за 2003-2009 годы через мои руки в их пользу ушло более 70 млн долларов. Деньги (якобы) передавались в наличной форме в спортивных сумках, ежемесячно. Только по одному московскому заводу «Кристалл» было несколько потоков неофициальных доходов, не только мы. Плюс десятки других предприятий Росспиртпрома и не только.
В 2009 мы из денежных отношений с Ротенбергом и его людьми вышли, когда продали свои акции завода «Кристалл». Поэтому, как и сколько они зарабатывали после 2010 года — не знаю.
Специалист по кадрам
Ключевых персон на российском алкогольном рынке тоже расставлял Аркадий Ротенберг. Сергей Зивенко — директор Росспиртпрома в момент его создания, Петр Мясоедов — следующий директор Росспиртпрома, Игорь Чуян — директор Росспиртпрома и первый глава Росалкогольрегулирования… Все эти люди были выбраны и назначены Ротенбергом. Они считали своим боссом именно его, а не официальных руководителей в иерархии госорганов.
— Если Ротенберг был боссом Чуяна, что почему он закрывал глаза на все его схемы?
— Никто не знает, удивительный вопрос. Ротенберг сам в какой-то момент признался мне: «Мне и так все говорят, что ты его – усыновил что ли? Почему мол так впрягаешься за него, спасаешь его все время?» Я не могу это объяснить.
— Если Ротенберг не пресекал схемы Чуяна, возможно, он получал с них определенный процент?
— Я не в курсе их денежных приватных дел после 2010 года. Знаю, что все важные вопросы Чуян с Ротенбергом решал напрямую, но к помощи покровителя он прибегал достаточно редко, в исключительных случаях. Например, когда “наехала” Матвиенко (спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в 2015 году предложила провести проверку возможной аффилированности Игоря Чуяна с алкогольным бизнесом).
Щедрый покровитель
Кстати, на самом деле “наезд” через Матвиенко был результатом сопротивления крупных легальных участников алкогольной отрасли акцизным схемам Чуяна и «Статус-Групп». Обращение через Матвиенко — это был акт отчаяния. Очень трудно рассказать словами, как выглядела ситуация на рынке водки в 2015 году. Это было что-то невообразимое – в масштабах всей страны все крупные торговые точки были заполнены безакцизной водкой «Статус-Групп». У всех «водочников» отняли рынок.
В основном, «Статус-Групп» зарабатывала деньги на схемах производства безакцизной водки на заводах в Кабардино-Балкарии и в Осетии. Благодаря схемам, позволяющим обходить выплаты акцизов, «Статус-Групп» продавала водку по 130 рублей, когда все остальные в сегменте дешевой водки продавали не ниже 170. К тому же, у «Статус-Групп» был свой ручной банк — ОФК, в котором Гордеев выдавал безлимитные кредиты по команде Чуяна.
— Почему же тогда у «Статус-Групп» возникли финансовые проблемы?
— У Чуяна ни разу у него не было легального коммерческого успеха в его попытках построить большой алкогольный бизнес. Он курировал три крупнейших алкогольных дистрибьютора — сначала ВЕДК, потом “Золотую мануфактуру”, затем — «Статус-Групп». Все они в итоге скатывались в продажу схемной продукции по демпинговым ценам, и все плохо закончили.
Если говорить о «Статус-Групп», то история ее успеха закончилась к началу 2016 года, когда на все “южные” заводы Чуяна зашли правоохранители и всё производство остановилось,
Если ты вчера продавал водку по 130, когда все продают по 170, то как тебе быстро научиться работать в рынке? Доходы прошлых лет Чуян никуда не вкладывал, а положил себе или не только себе в карман в наличной форме.
Таким образом, «Статус-Групп» должна была уйти в банкротство еще в 2016-м. Но Чуян продержался еще полтора года, втянув в эту “черную дыру” «Кристалл-Лефортово». В результате, банкротом стали и «Статус-Групп», и «ОФК Банк», и «Кристалл-Лефортово».
Кстати, Ротенберг пытался спасти положение — в 2017-м он выделил большие деньги, чтобы спасти «Статус-Групп» от банкротства и скандала. Но ни то, ни другое не удалось, поскольку реальное положение дел от него скрывали. Ротенберг потратил два с половиной миллиарда на Статус групп и полмиллиарда — на «ОФК Банк». Но на самом деле, чтобы спасти связку «ОФК-Банк» и «Статус-Групп» нужно было 20-25 миллиардов. Знали о настоящем масштабе проблем только два персонажа – Чуян и Гордеев.
Последняя помощь
— Кто стоял за решением об отставке Чуяна с поста главы Росалкоголя?
— Это было решение Аркадия Ротенберга. С конца 2017 года он везде транслировал, что он больше за Чуяна не вступается. Хотя сам Чуян до последнего пытался на должности остаться, решал вопрос о досрочном продлении своего госконтракта и всех убеждал, что все решит. Репутация у него на тему разрешения своих проблем и ухода от претензий была очень высокая. Обычно он выкарабкивался, а виноват оказывался кто-то другой, но не он.
Когда я подал на Чуяна заявление в органы, а он был еще в должности, то 80% моих собеседников из отрасли, кто был в курсе событий, говорили мне, что Чуян уже столько раз вылезал из разных своих проблем, что и сейчас вылезет, а меня «замочит». Говоря языком букмекеров, ставки все делали на него.
— В определенном смысле Чуяну все же удалось и на этот раз выкарабкаться — он успел уехать за границу до возбуждения уголовного дела. Знаете ли вы, кто помог Чуяну скрыться?
— Я не принимал участие в решении этого вопроса и утверждать что-либо не могу. В данном случае могу только по косвенным признакам высказывать свое субъективное мнение. Я так понимаю, что Аркадий Ротенберг (возможно) занимался этим вопросом в форс-мажорном режиме. Была конкретная дата — Чуяна должны были задержать в конце июня 2018 года. Но эта информация дошла до Ротенберга, и он (якобы) отменил это решение буквально за день до задержания.
В итоге Чуяну сказали: пиши заявление об увольнении и вали. Вся иерархия — ФСБ, СКР и МВД — понимала, что он уезжает. Просто всем объявили – человек увольняется и валит. Чуян открыто покидал страну, через аэропорт.
— А почему не дали уехать экс-главе ОФК Николаю Гордееву?
— Нет, Гордеев тоже мог уехать. Он сам не захотел. Мне кажется, он был совсем неадекватен уже на финишной прямой. Он заявлял: «Меня все должны спасать, иначе всем будет плохо»… Что на это можно сказать?
Продолжение интервью с Павлом Сметаной — о том, что происходит на российском алкогольном рынке сейчас, будет опубликовано в ближайшее время.
Если у вас есть информация о коррупции в сфере оборота алкогольной продукции — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале