Экономист раскрыл секрет фальшивых сокращений чиновников
Проводимые федеральным правительством из года в год сокращения армии чиновников являются фикцией, заявил бывший профессор ВШЭ, доктор экономических наук Игорь Николаев. Он отметил, что несмотря на серию объявленных ранее кадровых чисток количество чиновников в России только неуклонно растет.
Накануне, 23 ноября, премьер-министр Михаил Мишустин объявил о начале оптимизации системы государственных институтов развития. В ходе оптимизации правительство ликвидирует восемь институтов развития, отдав их функции ВЭБ. А неделей ранее Мишустин анонсировал сокращение штата чиновников за счет избавления от лишних вакансий.
«В центральных аппаратах, где около 20% вакансий, штат должен быть сокращен на 5%. В территориальных же органах ведомств сегодня среднее количество вакансий — около 18%. Принято решение о сокращении штата в них на 10%, и делать будем это за счет, в основном, вакантных позиций», — сказал глава правительства.
Как заметил доктор экономических наук Игорь Николаев, предстоящее «сокращение» не пугает никого из чиновников, так как для них кадровые действия пройдут безболезненно и даже принесут выгоду. «Никто «по живому» резать не будет, потому что сегодня вакантными остаются около 20% должностей, так что сокращение за счет вакансий пройдет гладко и безболезненно», — сообщил Николаев в своей авторской колонке на сайте «Новой газеты».
По его словам, на протяжении двух последних десятилетий власти регулярно объявляют о громких сокращениях чиновников, но каждый раз это является фикцией. Реально никого не увольняют и никакой экономии бюджета не происходит — раз за разом под «сокращение» попадают одни и те же вакантные должности.
«Чиновники, я бы так сказал, живут от «сокращения до сокращения». С годами они даже начинают записывать себе в актив, кто сколько пережил сокращений за срок своей государевой службы. И они прекрасно знают, что сменится в очередной раз правительство — и снова начнут сокращать их численность. Поэтому, чтобы безболезненно пережить очередную реформу, необходимо держать вакантными около 15% должностей, но не более 20% точно. Так и поступают. Приходит время очередного сокращения, а уже никому не страшно», — говорит Николаев.
В периоды между сокращениями чиновники наращивают свою штатную численность, чтобы безболезненно перенести следующую кадровую реформу.
Основным эффектом подобных сокращений, отмечает экономист, является рост чиновничьих зарплат. Публично власти отказываются от индексации зарплат госслужащих, но затем объявляют о «сокращении» — и повышают зарплаты чиновников за счет фиктивной экономии от сокращения штатной численности.
«Если посчитать математически все сокращения 2000-х годов, то складывается такое впечатление, что чиновников вообще уже не должно было остаться к сегодняшнему дню. Но это далеко не так. В центральных аппаратах правительственных министерств и ведомств на конец 2018 года насчитывалось 37,6 тысячи человек. В 2000 году их было 28,5 тысячи человек, то есть прирост составил 31,9%. В территориальных органах министерств и ведомств в конце 2018 года работало 1184,5 тысячи человек, а в конце 2000 года таковых было всего лишь 374,1 тысячи человек. За минувшие почти два десятилетия число чиновников заметно увеличилось», — подытожил Игорь Николаев.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Счет идет на десятки тысяч: раскрыт масштаб сокращений во власти
- Правительство готовит увольнения: анонсирована административная реформа Мишустина
- Сенаторы просят Мишустина провести ревизию внутри госкорпораций для сокращения расходов
- Совбез подумает о сокращении силовиков. За пять лет их стало больше на 10%
- В правительстве запланировали сокращение расходов на Следственный комитет и прокуратуру