Генпрокурор без замов: как Чайка подложил Краснову законодательную свинью
Глава надзорного ведомства столкнулся с серьезной кадровой проблемой
Спустя две недели после назначения на пост генпрокурора РФ Игорь Краснов не сменил ни одного из своих заместителей, хотя чистка ведомства, прославившегося при Юрии Чайке кумовством, давно напрашивается. Возможно, решительным кадровым действиям нового генерального прокурора мешает норма закона, пролоббированная в свое время Чайкой. Что не так в законе о прокуратуре и каких еще более фатальных его правок удалось избежать — читайте в материале ПАСМИ.
Чистка откладывается
20 января президент РФ Владимир Путин отправил в отставку генпрокурора Юрия Чайку. В этот же день он внес в Совет Федерации для утверждения на пост главы надзорного ведомства кандидатуру Игоря Краснова, который в то время занимал пост заместителя главы СКР Александра Бастрыкина. 22 января верхняя палата парламента утвердила нового генпрокурора.
Прошло две недели, но единственным кадровым решением Краснова стало назначение Анны Генераловой официальным представителем Генпрокуратуры вместо Александра Куренного, который перешел вместе с Юрием Чайкой на работу в полпредство президента в Северо-Кавказском федеральном округе.
Неофициально сообщалось, что рапорты об отставке наравне с Куренным подали практически все высокопоставленные прокуроры, в частности, замы Чайки Александр Буксман и Виктор Гринь. Но если судить по информации на официальном сайте генеральной прокуратуры, никаких отставок и тем более назначений в руководстве ведомства не произошло.
Между тем, еще при своем утверждении Игорь Краснов заявил о нетерпимости к коррупции, а в телеграм-каналах сообщалось о начале тотальной чистки органов прокуратуры, в первую очередь, от людей, лично преданных Чайке и его сыновьям.
А чистка эта даже не назрела, а перезрела, ведь есть множество свидетельств того, что при бывшем генпрокуроре основой кадровой политики были либо родство и личное знакомство с высокопоставленными лицами, либо банальный «денежный взнос».
Кадровый голод
Возможно, Игорь Краснов не отправляет в отставку людей Чайки потому, что ему просто некого назначить на их место. Дело в том, что к претендентам на пост заместителя генерального прокурора применяются очень жесткие критерии. Согласно статье 12.1 федерального закона «О прокуратуре РФ», кандидат должен иметь «стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов».
Это требование сильно сужает круг лиц, которых Краснов мог бы назначить своими замами. Так, из списка претендентов исключаются сотрудники СКР, даже самые опытные и профессиональные, но не набравшие нужного стажа работы в надзорных органах, ведь годы работы в Следственном комитете после его отделения от прокуратуры в 2011 году в этот стаж не войдут.
Между тем, дело даже не в том, что Краснову хочется работать со «своими» людьми. Сотрудники с опытом следственной работы просто необходимы надзорному ведомству. Во всяком случае отсутствие этого опыта называют серьезной проблемой и прокуроры, и следователи.
«В надзоре за следствием после разделения прокуратуры и СК катастрофа в том, что возросло количество прокурорских работников, которые никогда не работали следователями и не провели ни одного следственного действия. Они не представляют, как проводятся допросы, обыски, выемки, не знают вообще, как расследуются уголовные дела, но надзирают за законностью их расследования», — сказал в интервью ПАСМИ сотрудник прокуратуры.
«Если раньше надзирающим прокурором за следствием был бывший сотрудник следствия, отработавший энное количество лет, перелопативший множество томов и знающий все тягости и невзгоды, связанные со следственной работой, то нынешний прокурор уголовные дела видит только при их проверке, не провел в своей жизни ни одного следственного действия — он не является профессионалом следствия», — практически вторит ему подчиненный Александра Бастрыкина.
Пожизненное для Чайки
Следует отметить, что вышеуказанные поправки в закон о прокуратуре были приняты в 2014 году — раньше подобных требований к заместителям главы надзорного ведомства не предъявлялись. Так что, к примеру Александр Бастрыкин, который занимал пост замгенпрокурора с 2006 по 2011 год, теперь на эту должность претендовать бы не смог.
Что интересно, столь жесткие критерии предусмотрены законодательно для замов генпрокурора, но не касаются кандидатов на пост главы надзорного ведомства. Согласно статье 12 того же закона «О прокуратуре РФ», он должен отвечать стандартным условиям для рядового прокурора — юридическое образование, дееспособность, отсутствие судимости и иностранного гражданства.
Ответ на вопрос, почему генпрокурором стать проще чем его заместителем, содержится в пояснениях источника ПАСМИ. По его словам, при подготовке поправок в закон о прокуратуре Юрий Чайка лоббировал не только включение требований к заместителям генпрокурора. Первоначально в проекте закона было еще две новации, касающиеся главы надзорного ведомства и его первого зама. Кандидат на пост генпрокурора должен был отработать в органах прокуратуры 20 лет, претендент на пост первого заместителя — 15 лет.
«Фактически это давало Чайке серьезный шанс остаться на своем посту пожизненно или, в крайнем случае, передать его в «нужные» руки, — отметил собеседник редакции. — Оставалось только законодательно прописать, что прокурорами могут быть только родственники и друзья сотрудников надзора».
Судя по всему, такие амбиции Чайки не устроили тех, кто проверял президентскую законодательную инициативу. Во всяком случае, в Думу законопроект был внесен без этих пунктов.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников прокуратуры — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Укрощение прокуроров: Бастрыкин и Чайка не смогли, а у Краснова получилось
- Волгоградские прокуроры на защите махинаций: сможет ли Краснов разобраться с грязной кухней Чайки?
- Президент предупредил нового генпрокурора, чтобы тот не начал раздавать должности «своим»
- Прокуроры вскрыли коррупцию своих руководителей — письмо Чайке