Как подставляют Путина: дуэт прокурора с Газпромом
Украденный мост к нефтегазовым месторождениям
Можно ли похитить мост через реку, а затем незаконно распродать составные части переправы при содействии правоохранителей и чиновников? Ситуация, которая разворачивается в Ямало-Ненецком автономном округе накануне прямой линии с президентом Владимиром Путиным показывает, что такие действия в современной России вполне допустимы. Попытка предпринимателя из ЯНАО противостоять монопольному бизнесу, связанному со структурами «Газпрома», обернулась для него войной с прокурором региона, покушениями на убийство, уголовным преследованием и расхищением собственности.
«Газпром» начинает и проигрывает
Ситуация с монополизацией моста через реку Пур — возможно, один из самых явных примеров правового произвола не только в ЯНАО, но и в России в целом.
Основной интерес собственника переправы — сугубо экономический, поскольку она приносит огромные деньги. Дело в том, что на правом берегу реки Пур ведут добычу газа и нефти, а также геолого-разведывательные работы такие гиганты как «Газпром», «Роснефть», «Новатэк». Доставка техники в оба конца — процесс дорогостоящий и выгодный: прибыль оценивается более чем 1 млрд рублей в год. Есть еще и социальная сторона вопроса: переправа нужна обычным жителям — за рекой Пур проживают жители трёх районов — Тазовского, Красноселькупского и Пуровского. И переправа — единственная нить, связывающая их с «большой землей». Но, как показали события последних лет, это мало заботит чиновников и правоохранителей в ЯНАО.
Сегодня действует только одна монопольная переправа через Пур. С 2005 года ее владелец — ООО «Ямбургтранссервис» (ЯТС), а ранее она принадлежала одной из дочерних структур «Газпрома» — ООО «ГазпромДобычаЯмбург». По данным источников PASMI, сделка по продаже носила весьма сомнительный характер: передача активов от дочки «Газпрома» проходила с с участием оффшорных компаний и подставных лиц. Итоговым бенефициаром многоступенчатой схемы и стал «Ямбургтранссервис» (ЯТС) в лице единственного директора и учредителя Максима Соловьева. И сегодня «Газпром» вынужден платить астрономические суммы за использование бывшей своей переправы, что явно невыгодно для госкомпании, но, наверное, удобно для отдельных ее топ-менеджеров.
Они должны быть в курсе:
— президент России Владимир Путин
— глава “Газпрома“ Алексей Миллер
— генпрокурор Юрий Чайка
— председатель СКР Александр Бастрыкин.
Альтернативный путь к нефтегазовым месторождениям, который существенно снизил цены за переправу, организовал крупный ямальский бизнесмен Олег Ситников, основатель «Корпорации Рост нефти и газа». Однако, это принесло предпринимателю много проблем.
Все началось еще в 2013 году: тогда Ситников вслух высказал намерения о реализации проекта капитального моста. И тут же на него было организовано покушение. Причем, киллер прямо заявил, что причина нападения — запланированное строительство.
Переправу — двухполосную, крепкую и надежную — Ситников все-таки построил. Ее грузоподъемность составляла тысячу тонн. Добиться этого удалось за счет использования девяти барж-площадок. Однако, давления силовиков и чиновников этот мост не выдержал.
Он был незаконно уничтожен в августе 2017 года. Поводом стали претензии по аренде земли. Урегулировать спор было просто: для этого всего лишь требовалось перенести опору моста, соединяющую его со спорным земельным участком на берегу, в другое место. Но вместо этого всю переправу снесли.
Сейчас уже известно, что ликвидацией наплавного моста руководил целый правительственный штаб, который возглавлял Михаил Коган — заместитель экс-губернатора, ныне главы Минприроды Дмитрия Кобылкина. Данный штаб представлял из себя что вроде постоянной комиссии, которая отдавала распоряжения полиции, судебным приставам и другим структурам, участвовавшим в разборе моста. Причем, сами баржи были угнаны на 150 км от Уренгоя.
Сегодня факты неправомерных действий местных правоохранителей уже официально подтверждены судебными решениями: 23 октября 2017 года арбитражный суд ЯНАО признал, что арест барж был незаконным. После чего Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, которое возглавляет Евгений Смирнов, должно было вернуть баржи их владельцу — «Корпорации Рост нефти и газа». Но вместо этого баржи оказались в руках конкурента-монополиста — «Ямбургтранссервис».
Дважды украденный мост
«В 2017 году мы обратились к судебным приставам с требованием вернуть баржи. Но Управление ФССП по ЯНАО пошло на хитрость. Приставы арестовали баржи повторно в рамках уже другого исполнительного производства по задолженностям Корпорации. При этом был проигнорирован утвержденный законом порядок изъятия имущества, согласно которому средства производства, приносящие доход, нужно арестовывать в последнюю очередь. Корпорация обладала массой другого имущества, которого предприятие предоставляло в ФССП для погашения задолженности, но приставы почему-то отказывались», — рассказал журналисту PASMI юрист компании Олега Ситникова Владислав Шутов.
Представитель «Корпорации Рост нефти и газа» уверен, что такие действия регионального управления ФССП свидетельствуют, скорее всего, о сговоре службы судебных приставов с «Ямбургтранссервисом». И это подтвердили дальнейшие события. В конце 2018 года баржи выставили на торги, которые проводило Федеральное агентство по управлению госимуществом в ЯНАО. А в феврале 2019 года победителем этих торгов был признан ЯТС. Причем, информация о проведении аукциона не была размещена ни в одном из местных СМИ. Таким образом, путь независимым предприятиям для участия в торгах был фактически закрыт, объяснил юрист Корпорации.
В июне 2019 года судья арбитражного суда ЯНАО Сергей Соколов (дело № А81-3030/2019) признал результаты торгов, проведенных региональным управлением ФСCП совместно с Федеральным агентством по управлению госимуществом, недействительными.
Теперь, казалось бы, приставы точно должны были отдать баржи их законному владельцу — компании Олега Ситникова. Однако, в 2019 году, как и ранее в 2017-м, вернуть свою собственность бизнесмен не может — сегодня его баржи уже начал эксплуатировать «Ямбургтранссервис», что зафиксировано на фото- и видеосъемках.
На материалах, предоставленных в редакцию PASMI, видно, что в качестве одной из секций наплавного моста, принадлежащего ЯТС, — установлена баржа «874», одна из тех, что были похищены у «Корпорации Рост нефти и газа». Хотя факт того, что владельцем всех этих барж по-прежнему является компания Олега Ситникова, подтвердили и Министерстве транспорта РФ, куда обратился с запросом представителя Корпорации.
Из ответа Минтранса следует, что «Ямбургтранссервис» не имеет права эксплуатировать баржу «874». «На баржу выдано предписание. Баржа временно задержана до устранения выявленных нарушений…», — говорится в письме Министерства транспорта РФ от 17 июня 2019 года.
В «Корпорации Рост нефти и газа» уверены, что незаконная эксплуатация их баржи стала возможной именно при попустительстве судебных-приставов. «Представители Управления ФССП по ЯНАО участвовали в судебных заседаниях по оспариванию торгов по продаже барж. Пока суды были не завершены, право собственности на баржи оставалось за „Корпорацией Рост нефти и газа“. Однако, приставы еще до вынесения решения судом сняли арест с девяти барж и, судя по всему, передали их „Ямбургтранссервису“. Что можно расценивать как халатность или же как соучастие в хищении чужого имущества», — заявил Владислав Шутов.
Юрист добавил, что спешка фирмы-монополиста вполне понятна: «К концу весны река разлилась, и „Ямбургтранссервису“ стало не хватать их количества барж: компания потеряла баржу во время ледохода, и закупать новую было затратно, куда проще — взять чужое».
Заявления по факту кражи баржи и должностных преступлений приставов-исполнителей Шутов подал в Следственный комитет ЯНАО и Ново-Уренгойский линейный отдел МВД России на транспорте.
Ямальская аномалия: суд над прокурором
В «Корпорации Рост нефти и газа» уверены, что судебные-приставы нарушают закон исключительно под страхом увольнения — под давлением своего начальника Евгения Смирнова и стоящего над ним прокурора ЯНАО Александра Герасименко. Представители отдела ФССП из Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 году даже написали открытое обращение к генпрокурору Юрию Чайке, где раскрыли факты многолетних системных превышений со стороны региональной надзорной структуры.
Конфликт между окружным прокурором Ямала Герасименко и учредителем «Корпорации Рост нефти и газа» Ситниковым тянется уже более 10 лет. Результатом этой негласной войны стали сотни внеплановых проверок, проведенных по устному требованию или письменному согласованию Герасименко в отношении предприятий бизнесмена, а также уголовные дела против Олега Ситникова.
Проблема в том, что в центральном аппарате Генпрокуратуры разбираться в ситуации отказываются, пересылая жалобы на Герасименко самому ямальскому прокурору, на которого они и составлялись.
Первый раз выход из этого замкнутого круга наметился в 2015 году, когда по заявлению Олега Ситникова генпрокурор Чайка объявил Александру Герасименко строгий выговор за необоснованные проверки и административное давление.
Тогда же действия прокурора признал незаконными Салехардский городской суд. Но это решение было отменено судом ЯНАО по апелляции прокуратуры, поскольку с последнего листа решения суда первой инстанции странным образом исчезла подпись и печать судьи.
Второй прорыв наметился в апреле 2019 года, когда Салехардский городской суд признал незаконным бездействие следователей, отказавшихся регистрировать заявление Ситникова о возбуждении уголовного дела против прокурора округа Александра Герасименко за воспрепятствование предпринимательской деятельности.
Но в мае 2019 года прокуратура ЯНАО подала апелляцию на решение Салехардского суда. Заседание назначено на 20 июня. И если представителям Ситникова удастся отстоять позицию бизнесмена, то сотрудники СКР будут обязаны провести доследственную проверку информации о признаках преступления в действиях Герасименко по статье 169 УК РФ. И при наличии состава преступления — возбудить уголовное дело.
Один день — два события
По случайному стечению обстоятельств в этот же день, 20 июня 2019 года, состоится и прямая линия с президентом Владимиром Путиным.
Олег Ситников, который является одним из главных инвесторов Ямала, уже 10 лет противостоит давлению прокурора, и чем закончится это противостояние — неизвестно. Тем временем, инвестиционный потенциал Ямало-Ненецкого округа стремительно падает. Еще в 2016 году ЯНАО входил в топ-20 субъектов с комфортным инвестиционным климатом, но, начиная с 2017 года основной газодобывающий регион России выпал из числа лидеров. И единственная причина тому, уверен Олег Ситников, — вмешательство силовиков в предпринимательскую деятельность. Об этом он и собирается заявить во время прямой линии с президентом.
Подробнее о ситуации в ЯНАО — в подборке PASMI «Губернатор и прокурор осваивают Ямал».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Суд нашел признаки преступления у прокурора ЯНАО
- Приставы просят у Чайки и Путина защиты от прокурорского беспредела
- Бастрыкин ищет компромат на подчиненных Чайки
- Чайке нравятся прокуроры-нарушители?
- Прокурор Ямала подмял под себя силовиков
- Откровения пристава: как ФССП и прокуратура давят бизнес
- Бастрыкин поручил проверить деятельность прокурора Ямала
- Обращение предпринимателя Олега Ситникова к генпрокурору Юрию Чайке