Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Бастрыкин не смог: подчиненные Чайки задавили следователей и полицию

Прокуратура в Оренбурге затормозила проверку главы СКР

PASMI получило свидетельства вмешательства прокуроров в резонансное дело, по которому в Оренбурге посадили в тюрьму мать двоих детей. О давлении сотрудников надзорной структуры рассказал экс-сотрудник полиции: его вынуждали перевести дело из гражданско-правовой плоскости в уголовную. Признаки превышения полномочий подчиненными Чайки прослеживаются и сегодня: от проверки, организованной в регионе по личному приказанию главы СКР РФ, был отстранен следователь, обнаруживший в обвинительном заключении признаки фальсификаций.

За отказ от взятки

На историю жительницы Оренбурга Юлии Рыжевской PASMI впервые обратило внимание в феврале 2019 года: женщина получила срок после отказа продавать свой новый дом Марии Терехиной — хозяйке гостиницы, которая стоит рядом с домом Рыжевской и ее гражданского мужа Александра Ткаченко. Тогда соседка пообещала лишить семейную пару жилья и сразу начала выполнять обещанное.

Претензии к зданию — уже построенному и зарегистрированному в Росреестре — возникли у администрации Оренбургской области. По словам Ткаченко, чиновники вымогали взятку в 15 млн рублей, а после отказа потребовали через суд признать объект незаконной постройкой и снести его.

На этом проблемы не закончились: на несговорчивую собственницу было заведено еще и уголовное дело. Юлию Рыжевскую, которая продала часть долей в доме на праве собственности другим людям, обвинили мошенничестве и приговорили к четырем годам колонии.

После публикации PASMI проверить законность вынесения приговора потребовал лично глава СКР Александр Бастрыкин. В ходе проверки были выявлены признаки служебных фальсификаций в обвинительном заключении, утвержденном прокуратурой.

Расставить все точки над «i» могла бы повторная экспертиза спорного дома, но перед ее проведением — в мае 2019 года — слишком активного следователя отстранили от проверки. А полицейский, который ранее вел это дело, рассказал PASMI, что областная прокуратура изначально оказывала давление на следственный процесс и требовала вполне определенных результатов.

Откровения участкового

Бывший старший участковый межмуниципального управления МВД «Оренбургское» Алексей Астраханкин пояснил, что в конце 2016 года ему было поручено провести проверку и дать оценку действиям Юлии Рыжевской по вопросу продажи долей в доме на Красногорской улице, который оренбургская администрация через суд признала незаконной постройкой.

«В действиях Рыжевской я не нашел признаков уголовного преступления, — вспоминает экс-полицейский. — Все претензии, исходя из выявленных мною обстоятельств, сводились к гражданским отношениям, потому что вся недвижимость и сделки были оформлены в законном порядке — через Росреестр».

Именно Астраханкин, опросив свидетелей и сопоставив все даты, установил, что Юлия не была поставлена в известность о претензиях сотрудников оренбургской администрации к ее постройке. Полицейский выявил, что извещение от градостроительного департамента, где было перечислено, какие нарушения следует устранить собственнику дома, пришло на адрес, по которому женщина на тот момент уже давно не проживала. Однако, кто-то подделал подпись Рыжевской в квитке о вручении извещения, что позже подтвердила почерковедческая экспертиза.

После этого, по словам участкового, на него начала давить помощник прокурора по Центральному району Оренбурга Анна Филиппова, требуя завести уголовное дело. По словам бывшего полицейского, сотрудница прокуратуры прямо заявила: «Если через три дня дело не будет возбуждено — на вас в комитет дело уйдет!»

Астраханкин отказался возбуждать дело, и его вызвал на личную беседу прокурор Оренбурга Андрей Жугин. «Жугин вел себя аккуратно, в отличие от Филипповой: морального давления не оказывал и не угрожал. Он просто начал объяснять, как нужно делать, чтобы завести уголовное дело. Наш разговор закончился на том, что Жугин заявил, что материалы по Рыжевской передадут в следственный отдел УМВД», — пересказал Алексей Астраханкин содержание беседы.

В итоге в январе 2017 года следователь СУ МВД России «Оренбургское» Татьяна Амирова возбудила против Юлии Рыжевской уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере».

Кстати, Анна Филиппова после этой истории пошла на повышение — была переведена на службу в прокуратуру Оренбургской области. Кто подделал квиток о получении Рыжевской извещения из администрации, до сих пор неизвестно. По словам Астраханкина, выяснить этот вопрос должен был следователь.

Неугодный следователь

Шанс на пересмотр дела появился в феврале 2019 года: после публикаций в СМИ глава СКР Александр Бастрыкин поручил проверить законность вынесения приговора Юлии Рыжевской.

Исполнителем назначили старшего следователя следственного отдела СКР по Южному административному округу Оренбурга Сергея Новоселова. За несколько месяцев работы он обнаружил признаки превышения полномочий и служебных фальсификаций в действиях полицейского следователя, высокопоставленных чиновников мэрии и сотрудников прокуроры.

«Когда материал проверки находился у старшего следователя Новоселова, мы с ним неоднократно обсуждали, что есть основания для возбуждения уголовного дела в отношении ряда оренбургский правоохранителей. Но Новоселов говорил, что ему не дадут это сделать», — рассказал гражданский муж Рыжевской Александр Ткаченко.

По его словам, Новоселов пришел к выводу, что все сделки по продаже долей в доме нельзя считать умышленным обманом, поскольку они совершались, когда женщина не была извещена о том, что ее собственность признана незаконной постройкой и находится под угрозой сноса.

Также в ходе проверки выяснилось: строительство магистрали, из-за которого администрация просила о сносе дома, в долгосрочном плане развития города на самом деле не предусмотрено. Таким образом, главной претензией к дому Рыжевской оставалось лишь утверждение сотрудников оренбургского департамента градостроительства, что здание не соответствует статусу индивидуального жилищного строения.

Чтобы выяснить этот вопрос, Новоселов собирался заказать проведение строительно-технической экспертизы, однако реализовать эти планы не успел.

За спиной Бастрыкина

В апреле 2019 года материалы проверки передали другому исполнителю — заместителю руководителя СО СК РФ по ЮАО Оренбурга Азамату Турлубаеву. Он отказался от запланированных его коллегой экспертиз, а также перестал контактировать с представителем интересов Рыжевской.

«Турлубаев прекратил допросы сотрудников силовых структур и администрации, — заявил Александр Ткаченко. — Также новый следователь запретил Новоселову выходить со мной на связь и давать какие-то пояснения».

В итоге Азамат Турлубаев 13 мая 2019 года вынес постановление об отказе от возбуждения уголовного дела по факту противоправных действий сотрудников полиции, городской администрации, прокуратуры и судей Оренбурга.

По данным источников Александра Ткаченко в силовых структурах, замена следователя и последовавший затем отказной материал по итогам проверки — результат давления региональной прокуратуры.

«В отказе в возбуждении уголовного дела не приводят все существующие нарушения, допущенные как в ходе следствия и в судебных разбирательствах, не дается оценка показаниям участкового Астраханкина, проигнорированы все доказательства грубейшего вмешательства оренбургской прокуратуры в ход следствия», — рассказал о своих выводах Ткаченко, которого Турлубаев пока отказывается знакомить с материалом проверки.

Проверьте еще раз

Между тем, Ткаченко самостоятельно заказал проведение строительно-технической экспертизы в независимом центре. Ответ пришел 27 мая 2019 года. По заключению экспертов “обследуемое здание жилого дома, расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Красногорская, 16, характеризуется как одноквартирный жилой дом”, а значит данный объект соответствует статусу ИЖС.  

Сегодня гражданский супруг Юлии Рыжевской уже написал письма на имя Александра Бастрыкина и Юрия Чайки, где он просит организовать новую независимую проверку всех обстоятельств дела с использованием сил федерального центра, поскольку имеются явные признаки предвзятого отношения и заинтересованности со стороны региональных структур.

Вместе с тем, Александр Ткаченко возлагает надежды на нового начальника УМВД РФ по Оренбургской области Алексея Кампфа, который занял этот пост в декабре 2018 года. Кампф вызывал Ткаченко на личный прием 7 мая 2019 года, и, выслушав все обстоятельства, пообещал дать указания УСБ УМВД  для проведения собственной проверки.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников прокуратуры и других силовых ведомств — пишите в рубрику PASMI «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале