Зам Шойгу и «новая Васильева» на освоении военного бюджета
Топ расследований 2018 года — дело Минобороны
Расследование ПАСМИ о предпринимательнице, которая сорвала контракт в рамках программы Путина по созданию специальных научных рот и получила за это высокий пост в Минобороны, вывела журналистов на заместителя Шойгу, оказавшемуся покровителем бизнесвумен. В ходе дальнейшего изучения выяснилось, что за ее фирмой числится не единственный неисполненный госконтракт, а миллионы рублей аванса выводились через гражданина Украины. Но в военном ведомстве почему-то не дают ход итогам финансовых проверок.
Как можно растянуть сроки выполнения госконтракта с месяца до трёх лет, задолжать десятки миллионов, летая на Мальдивы, попасть под прицел правоохранителей, а потом выйти замуж за высокопоставленного фсбшника и стать начальником департамента министерства обороны? Неординарную историю, заставляющую вспомнить легендарную героиню дела «Оборонсервиса», ПАСМИ рассказало в августе 2018-го. Но оказалось, что это расследование — лишь начало, а круг нарушений гораздо шире, и конечный бенефициар этой схемы — доверенный человек министра обороны Сергея Шойгу.
Сомнительные кадры Шойгу
Расследование ПАСМИ началось с казалось бы, обычной для России истории о затянувшейся стройке в Подмосковье. Ремонт военной части № 14118 в Сергиевом Посаде должны были завершить в декабре 2015 года, но к лету 2017-го объекты находились в полуразрушенном состоянии.
В нашу редакцию обратились жители военного городка: они подозревали, что 152 млн рублей, выделенные на выполнение государственного контракта, ушли в карманы высокопоставленных чиновников, а контролирующие структуры осознанно закрыли глаза на эту ситуацию. Редакция занялась изучением госконтракта и выяснила, что данные опасения имеют под собой веские основания.
Первое, на что обратило внимание «Первое антикоррупционное СМИ» — подозрительное банкротство компании «Веста». Именно эта фирма выиграла тендер на строительные работы и сразу же получила весьма щедрый аванс в 80 млн рублей, то есть более 50% от суммы всего договора. Но обильное финансирование не стало залогом успеха: организация объявила о своей несостоятельности, не выполнив обязательств перед военными.
Дальше — больше: хозяйкой «Весты» оказалась Наталия Красавцева (девичья фамилия Пятаева) — предпринимательница, назначенная 30 января 2017 года начальником Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ. А это значит, что Шойгу доверил обеспечивать солдат страны водой, теплом и энергией человеку, который не смог справиться даже с ремонтом одной в/ч.
Причем, сорванный заказ был из того разряда, что всегда берутся под особый контроль. Дело в том, что военная часть № 14118 входила в спецпроект по созданию научных рот. Реализовать его в каждом роде войск Сергей Шойгу лично обещал Владимиру Путину. В Сергиевом Посаде должны были сформировать подразделение для обучения будущих специалистов-ядерщиков. Но не сложилось: солдаты, прибывшие на место в срок ожидаемого завершения работ — в декабре 2015, около полугода прожили в надувных палатках, после чего их переселили в обычную казарму в другой части.
А пока военные мерзли в палатках, на счета Пятаевой, ее родственников и доверенных людей поступали миллионы рублей под различными предлогами. Деньги перечислялись компаниям, которые были связаны с Пятаевой, а также шли на оплату перелетов предпринимательницы в курортные города и покупку отеля в Италии.
В накладе осталось не только государство, но и субподрядчики, которых «Веста» наняла для выполнения работ в Сергиевом Посаде. После банкротства предприятия сумма невыплаченных долгов составила около 50 миллионов рублей.
При этом, перед непосредственной процедурой банкротства «Весты» все соглашения по военной части в Сергиевом Посаде между компанией и «Главным управлением обустройства войск» (ГУОВ), который представлял интересы Минобороны, были переоформлены на фирму-близнеца под названием «Компания Веста», руководила которой также Наталия Пятаева. Это сделка предполагала полную перезагрузку сроков и, соответственно, ответственности, что было чрезвычайно выгодно для предпринимательницы, но рискованно и нелепо — для заказчика.
Изначально казалось, что везение госпожи Пятаевой объясняется ее удачным замужеством: в сентябре 2016 года она стала женой заместителя начальника УФСБ по Москве и Московской области Олега Красавцева. Но дальнейшее расследование показало, что за «новой Васильевой» стоит человек куда более влиятельный.
Высокий покровитель из Минобороны
В сентябре 2018 года ПАСМИ собрало доказательства, указывающие на высокопоставленного покровителя бизнесвумен — заместителя Шойгу Тимура Иванова. Именно он, будучи руководителем дочерней структуры Минобороны — Главного управления обустройства войск, способствовал тому, что Красавцева получала госконтракты в обход конкурентов. Немаловажную роль Иванов сыграл и как ревизор, упорно не замечавший у компаний Красавцевой нарушений при выполнении договоров.
Фактических подтверждений этим обстоятельствам набралось немало. Так, ПАСМИ обнаружил и опубликовал переписку военных, указывающую, что сотрудники «Весты» начали работать в Сергиевом Посаде за несколько месяцев до того момента, как завершились конкурсные процедуры. А значит, заказчик, то есть ГУОВ, самостоятельно решил, кто будет осваивать государственные деньги и весь конкурс был фикцией.
Заинтересовавшись явным попустительством со стороны Главного управления обустройства войск в пользу «Весты», ПАСМИ проверил как выполняются другие контракты между управлением Иванова и Пятаевой. Выяснилось, что всего у «Весты» было заключено три госконтракта с ГУОВ почти на 900 млн рублей. Помимо научной роты ядерщиков, фирма занималась реконструкцией московских военных городков и военно-клинического госпиталя им. Вишневского в Красногорске. Сроки ремонтов были сорваны абсолютно по всем договорам, хотя финансирование поступало бесперебойно и своевременно.
Показательным является и то обстоятельство, что подчиненные Тимура Иванова были обязаны осуществлять мониторинг хода работ, причем в госконтрактах в качестве обязательного условия был прописан даже еженедельный фотоотчет, который должны были лично проводить сотрудники ГУОВ. Но что-то, видимо, мешало рассмотреть недостатки на фотографиях, так как никаких санкций, и тем более судебных претензий к фирмам Пятаевой заказчик не предъявлял.
А к октябрю 2018 года журналисты получили сведения, что объекты затянувшейся «ядерной» стройки в Сергиево-Посадском районе комиссия Минобороны начала принимать в эксплуатацию без необходимой экспертизы качества, безопасности и оценки сметной стоимости работ. Кроме того, источники ПАСМИ рассказали, что на контролеров оказывалось давление: представители «Компании Веста» намекали, что ревизорам следует быть менее внимательными, поскольку у фирмы есть высокие покровители в Минобороны. При этом назывались фамилии Красавцевой и Иванова.
О тесной связи Тимура Иванова и Натальи Пятаевой ПАСМИ рассказали многие собеседники, в распоряжение журналистов попали даже записи телефонных разговоров, где женщина с голосом Пятаевой признается в любви Тимуру Вадимовичу и обсуждает с ним вопросы приемки объектов.
Военный бюджет в руках украинца
А в ноябре 2018 года к аргументам о многочисленных нарушениях предприятий Пятаевой добавились еще и показания субподрядчиков «Весты», через которых, по подозрениям правоохранителей, было отмыто более 20 млн бюджетных рублей. В редакцию попали полицейские протоколы допросов директоров этих предприятий.
Речь идет о нескольких белгородских компаниях-однодневках, открытых для торговли мясом и комбикормами и, якобы, задействованных на стройке в Сергиевом Посаде. Согласно итогам расследования Финмониторинга, отследившего, как расходовался авансовый транш в 80 млн рублей на ремонт военной части в Сергиевом Посаде, на счета этих фирм с 2016 по 2017 годы переводились средства, выделенные Министерством обороны. После чего деньги уходили на карты частных лиц и обналичивались.
В ходе допроса руководителей белгородских субподрядчиков обнаружилось, что бизнесменами выступали слесари и продавцы, не обладающие никакими коммерческими навыками и не имеющие никакого отношения к подмосковной стройке, что позволяет сделать вывод о номинальности этих фигур. Как правило, подобные фирмы-прокладки используются при отмывании денег для отведения подозрений от главных бенефициаров.
Исходя из дат переводов, следует, что денежные транши от «Весты» к белгородским компаниям начались еще в тот момент, когда директором фирмы была Наталия Пятаева, а продолжились уже ее ставленником — неким Алексеем Страпко, на которого была переоформлена ООО «Веста» после того как предпринимательница получила пост в Минобороны и не могла официально вести бизнес. При этом на коммерсанта Страпко похож не более, чем белгородские слесари и продавцы: по данным правоохранителей, это гражданин Украины без российского ИНН, никогда не въезжавший на территорию России.
Секретный бизнес чиновницы
Надо заметить, что не меньше вопросов вызывают и руководители других фирм Пятаевой-Красавцевой, дела в которых она якобы не ведет после перехода на высокопоставленный государственный пост.
Например, Александр Федоров, гендиректор ООО «Компания Веста», которая заменила обанкротившуюся тезку в Сергиевом Посаде, практически не появляется на стройобъектах и, не стесняясь, говорит контрагентам, что он не распоряжается деньгами и не принимает решения.
И совсем уж на поверхности лежит ситуация с еще одной компанией под названием ООО «Форма Т»: эта фирма, находившаяся на обслуживании военных контрактов, также принадлежала Пятаевой и была передана в феврале 2017 года Алексею Голубенкову, но, по данным из АКБ «Абсолют Банк», обслуживающего фирму, в апреле 2017 года право управления счетами по-прежнему единолично принадлежало Красавцевой Н.Е., которая на тот момент уже работала в Минобороны, а новый учредитель не имел права даже ставить подпись на расчетных документах организации.
Не исключено, что в 2019 году расследование ПАСМИ, начавшееся с со тройки в Сергиевом Посаде, пополнится новыми обстоятельствами и персонажами.
Сегодня не до конца ясной остается позиция министра обороны Сергея Шойгу, который и привел Тимура Иванова в военное ведомство после совместного опыта работы в правительстве Московской области. По информации источников редакции, Шойгу лично приказал руководителю Главной военной прокуратуры Валерию Петрову разобраться в ситуации с «Вестой» после публикаций ПАСМИ. Однако, пока Наталия Красавцева остается на своем посту в Минобороне, также как и ее покровитель — Тимур Иванов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Зам Шойгу не боится контролеров и Путина
- Гражданин Украины обналичивал военный бюджет под прикрытием заместителя Шойгу
- Протеже заместителя Шойгу выйдет сухой из воды?
- Кто подставил Шойгу — «новую Васильеву» вырастил замминистра Иванов
- Кадровая политика Шойгу: высокий пост для «новой Васильевой»
- Новый арест в Минобороны — кольцо вокруг «черной кассы» Шойгу сжимается