Бумажная волокита и слабые законы — главные помехи антикоррупционной борьбы
Откровенный разговор о коррупции с руководителями федеральных органов под эгидой Кремля
Администрация президента провела традиционный семинар-совещание по профилактике коррупционных правонарушений для профильных федеральных ведомств. Эта встреча является одним из главных событий в антикоррупционной политике страны: за один день представители всех ключевых госорганов формируют перечень задач на новый год, исходя из достижений и проблем года уходящего. В каких слабостях признались борцы с коррупцией и какие законодательные реформы анонсировал Кремль — в обзоре форума.
В конце ноября 2018 года Кремль собирал на антикоррупционный мастер-класс в московском «Президент-Отеле» региональные подразделения по борьбе с коррупцией, а в День конституции, 12 декабря, разговор на те же темы, но в других масштабах, продолжили с федералами. Спикеры из Генпрокуратуры, СКР, Росфинмониторинга, Счётной палаты, ФНС, Министерства обороны, Минтруда и других органов, задействованных в формировании национальной антикоррупционной повестки, рассказали о практических наработках и барьерах в их реализации.
Миллионы справок и тысячи нарушений
Темой номер один и по приоритетности , и по плану конференции стало обсуждение вопросов сбора и анализа сведений о доходах. Эту объёмную бумажную работу на регулярной основе ведут сотни профильных ведомств. Причем, процесс оптимизации и информатизации до сих пор не решён, признали представители всех федеральных госорганов.
«Надо немного потерпеть, и будет легче», — постарался ободрить антикоррупционеров старший прокурор Генпрокуратуры Виктор Аринин, анонсировавший на форуме скорую отмену справок на бумаге.
А пока он посоветовал профильным комиссиям уделять больше внимания подготовительной работе с участниками декларационных кампаний. По словам прокурора, это позволит избежать банальных ошибок, среди которых самые частые — неправильное указание паспортных данных.
Что касается преднамеренного искажения фактов или их сокрытия, то и здесь можно помочь разъяснительными беседами, уверен Виктор Аринин, поскольку степень ответственности понимают далеко не все госслужащие.
Статистику по всем федеральным госорганам раскрыли представители Управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции: администрация Кремля за 2018 год проанализировала более 1 млн справок о доходах и выявила 27 тыс. нарушений, наказано было 12 тысяч человек, из них 7 тысяч — за серьезные упущения при декларировании своего финансового положения.
Кстати, в ходе обмена опытом на совещании сотрудникам профильных ведомств посоветовали при анализе доходов и имущества чиновников использовать не только данные Росреестра, налоговой, службы судебных приставов и других официальных ведомств, но и прибегать к таким ресурсам, как «Авито», ЦИАН, соцсети и т.п.
Проигранная война Минобороны
О практике и проблемах антикоррупционных комиссий при федеральных органах, пожалуй, наиболее откровенно рассказал руководитель профильной структуры Минобороны Вадим Никифоров, чье выступление не раз прерывали аплодисменты аудитории.
С учетом главного направления МО на наращивание военной мощи, штат антикоррупционных подразделений составляет всего 0,008 % от численности военного министерства, подсчитал Никифоров. При этом, 98% из них — это сотрудники, получающие низкую зарплату в 12-18 тыс. рублей. Отсюда — вопросы текучки кадров и качества специалистов. По этому показателю Минобороны получит скорее всего 0 баллов в 2018 году, пожаловался Никифоров.
При малочисленности антикоррупционных подразделений в военном министерстве, объем работы за ним закреплён существенный: только в части справок о доходах обрабатывать приходится более 150 тысяч анкет, что лишь немногим уступает цифрам по Нацгвардии и МВД.
Госплощадки для воровства
На что должны в первую очередь обращать внимание борцы с экономическими нарушениями на семинаре доступно объяснил аудитор Счётной палаты Максим Рохмистров.
«Воруют там, где есть что взять», — констатировал он, поэтому самой коррупционной сферой в России уже несколько лет остаются государственные закупки.
В 2017 году их объем оценивается в 34 трлн рублей, что составляет 30% от ВВП России. При этом два федеральных закона, регулирующих эту отрасль сегодня, по сути, не работают. «223-й ФЗ ничего не регулирует, а 44-й ФЗ зарегулировал так, что его не понимают даже профессионалы», — прямо заявил представитель Счетной палаты.
При этом конкуренция, которая выступает основным показателем коррупционной ёмкости, по 44 ФЗ сейчас составляет в среднем два заявителя на лот, при норме в три заявки, а по 223 ФЗ и вовсе 1,8 заявки, что указывает на полное отсутствие состязательности в закупках.
К очевидным примерам неэффективности законодательства Рохмистров отнес ситуацию с Политехническим музеем в центре Москвы, когда в госзакупках победил подрядчик без опыта, сотрудников и техники, созданный за три месяца до конкурса. А руководитель этой фирмы параллельно являлся и контролером исполнения госконтракта, и приемщиком работ.
Ожидаемым итогом этой классической схемы стала задержка сдачи объекта в три раза и исчезновение бюджетных миллионов. При этом, ни одна правоохранительная структура до сих пор не вмешалась в происходящее. Аудиторы, передавшие силовикам собственное расследование, продолжают следить за этой историей.
Договоры по рублю
Еще одной наиболее коррупционно-рискованной площадкой Счётная палата называет оборот конфискованного имущества: до 2017 года эта сфера вообще никак не регулировалась законодательством. Судя по аналитике, порядка нет и в 2018 году — за 1 рубль сегодня разыгрываются договоры на ликвидацию контрафактной партии сумок LOUIS VUITTON или же многотонной партии дорогостоящих косметологических компонентов.
«Мы все понимаем, как эти товары потом уничтожают через бутики Москвы и Санкт-Петербурга», — пошутил спикер, а контрагенты не скрывают, что готовы еще и доплачивать за выполнение казалось бы убыточных контрактов.
Научная печаль
Обзор неоднозначных норм антикоррупционной политики на форуме представили и члены научного российского общества.
«Мое выступление будет самым печальным», — сходу заявил руководитель профильного центра РАНХиГС Алексей Конов, подготовивший доклад по теме «конфликт интересов на государственной службе».
Эту статью, по словам специалиста, из-за отсутствия конкретики в ее составе сегодня превратили в механизм избавления от неугодных сотрудников. Брал ли чиновник больничный для отдыха на курорте или сфальсифицировал документы для получения субсидии на жилье — увольняют его, как правило, под предлогом «конфликт интересов», причем, без малейшего логического объяснения этого довода.
Сложности возникают также с применением нормы «иные близкие отношения», отметил докладчик — иногда непонятно как эту близость измерить, а иногда — как применить.
Показательным Конов назвал случай в Татарстане: руководитель фирмы ООО «Строитель», перейдя на госслужбу, продал свою компанию по смешной цене в 10 тысяч рублей. После чего организация начала вдруг выигрывать все контракты с его подразделением. Общая сумма явно неконкурентных договоров достигла 1 млрд рублей, однако, по формальному признаку действия чиновника не подпадали ни под Административный, ни под Уголовный кодекс. Погорел ООО «Строитель» случайно, когда на субподряд взяли фирму жены служащего.
Работа над ошибками
Впрочем, надо понимать, что курс на обсуждение недостатков на федеральном анкикоррупционном семинаре — это традиционный вектор, заданный с вполне практической целью устранения болевых точек.
Так, в части госзакупок в ближайшее время ожидается пересмотр ответственности заказчика за задержку оплаты выполненных работ. Эту лазейку в законе сегодня нередко используют для вымогательства денег у подрядчиков за приёмку.
В качестве оборонительных мер против главной проблемы коррупции — сговора — в России будут переходить на «смарт-контракты», было заявлено на совещании. Так называемые «умные» договоры подразумевают максимальную автоматизацию всех процедур, поскольку компьютер денег не берет. Начальная минимальная цена контракта будет рассчитываться на специальном калькуляторе, а затем рассылаться всем исполнителям, зарегистрированным в единой системе данных.
Спасибо прессе
Ожидаются новшества и в части прозрачности данных о чиновниках, уволенных в связи с утратой доверия. Их реестр правительство ведет не так давно — с 1 января 2018 года. Однако, на сегодняшний день руководители не расшифровывают причины внеплановой отставки своих подчиненных, зачастую ограничиваясь лишь указанием статьи КОАП. Такое положение дел изменят уже со следующего месяца, сообщил начальник отдела по профилактике коррупционных правонарушений Аппарата правительства РФ Юрий Лукин.
Кстати, среди причин этого нововведения Лукин назвал многочисленные запросы СМИ, которые интересуются, за какие именно проступки получают «волчий билет» госслужащиие.
Напомним, в конце ноября в Москве состоялся ежегодный семинар-совещание по вопросам противодействия коррупции для представителей регионов России. Об итогах первого и второго дня работы семинара — в материалах ПАСМИ «Промахи, успехи и новации: администрация Кремля подводит итоги борьбы с коррупцией» и «Дальше от власти, ближе к силовикам и больше смелости — итоги антикоррупционного практикума от Кремля»
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале