Сообщить
о коррупции
Сообщить
о коррупции
Сообщить
о коррупции

Кудрин вскрыл трехмиллиардную схему с самолётами Путина

Счетная палата выявила покупку подержанных воздушных судов под видом новых

Специальный летный отряд «Россия» получил по госконтракту на строительство двух воздушных судов стоимостью почти 3 миллиарда рублей бывшие в употреблении самолеты, которые хотели, но не смогли продать частной лаосской авиакомпании. Как выяснила Счетная палата, лайнеры поступили с многочисленными дефектами, которые могут повлиять на безопасность авиаперевозок высшего руководства России.

Несвежая закупка

8 ноября 2014 года между Управлением делами президента РФ и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» был заключен госконтракт  на создание двух самолетов RRJ-95B (Сухой-Суперджет) для ФГБУ «Специальный летный отряд „Россия“». Стоимость контракта составила 2 млрд 836 млн рублей, средства были выделены по федеральной адресной инвестиционной программе.

24 июня 2016 года в СЛО «Россия» поступили два воздушных судна указанной модели с бортовыми номерами RA-89039 и RA-89040. Правда, как отмечается в докладе Счетной палаты, который имеется в распоряжении ПАСМИ, о создании самолетов в данном случае говорить не приходится — оба лайнеры оказались бывшими в употреблении, и их эксплуатация началась задолго до заключения контракта с ОАК.

Детальное изучение формуляров показало, что вспомогательная силовая установка № Р-836, установленная на «Суперджете» с бортовым номером RA-89039, была изготовлена в Канаде 17 июля 2012 года, ее налет на момент поставки составил 132 часа. Начало эксплуатации планера с заводским номером 95030 — 19 августа 2012 года, налет — 54 часа. Начало эксплуатации авиадвигателя № 146162 — 17 мая 2013 года, налет на момент поставки 66 часов. Второй авиадвигатель — № 146156 — был в эксплуатации с 12 декабря 2013 года, его налет составил 69 часов.

Аудиторы выяснили, что указанный самолет поступил в президентский авиаотряд с вмятиной на обшивке фюзеляжа на правом борту размером 25×10×0,2 мм. А по данным бортового журнала воздушного судна, в первые два месяца его эксплуатации в СЛО «Россия» зафиксированы многочисленные неисправности, которые могут повлиять на безопасность полетов. Среди них — капельная течь тормозной жидкости из под поршня тормозного устройства внутреннего колеса правой оси; следы керосина на перроне под дренажной магистралью створок капота вентилятора; ошибки датчика-сигнализатора оледенения.

Второе воздушное судно также оказалось далеко не новым. Дата изготовления ВСУ № Р-853 — 26 декабря 2012 года, налет на момент поставки — 94 часа. Начало эксплуатации планера № 95037 — 23 декабря 2013 года, налет 48 часов. Начало эксплуатации авиадвигателей № 146174 и № 146175 указано с 18 июня 2013 года, налет на момент поставки — 54 часа.

В первые два месяца эксплуатации этого самолета также зафиксированы неисправности: капельная течь тормозной жидкости из под поршня тормозного устройства внутреннего колеса правой оси; порванные защитные кожухи динамиков гарнитуры экипажа; пониженное давление в стояночном тормозе; повышенный шум вентилятора в салоне первого пассажира; течь топлива по крышке люка.

Лаосу не подошло, а Путину — сгодится

Счетная палата проследила историю данных воздушных судов, и выяснилось, что они первоначально строились для лаосской авиакомпании «Lao Central». По данным национального аэрокосмического журнала «Взлет», указанные «Суперджеты» в августе 2013 года были готовы к поставке в Лаос. Оба самолета получили лаосские бортовые номера RDPL-34196 и RDPL- 34197, один из них даже успели окрасить в цвета перевозчика, но в связи с ухудшением финансового состояния лаосской авиакомпании поставки лайнеров не состоялись.

Фото: Лысцева Марина

Вопрос с «ненужными» самолетами был решен просто и изящно — они были переданы летному отряду президента в рамках госконтракта, в котором в графе «наименование закупки» четко прописано «Создание двух самолетов Суперджет-100 (RRJ-95)».

Счетная палата также обращает внимание на аналогичное нарушение, допущенное СЛО «Россия» в 2012. году Тогда Управлением делами президента также в рамках федеральной адресной инвестиционной программы приобрело для отряда два воздушных судна Airbus А-319 с бортовыми номерами RA-73025 и RA-73026. На пункт программы «Создание двух самолетов иностранного производства» из бюджета было выделено 6 млрд 727 млн руб.

И, как в случае с «Суперджетами», лайнеры оказались не очень новыми. Согласно формулярам, налет на момент приобретения самолетов составлял 158 часов и 78 часов соответственно. Для сравнения Счетная палата отмечает, что средний налет за год воздушного судна Ил 96-300 — 308 часов.

Счетная палата РФ в октябре-ноябре 2018 года провела плановую проверку эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных Управлению делами президента РФ в 2016 — 2017 годах на обеспечение деятельности ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия». Итоги проверки изложены в акте, который имеется в распоряжении ПАСМИ. Объем документа — около 200 страниц.

Основной целью деятельности отряда является оказание услуг, связанных с авиаперевозками президента РФ Владимира Путина, главы правительства Дмитрия Медведева, спикеров палат российского парламента Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина, председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, генерального прокурора Юрия Чайки, председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, главы Администрации президента Антона Вайно и министра иностранных дел Сергея Лаврова.

Основным источником финансирования СЛО «Россия» являются выделяемые из бюджета РФ субсидии.

Подробнее о скандалах в президентском летном отряде «Россия» — в подборке ПАСМИ.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

Бизнес не в законе — дискуссия экспертов по статье о преступном сообществе

Аспекты обвинения предпринимателей по статье 210 УК РФ обсуждались на совете при бизнес-омбудсмене Москвы

Глава Росалкоголя - преступление без наказания

Суд решает вопрос об аресте замглавы Росалкоголя

Зачистки ФСБ в Росалкоголе: за что должны ответить наследники разыскиваемого Чуяна

Общеизвестные секреты теневого алкогольного рынка

Суд выбрал для домашний арест для и.о. главы управления РАР по ЦФО

Второй за сутки замглавы РАР задержан сотрудниками ФСБ

Читать все материалы

Жертва ФСБ и Росалкоголя ждет справедливости от Лебедева и Чайки

Борис Титов просит генпрокурора помочь заочно арестованным бизнесменам

Борьба с коррупцией — оценивает общество

Лишь 3% россиян наблюдали использование служебного положения полицейскими в личных целях

Около трети россиян поддерживают уголовное преследование ФБК

Более 15% россиян не готовы отказаться от подарков чиновникам и сообщать о коррупции

Генпрокуратура назвала лидеров по уровню коррупции — силовики, суды, исполнительная власть

Читать все материалы

Роскошная жизнь в нищих регионах — как губернаторствуют охранники Путина

Назначение силовиков главами субъектов федерации приводит лишь к обогащению их ближайшего окружения

Московским предпринимателям помогут помириться без суда

Столичный бизнес-омбудсмен представляет новый проект

Министр по офшорам — Абызов вывел за рубеж 860 миллионов долларов

У арестованного экс-министра нашли сеть зарубежных компаний, финансируемых через шведский банк

Коррупционные скандалы в Минобороны

Минобороны через суд взыскивает 2 млрд рублей с производителя ракет «Союз»

При постройке военных городков в Чечне у Минобороны похитили 35 млн рублей

Двое свидетелей по делу о контрабанде оптики уехали в Израиль

Бастрыкин не прислушался к жалобам арестованного экс-главы ЦСКА на генералов СКР

Читать все материалы

Замашки Ковальчука — друг Путина отнял у жителей 50 га леса

Олигарх хочет вдвое увеличить дачный участок в Ленинградской области