Сообщить о коррупции Рубрики
Подписывайтесь на наш Telegram

ТОП 5

Пять гостиниц, кинотеатр и особнячок в Вене — чем можно разжиться за бесценок у Собянина 88773 Итоги дня: поместье генерала ФСО, квартира сына генерала ФСБ и новое дело «Росгосстраха» 62986 Бюджетные миллиарды в «молоко» — крупнейший агрохолдинг в России на пути к банкротству 52473 Депутат-мажор: папа из Кремля и быстрая политическая карьера 46819 Кремль решил судьбу Бортникова и Колокольцева 38704

VIP-интерьер вместо надежности: кто и как модернизирует «Сухой Суперджет»

Более 650 млн рублей потратили на разработку дизайна самолета и немногим больше — на закупку запасных частей

Скришот видео СК РФ

Катастрофа пассажирского лайнера Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево унесла жизни 41 человека. Чиновники поспешили сообщить, что отказываться от использования суперджетов не будут. В социальных сетях и телеграм-каналах это объясняют тем, что в разработку отечественного самолета было вложено слишком много денег, и отстранять его от полетов не станут, даже несмотря на риск человеческих жертв. PASMI выяснило, что дорого обошлись не только разработка и производство Sukhoi Superjet. Минпромторг и компании-эксплуатанты ежегодно тратят сотни миллионов на создание ВИП-интерьеров для самолета и научно-исследовательские работы.

Трагедия в Шереметьево

5 мая в результате жесткой посадки в аэропорту Шереметьево загорелся пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100 или RRJ-95), выполнявший рейс «Аэрофлота» Москва-Мурманск . На борту было 78 пассажиров и членов экипажа, 41 человек погиб.

Следственный комитет среди версий произошедшего называет недостаточную квалификацию пилотов и неисправность воздушного судна. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Министр транспорта Евгений Дитрих, руководящий комиссией по расследованию обстоятельств катастрофы, заявил, что оснований для прекращения эксплуатации суперджетов нет — при том, что в последние годы зафиксировано несколько происшествий с участием этих самолетов. Так, осенью 2018-го Superjet при посадке в Якутске выкатился с ВПП на 250 метров, после чего самолет пришлось списать. Тогда вину возложили на аэропортовые службы.

В отчете «Аэрофлота» о состоянии безопасности полетов от февраля 2018 года, с которым ознакомилась «Русская служба BBC», говорилось, что суперджеты считают менее безопасными, чем самолеты Airbus и Boeing.

Плавающая цена

«Аэрофлот» получил в лизинг 20 суперджетов по итогам Международного авиационно-космического салона МАКС в июле 2017 году. Соглашение заключалось с компанией «ВЭБ-Лизинг»  в присутствии президента РФ Владимира Путина. По информации, размещенной на официальном сайте «ВЭБ-Лизинга», сумма сделки составила $702 млн.

PASMI обнаружило, что на деле она была значительно выше — $945 млн. Такая сумма указывалась в документации к закупке лайнеров, которую «Аэрофлот» разместил спустя месяц после договоренности с «ВЭБ-Лизинг». Почему стоимость лизинга возросла, в материалах не уточнялось.

Суперджет для Путина

Помимо гражданских авиакомпаний, SSJ-100 использует подчиняющееся Управлению делами президента ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия», которое обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых лиц страны.

Отряд старается поддерживать летную годность самолетов: на эти цели, начиная с 2018 года из бюджета выделили порядка 200 млн рублей, подсчитало PASMI. Сюда включены поставки бортовых самописцев, защитных блоков для двигателей, маяков предупреждений и бортовых информационных систем. Кроме того, ФГБУ периодически заказывает переподготовку бортпроводников и обучение инженерно-технического персонала.

Ранее PASMI писало о многочисленных нарушениях в ФГБУ, которые обнаружила Счетная палата. Среди них — покупка организацией двух подержанных SSJ-100 под видом новых. На эту закупку было выделено около 3 млрд рублей.

Модернизация для «Сухого»

Министерство промышленности и торговли четырежды заказывало модернизацию SSJ-100: всего месяц назад 3,5 млрд рублей выделили на научно-исследовательские и конструкторские работы по программе «Сухой-Суперджет» в модификации с «максимальным импортозамещением компонентов и систем».

В августе 2018-го ведомство планировало улучшить характеристики надежности самолета «с целью обеспечения перспективных требований рынка» — на это из бюджета ушло 1,9 млрд рублей.

В 2017-м проводились опытно-экспериментальные работы по усовершенствованию самолета стоимостью 554 млн рублей и разработка «ключевых технологий в целях формирования научно-технического задела» — более чем на 800 млн рублей.

«Аэрофлот» также выделяет средства на модернизацию лайнеров и повышение квалификации специалистов. Так, в конце 2018-го «внучатая» компания «Аэрофлота» — ООО «А-Техникс» — заключила с Егорьевским авиационным техническим колледжем им. В. П. Чекалова договор на переподготовку сотрудников стоимостью 10,6 млн рублей. Незадолго до этого сайт AviaEspresso.ru предполагал, что «А-Техникс» планирует выйти на техобслуживание Sukhoi Superjet за счет получения специалистами квалификаций техников-механиков и техников-авиоников.

Одновременно с этим «Аэрофлот» поручил «А-Техникс» проведение оперативного технического обслуживания воздушных судов типа RRJ до 2025 года. За оказание услуг компания должна получить 2 млрд рублей.

По данным «СПАРК-Интерфакс», «А-Техникс» была создана в 2015 году, ее основной вид деятельности — ремонт и техобслуживание летательных аппаратов. Компания, как следует из вакансий на сайте HeadHanter, в апреле активно набирала инженеров и авиатехников для обслуживания SSJ-100 в аэропортах Шереметьево и Внуково.

Акцент — на дизайн

АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), которое разрабатывало SSJ-100, продолжает модернизацию воздушных судов. Одна из последних закупок компании касалась разработки и изготовления VIP-интерьера пассажирского салона SSJ-100 на 169 млн рублей. Победителем аукциона стала казанская компания «Тулпар Интерьер Групп», входящая в группу компаний Азата Хакима, бывшего топ-менеджера АО «Международный аэропорт Казань».

Полугодом ранее ГСС также заказывали разработку и изготовление интерьера повышенной комфортности пассажирского салона самолета — цена контракта составила 518 млн рублей, он был заключен все с тем же «Тулпар Интерьер Групп».

Для сравнения: в 2017 году ГСС заключили два контракта в общей сумме на 1 млрд рублей на изготовление запасных частей для SSJ-100.

Между тем авиаэксперты называют самыми слабыми местами самолета не интерьер, а двигатели и шасси. С декабря 2018-го ГСС формирует перечень поставщиков для дальнейшего сотрудничества в рамках модернизации SSJ-100: разработка опор для шасси, системы управления тормозами колес, аварийно-спасательных трапов. Вдобавок ГСС привлекли Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) к «проведению работ по главному изменению типовой конструкции самолета SSJ-100 в части развития бортового оборудования».

Справка:

Sukhoi Superjet 100 — ближнемагистральный самолет, предназначенный для полетов на расстояния до 4600 километров. Был разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого». Является первым произведенным российским самолетом после распада СССР. Вместе с тем, Superjet на 50% и более состоит из иностранных комплектующих.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

ТОП 5

Пять гостиниц, кинотеатр и особнячок в Вене — чем можно разжиться за бесценок у Собянина 88773 Итоги дня: поместье генерала ФСО, квартира сына генерала ФСБ и новое дело «Росгосстраха» 62986 Бюджетные миллиарды в «молоко» — крупнейший агрохолдинг в России на пути к банкротству 52473 Депутат-мажор: папа из Кремля и быстрая политическая карьера 46819 Кремль решил судьбу Бортникова и Колокольцева 38704

От прокурорской мести полицейским до тайн Газпрома

Журналистские расследования: итоги недели 9-15 сентября

Глава Росалкоголя - преступление без наказания

У экс-главы РАР Чуяна арестовали недвижимость на 260 млн рублей

Извините, ошиблись: четыре года ссылки для жертвы Росалкоголя, судей и ФСБ

Генпрокурор проверит дело о взятках чекистов и служителей Фемиды

Сотрудники РАР стали фигурантами дела о воспрепятствовании бизнесу

Алкогольное опьянение ФСБ: кто курирует теневой рынок после Чуяна

От перестановки глав РАР схемы не меняются

Читать все материалы

Абсурдные приговоры коррупционерам: Вы в курсе, Вячеслав Лебедев?

Как служители Фемиды поощряют взяточников и расхитителей бюджетов

Борьба с коррупцией — оценивает общество

Давление на предпринимателей не снижается — бизнес-омбудсмен не справляется

Опросы общественного мнения показывают печальные итоги защиты бизнеса в России

Две трети россиян сочли обычной практикой фальсификацию полицией «наркотических» дел

Опять двойка: общество не оценило антикоррупционных усилий Путина

Опрос показал — россияне не верят в эффективность действий президента в борьбе с коррупцией

Реформа ФСБ — все ждут, никто не верит

Общество уверено в необходимости чистки рядов спецслужб

Читать все материалы

Любимчики Алексея Миллера — кто наживает миллиарды на газовой госкорпорации

«Газпром» дает больше выгоды подрядчикам и лоббистам, чем родному государству

Как силовики отчитались перед Москвой: массовое отравление на авиазаводе не раскрыто

Полиция угрозами выбила явку с повинной вместо объективного расследования

Коррупционные скандалы в Минобороны

Экс-замкомандующего армии в Забайкалье навымогал мелких взяток на пять лет колонии

Минобороны требует 600 млн рублей с двух осужденных за злоупотребления офицеров

Крупного инженера из Минобороны заставили расплатиться за взятку деньгами

Ни за газ и ни за свет: Шойгу берет пример с Сердюкова

Коммунальщики годами воюют со структурами Минобороны из-за многомиллиардных задолженностей

Читать все материалы

Лебедев или Медведев: для кого освободили кресло главного судьи РФ

В чем причины досрочного объявления о вакансии на должность председателя ВС РФ

От коммунальных долгов Шойгу до миллиардеров в ФСО и мэрии Собянина

Журналистские расследования: итоги недели 2-8 сентября