Сообщить о коррупции Рубрики
Подписывайтесь на наш Telegram

ТОП 5

Пятиэтажка, автотуннель, гора и озеро — Сечин строит поместье за 20 миллиардов 66571 Последний патрон для генералов ФСБ Ткачева и Дорофеева 57168 Скромность не вписалась в декларацию: у главы Генштаба нашли 100-миллионную недвижимость 29021 Жена главы ВТБ пристроит к поместью водохранилище 23084 Чайка против ФСБ: вместо уголовного дела — новая должность 21306

VIP-интерьер вместо надежности: кто и как модернизирует «Сухой Суперджет»

Более 650 млн рублей потратили на разработку дизайна самолета и немногим больше — на закупку запасных частей

Скришот видео СК РФ

Катастрофа пассажирского лайнера Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево унесла жизни 41 человека. Чиновники поспешили сообщить, что отказываться от использования суперджетов не будут. В социальных сетях и телеграм-каналах это объясняют тем, что в разработку отечественного самолета было вложено слишком много денег, и отстранять его от полетов не станут, даже несмотря на риск человеческих жертв. PASMI выяснило, что дорого обошлись не только разработка и производство Sukhoi Superjet. Минпромторг и компании-эксплуатанты ежегодно тратят сотни миллионов на создание ВИП-интерьеров для самолета и научно-исследовательские работы.

Трагедия в Шереметьево

5 мая в результате жесткой посадки в аэропорту Шереметьево загорелся пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100 или RRJ-95), выполнявший рейс «Аэрофлота» Москва-Мурманск . На борту было 78 пассажиров и членов экипажа, 41 человек погиб.

Следственный комитет среди версий произошедшего называет недостаточную квалификацию пилотов и неисправность воздушного судна. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Министр транспорта Евгений Дитрих, руководящий комиссией по расследованию обстоятельств катастрофы, заявил, что оснований для прекращения эксплуатации суперджетов нет — при том, что в последние годы зафиксировано несколько происшествий с участием этих самолетов. Так, осенью 2018-го Superjet при посадке в Якутске выкатился с ВПП на 250 метров, после чего самолет пришлось списать. Тогда вину возложили на аэропортовые службы.

В отчете «Аэрофлота» о состоянии безопасности полетов от февраля 2018 года, с которым ознакомилась «Русская служба BBC», говорилось, что суперджеты считают менее безопасными, чем самолеты Airbus и Boeing.

Плавающая цена

«Аэрофлот» получил в лизинг 20 суперджетов по итогам Международного авиационно-космического салона МАКС в июле 2017 году. Соглашение заключалось с компанией «ВЭБ-Лизинг»  в присутствии президента РФ Владимира Путина. По информации, размещенной на официальном сайте «ВЭБ-Лизинга», сумма сделки составила $702 млн.

PASMI обнаружило, что на деле она была значительно выше — $945 млн. Такая сумма указывалась в документации к закупке лайнеров, которую «Аэрофлот» разместил спустя месяц после договоренности с «ВЭБ-Лизинг». Почему стоимость лизинга возросла, в материалах не уточнялось.

Суперджет для Путина

Помимо гражданских авиакомпаний, SSJ-100 использует подчиняющееся Управлению делами президента ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия», которое обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых лиц страны.

Отряд старается поддерживать летную годность самолетов: на эти цели, начиная с 2018 года из бюджета выделили порядка 200 млн рублей, подсчитало PASMI. Сюда включены поставки бортовых самописцев, защитных блоков для двигателей, маяков предупреждений и бортовых информационных систем. Кроме того, ФГБУ периодически заказывает переподготовку бортпроводников и обучение инженерно-технического персонала.

Ранее PASMI писало о многочисленных нарушениях в ФГБУ, которые обнаружила Счетная палата. Среди них — покупка организацией двух подержанных SSJ-100 под видом новых. На эту закупку было выделено около 3 млрд рублей.

Модернизация для «Сухого»

Министерство промышленности и торговли четырежды заказывало модернизацию SSJ-100: всего месяц назад 3,5 млрд рублей выделили на научно-исследовательские и конструкторские работы по программе «Сухой-Суперджет» в модификации с «максимальным импортозамещением компонентов и систем».

В августе 2018-го ведомство планировало улучшить характеристики надежности самолета «с целью обеспечения перспективных требований рынка» — на это из бюджета ушло 1,9 млрд рублей.

В 2017-м проводились опытно-экспериментальные работы по усовершенствованию самолета стоимостью 554 млн рублей и разработка «ключевых технологий в целях формирования научно-технического задела» — более чем на 800 млн рублей.

«Аэрофлот» также выделяет средства на модернизацию лайнеров и повышение квалификации специалистов. Так, в конце 2018-го «внучатая» компания «Аэрофлота» — ООО «А-Техникс» — заключила с Егорьевским авиационным техническим колледжем им. В. П. Чекалова договор на переподготовку сотрудников стоимостью 10,6 млн рублей. Незадолго до этого сайт AviaEspresso.ru предполагал, что «А-Техникс» планирует выйти на техобслуживание Sukhoi Superjet за счет получения специалистами квалификаций техников-механиков и техников-авиоников.

Одновременно с этим «Аэрофлот» поручил «А-Техникс» проведение оперативного технического обслуживания воздушных судов типа RRJ до 2025 года. За оказание услуг компания должна получить 2 млрд рублей.

По данным «СПАРК-Интерфакс», «А-Техникс» была создана в 2015 году, ее основной вид деятельности — ремонт и техобслуживание летательных аппаратов. Компания, как следует из вакансий на сайте HeadHanter, в апреле активно набирала инженеров и авиатехников для обслуживания SSJ-100 в аэропортах Шереметьево и Внуково.

Акцент — на дизайн

АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), которое разрабатывало SSJ-100, продолжает модернизацию воздушных судов. Одна из последних закупок компании касалась разработки и изготовления VIP-интерьера пассажирского салона SSJ-100 на 169 млн рублей. Победителем аукциона стала казанская компания «Тулпар Интерьер Групп», входящая в группу компаний Азата Хакима, бывшего топ-менеджера АО «Международный аэропорт Казань».

Полугодом ранее ГСС также заказывали разработку и изготовление интерьера повышенной комфортности пассажирского салона самолета — цена контракта составила 518 млн рублей, он был заключен все с тем же «Тулпар Интерьер Групп».

Для сравнения: в 2017 году ГСС заключили два контракта в общей сумме на 1 млрд рублей на изготовление запасных частей для SSJ-100.

Между тем авиаэксперты называют самыми слабыми местами самолета не интерьер, а двигатели и шасси. С декабря 2018-го ГСС формирует перечень поставщиков для дальнейшего сотрудничества в рамках модернизации SSJ-100: разработка опор для шасси, системы управления тормозами колес, аварийно-спасательных трапов. Вдобавок ГСС привлекли Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) к «проведению работ по главному изменению типовой конструкции самолета SSJ-100 в части развития бортового оборудования».

Справка:

Sukhoi Superjet 100 — ближнемагистральный самолет, предназначенный для полетов на расстояния до 4600 километров. Был разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого». Является первым произведенным российским самолетом после распада СССР. Вместе с тем, Superjet на 50% и более состоит из иностранных комплектующих.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

ТОП 5

Пятиэтажка, автотуннель, гора и озеро — Сечин строит поместье за 20 миллиардов 66571 Последний патрон для генералов ФСБ Ткачева и Дорофеева 57168 Скромность не вписалась в декларацию: у главы Генштаба нашли 100-миллионную недвижимость 29021 Жена главы ВТБ пристроит к поместью водохранилище 23084 Чайка против ФСБ: вместо уголовного дела — новая должность 21306

Коттеджи вместо леса — тайная инициатива министра Кобылкина

Минприроды разработал законопроект, позволяющий застроить земли лесного фонда

Судьба прокурора: пост от Путина или дело от Бастрыкина

Проверяемого на преступную деятельность прокурора Ямала пытаются спасти новой должностью

Глава Росалкоголя - преступление без наказания

Экс-глава РАР сбежал, «короли портвейна» процветают

Подчиненные Игоря Чуяна не дали умереть теневому алкогольному рынку

Заявителя по делу экс-главы Росалкоголя Чуяна обвиняют в миллиардных махинациях

Запутанные схемы и сложные отношения российских водочных королей

Десять лет коррупции Игоря Чуяна: ошибка Путина и провал ФСБ

Топ расследований ушедшего года — дело Росалкоголя

Когда глава Росалкоголя пресечет нелегальные доходы Чуяна, разыскиваемого СКР

Рынок паленого алкоголя остается под контролем обвиняемого в коррупции экс-главы РАР

Читать все материалы
Борьба с коррупцией — оценивает общество

Две трети россиян сочли обычной практикой фальсификацию полицией «наркотических» дел

Опять двойка: общество не оценило антикоррупционных усилий Путина

Опрос показал — россияне не верят в эффективность действий президента в борьбе с коррупцией

Реформа ФСБ — все ждут, никто не верит

Общество уверено в необходимости чистки рядов спецслужб

«Левада-центр»: россияне не считают аресты высокопоставленных чиновников борьбой с коррупцией

Читать все материалы

Сподвижники Черкалина в МВД: угрозы, вымогательство и статья для банкира

Взаимовыручка силовиков — как ФСБ прикрывало коррупцию в полиции

Домик у моря: глава Мосгоризбиркома не смог спрятать недвижимость в Хорватии

Фонд борьбы с коррупцией обнаружил у Валентина Горбунова две квартиры на Адриатическом побережье

Незамеченная клевета: как подчиненные Бастрыкина прикрывают высокопоставленного судью

Следователи не увидели признаков преступления в заявлении на главу Арбитражного суда Белгородской области

Коррупционные скандалы в Минобороны

Чугунные полы за 82 млн рублей для Храма ВС поставит ИП без опыта

Экс-начальник филиала медцентра Минобороны обвинен в создании ОПС

Онкологической больной фигурантке дела «Оборонсервиса» опять отказано в УДО

Где, с кем и за какие деньги купили элитную недвижимость российские силовики

Обзор владений высокопоставленных чекистов и военных

Читать все материалы

Пытки по пятибалльной шкале — новое видео из ярославской колонии

ФСИН проверит информацию об истязаниях заключенных в скандально известной ярославской ИК-1

Переплата за дружбу: мэр Собянин не пожалел для олигарха Евтушенкова 700 млн из казны

Столичная администрация переплачивает втридорога за полеты чиновников на VIP-джетах