Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Алексей Улюкаев: министр — взяточник — библиотекарь

Вспоминаем самый громкий коррупционный скандал в новейшей истории России

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Два года назад, 14 ноября 2016 года, произошло самое громкое задержание в России последних лет. У головного офиса «Роснефти» в Москве сотрудники ФСБ остановили машину министра экономического развития Алексея Улюкаева, изъяв у него $2 млн, которые ему в закрытой на ключ сумке передал глава нефтяной госкорпорации Игорь Сечин. Федерального чиновника самого высокого уровня взяли с поличным в момент получения взятки — новость мигом подхватили СМИ, но не безоговорочно. До сих пор, уже после вынесения обвинительного приговора и отправки Улюкаева в колонию, версии о том, что же все-таки произошло в тот вечер, разнятся — Улюкаев предстает не только коррупционером, но и жертвой провокации со стороны одиозного Сечина.

За два года со дня задержания Алексей Улюкаев прошел многочисленные допросы, годовой арест, почти два десятка судебных заседаний, «Матросскую тишину» и этап в колонию. Сейчас бывший министр отбывает восьмилетний срок в колонии строгого режима в Тверской области, работает тюремным библиотекарем и «скучает по родным».

Сечинский подарочек

Как стало известно уже на суде, к задержанию Улюкаева спецслужбы готовились две недели, получив заявление главы «Роснефти» Игоря Сечина о якобы имевшем место факте вымогательства у него взятки главой Минэкономразвития. Обратиться в ФСБ Сечина надоумил глава корпоративной службы безопасности, генерал ФСБ Олег Феоктистов, которому Сечин рассказал о «требовании взятки» после саммита БРИКС, который состоялся в Гоа в середине октября 2016 года.

Из показаний Сечина следует, что Улюкаев «вымогал» у него взятку, просто показав ему два пальца, что он лично воспринял как сумму $2 млн. Допрошенные на суде свидетели не смогли подтвердить, что Улюкаев вообще как-либо жестикулировал Сечину. Интересен и тот факт, что Феоктистов проработал в «Роснефти» довольно короткий период времени, совпавший с задержанием Улюкаева и началом расследования его уголовного дела.

14 ноября 2016 года Сечин сам пригласил Улюкаева к себе в офис, пообещав ему экскурсию, что подтверждается имеющимися в деле аудиозаписями переговоров, однако, согласно показаниям главы «Роснефти», это Улюкаев якобы назначил ему встречу. Суд на эти разногласия между показаниями Сечина и доказательствами внимания не обратил. Когда министр прибыл в офис, то Сечин вручил ему подарок — сумку, в которой, как позже пояснил Улюкаев, должно было быть обещанное ему ранее вино. В действительности, под видом подарка в руки министра попали $2 млн, обработанные спецраствором. Раствором оказалась обработана и сумка, так что Улюкаев запачкал руки, даже не коснувшись денег.

Улюкаева в тот же вечер доставили на допрос в Следственный комитет, где возбудили уголовное дело о получении взятки. Согласно официальной позиции ведомства, взятка полагалась за положительную оценку чиновником заключения, которое позволило «Роснефти» приобрести контрольный пакет акций «Башнефти».

Сдали, но не все

Сразу после возбуждения уголовного дела его прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, сказав, что предъявленное Улюкаеву обвинение «очень серьезное» и требует «очень серьезных доказательств», но, в итоге, сослался на то, что последнее слово скажет суд.

На следующий день президент Владимир Путин освободил Алексея Улюкаева от должности в связи с утратой доверия, а Басманный суд поместил его под домашний арест.

Глава правительства Дмитрий Медведев назвал дело Улюкаева экстраординарным для власти: «Для правительства и для власти в целом в стране это, конечно, экстраординарное событие. Случившееся необходимо расследовать самым тщательным образом, квалифицировать в строгом соответствии с действующим законодательством».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что в борьбе с коррупцией все равны, в том числе и министр, и неприкасаемых в России нет.

Зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская прокомментировала задержание Улюкаева словами «все тайное становится явным». «Поэтому чиновники, которые идут на коррупционное преступление — получение взятки, тем более вымогательство взятки, прекрасно должны понимать, что наказание неминуемо», — сказала Поклонская.

Но были и те, кто не поверил в глупость министра — вымогать взятку у давнего друга и соратника президента, — и предположил, что настоящая причина уголовного преследования Улюкаева кроется в другом. Так, глава РСПП Александр Шохин заявил, что обвинения, выдвигаемые в адрес главы министерства экономического развития РФ Алексея Улюкаева, выглядят странными.

«Бывает так, что высокопоставленные чиновники не без оснований задерживаются за получение взятки. В случае с Улюкаевым очень много вопросов, по крайней мере, вопросов, связанных и с мотивацией этой взятки, и с самим фактом — было, не было или это подозрение в том, что это могло быть. Надо быть безумцем, чтобы спустя месяц после того, как одобрение сделки, и формальное юридическое, и политическое, состоялись, угрожать «Роснефти» чем-то и вымогать 2 миллиона долларов у Игоря Ивановича Сечина, фактически одного из самых влиятельных людей в нашей стране», — сказал Шохин.

В опрометчивости коллеги усомнился и бывший министр финансов Алексей Кудрин, призвавший провести объективное расследование, и глава «Роснано» Анатолий Чубайс, который резонно заметил, что СКР транслировал версию лишь одной стороны — о «вымогательстве взятки», — а версию самого Улюкаева на тот момент никто так и не услышал.

Зачем и за что

Улюкаев почти сразу согласился сотрудничать со следствием, но не стал признавать свою вину, а задержание назвал результатом провокации со стороны Сечина. Расследование его дела поручили следователю Роману Нестерову, известному тем, что он вел дело «Ив Роше» против оппозиционера Алексея Навального и его брата Олега Навального. В «профессионализме» назначенного следователя и его мотивированности сомневаться не приходилось. После ареста самого Улюкаева следствие перешло к аресту его имущества.

Версий о настоящих причинах уголовного преследования экс-министра было названо множество — от нелегальной приватизации и борьбы с теневой экономикой до «наезда» силовиков на либеральный блок в правительстве и мести Сечина за негативные отзывы Улюкаева о поглощении компании «Башнефть» «Роснефтью» по низкой цене.

Еще одной из наиболее вероятных версий, за что задержали, а потом и посадили министра экономики, стала разумная позиция Улюкаева в ситуации с продажей 19,5% акций «Роснефти», львиная доля которых в итоге перешла под контроль китайской компании. Сделка была совершена с прямым нарушением запрета Владимира Путина на использование в ходе приватизации средств российских банков. Глава ВТБ Андрей Костин одобрил кредит компании, созданной для покупки акций «Роснефти» по завышенной цене. Все эти невыгодные сделки для России Улюкаев мог пресечь, доложив президенту, но его задержали при сомнительных обстоятельствах, а Сечин выкроил на этом 18 млрд рублей.

На протяжении всего следствия СКР постоянно ходатайствовал о продлении домашнего ареста Улюкаева, неизменно продавливая эту позицию в суде. Арестованный министр переносил свою неволю стоически, давая небольшие комментарии СМИ во время судебных заседаний, рассказывая о том, какие книги прочитал и как поддерживает себя в форме.

Без главного свидетеля

Ярким моментом судебного процесса по делу Улюкаева стала изворотливость Игоря Сечина, который ни разу не явился на допрос в суд, многократно проигнорировав судебные повестки. Все время он ссылался на занятость и то, что все показания уже дал следствию. Впрочем, большинство наблюдателей процесса сделали вывод, что нефтяной топ-менеджер просто побоялся острых вопросов от адвокатов Улюкаева и самого подсудимого, так как материалы дела насыщены ошибками и нестыковками, или же просто забыл, что именно он говорил ранее.

На суде Улюкаев неоднократно заявлял, что его дело является результатом фальсификации, а в отношении него была совершена провокация ФСБ с подачи Сечина и Феоктистова. Также он назвал настоящую причину, по которой его «подставили».

Бизнес-омбудсмен Борис Титов, комментируя судебный процесс, заявил, что исходя из того, как ведут себя обвинение и суд, можно сделать вывод о том, что это «политический процесс».

В своем последнем слове Алексей Улюкаев акцентировал внимание на ангажированности обвинения, которое игнорировало все доказательства его невиновности и лишь поддерживало позицию Сечина.

«Я, конечно, не учился на первом курсе юрфака, но по-моему постоянное употребление слов «очевидно», «несомненно» и «достоверно» указывает только на недостаточность доказательств. Вот он [гособвинитель] говорит: «достоверно и несомненно Улюкаев потребовал взятку у Сечина». Почему достоверно? Со слов одного человека другому человеку? Вот так достоверность, вот так несомненность и вот так очевидность», — сказал Улюкаев.

Также он признал себя виновным в том, что слишком часто шел на компромиссы и «крутился в бюрократическом хороводе».

«История меня оправдает. Жернова истории мелят медленно, но неумолимо. И последнее. Хочу признать себя виновным. Я виноват в том, что слишком часто шел на компромиссы, шел по легкому пути​, пытался выстраивать отношения, лицемерил, крутился в бюрократическом хороводе. Только когда сам попадаешь в беду, начинаешь понимать, как тяжело на самом деле живут люди. А когда у тебя есть вес, то просто отворачиваешься. Простите меня, люди. Как бы ни сложилась моя судьба, остаток жизни я посвящу отстаиванию интересов людей»​, — сказал Улюкаев.

Прокурор просил для подсудимого 10 лет колонии, но суд остановился на 8 годах колонии строгого режима со штрафом, равном сумме взятки.

Кудрин назвал приговор жестоким, а почти четверть россиян, как показал опрос «Левада-центра», посчитали его «заказным».

Верите ли вы, что Алексей Улюкаев стал жертвой провокации?

Похожую позицию высказали и читатели ПАСМИ. 78% опрошенных утвердительно ответили на вопрос «Считаете ли вы, что Алексей Улюкаев стал жертвой провокации?» 14% придерживаются противоположного мнения, 8% ответить затруднились.

Книги и йога

Уже отбывая срок в ИК-1 УФСИН по Тверской области, бывший глава Минэкономразвития написал письмо в News.ru, в котором рассказал о своей работе в библиотеке, занятиях спортом и тоске по родным.

«Библиотека здесь хорошая — более 15 тысяч книг, в основном художественных. Есть отличные издания русской классики — Чехов, Пушкин, Толстой, Гончаров — академические издания 30-х—50-хх годов прошлого века. Неплохо представлена и современная литература 20-го века: Набоков, Платонов, Солженицын, Довлатов, Бродский, Камю, Сартр, Кафка, Оруэлл, Джойс, Эко и др. Более 300 читателей. Причем читают не только детективы и фэнтези, но и серьезные книги названных и иных серьезных авторов. Бывают и довольно интересные обсуждения. Физическую форму поддерживаю обыкновенной зарядкой на свежем воздухе: приседания, наклоны, отжимания и так далее. С йогой сейчас похуже — негде заниматься, но отдельные элементы в зарядку включаю. Судить о теперешнем состоянии экономики было бы с моей стороны безответственно — я не располагаю необходимой для этого информацией», — приводит издание выдержки из письма.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале