Собянин и Воробьев лишают жителей Москвы и Подмосковья чистого воздуха
Вырубка лесных массивов в столичном регионе привела к исчезновению «зеленых легких» Москвы
Несмотря на приятие законодательных актов, якобы защищающих лесные богатства, реалии таковы, что Москва и Подмосковье за последние годы потеряли десятки тысяч гектаров леса. Теперь на месте лесных угодий коррумпированными властями и «большими людьми» построены дачи и жилые массивы, а в самих лесах трудно пройти, не наткнувшись, на забор.
Подмосковные ограждения от закона
За прошедшие 25—30 лет от 239,3 тыс. га общей площади лесов исчезло 68,6 тыс. га. Такие данные приводит прокуратура Московской области. Данные экологов пессимистичнее — в области «потерялось» 166 тыс. га леса.
«Ушлые граждане и коррумпированные местные власти нахально отхватили у государства значительную часть его собственности и, не моргнув глазом, продолжают строительство в лесозащитном поясе Москвы. Прихваченный лес сотнями гектаров губится ради новых бетонных джунглей, в которых нечем дышать. Пригородные леса уже трудно назвать лесами в полном смысле этого слова. Они застраиваются дачными поселками, в которых поселяется куча народу», — пишут «Новые Известия».
«Да вы оглядитесь вокруг. Тут что ни поселенец — то либо бизнесмен в законе, либо чиновник в авторитете. Сильные люди. Что может против них простой лесник?», — сказал изданию лесник Николай Панков. Он рассказал, что в лесах в нарушение 11-й статьи Лесного кодекса ставятся заборы, которые не только мешают гражданам свободно наслаждаться прогулкой по лесу, который является собственностью государства, но и препятствует лесным жителям мигрировать. Из-за этого, в частности, гибнут ежи, которые натыкаются на непреодолимый бетон на пути своих миграционных троп.
«Окрестности Николо-Урюпино. Посмотрите на этот ужас, какие-то пустоши, горящие свалки и жиденькие деревца. Это все что осталось от сотен гектаров роскошного векового леса с памятниками истории и культуры и уникальными образцами военных сооружений, в десяти-пятнадцати километрах от Москвы. Все продано под застройку, порублено и загажено до крайней степени. Это военное Нахабинское лесничество, дело рук эффективных управленцев из Минобороны и чиновников областного правительства. Теперь лес вырублен, а земля отдана под застройку многоэтажками. Но сейчас здесь — фактически несанкционированная свалка строительного и всякого другого мусора, причем поджигаемая», — рассказывает председатель Московского областного отделения ВООПИК Евгений Соседов.
Издание напоминает, что в 1990-е годы на территории парка «Лосиный остров» начались бандитские захваты земли и активное строительство без экологической экспертизы и согласования с дирекцией национального парка. В наши дни к таким действиям подключился Мытищинский район, решив построить на 30 га парка крупный торговый центр. Ущерб природе оценен всего лишь в 10 млн рублей.
Угасающее озеленение Москвы
Еще острее, чем в Подмосковье, стоит проблема сохранения лесов в Москве. В советское время в столице было 172 тыс. га «зеленых легких», из которых 70 тыс. га – леса. За 15 последних лет 700 га зеленых насаждений в мегаполисе исчезли. Столичные чиновники, пытаясь доказать, что бывает и хуже, приводят примеры городов, где зеленые территории сократились еще больше. Так, на сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы указывается, что Пекин потерял 750 га зеленых насаждений, Сан-Пауло — 800 га, Стамбул — 6400 га. При этом почему-то не упоминаются Париж, Нью-Йорк и Берлин, где площади зеленых насаждений увеличились. В Лондоне, к примеру, отмечен рекордный прирост — 260 га.
Власти Москвы под руководством мэра Сергея Собянина вроде бы что-то пытаются сделать для озеленения столицы, правда, не совсем понятным для бюджета образом. «С 2014 по 2016 год, в рамках программы „Моя улица“ были высажены 8 тыс. деревьев и 150 тыс. кустарников — и в пределах бульварного кольца, и вдоль набережных, в спальных районах, и в бывших промзонах. Однако вызывает вопросы цена одного дерева и „живучесть“ подобных проектов. Недавно в СМИ опубликовали цифры о том, что одно дерево обходится около 450 тысяч рублей, это в десятки раз дороже стандартных расценок даже с учетом посадки и последующего ухода. Кроме того, на Тверской уже было озеленение в кадках, которое теперь убрали, назвав неудачным экспериментом. Поэтому долговечность нового озеленения рождает сомнения», — говорит руководитель исследовательских программ «Гринписа России» Василий Яблоков.
Довольно странной выглядит установленная мэрией компенсация за срубленное в столице дерево – 5 тыс. рублей для частного лица. При этом разрешается не производить компенсацию, если участки выделены под строительство жилья. «После сдачи домов застройщик обязуется посадить молодые деревца. А вот вырастут ли они и когда – вопрос другой. Но тенденция к сокращению из года в год площади зеленых насаждений – налицо», — отмечают «Новые Известия».
Согласно «Указаниям по проектированию жилых районов и микрорайонов г. Москвы» общая норма «зелени» по городу – 50 кв. м на одного жителя. Однако в 63 районах столицы на каждого жителя суммарно приходится меньше 23 кв. м «зелени».
Госдума и лес
«Новые Известия» напоминают, как спорили депутаты Госдумы, принимая Лесной кодекс, о норме, усиливающей гарантии общедоступности лесов. «Одни добивались свободного доступа граждан на сданные в аренду лесные участки, поскольку земли лесного фонда – это, в первую очередь, собственность Российской Федерации. Другие, — „первые среди равных“ — отстаивали права распоряжаться арендованным участком по своему усмотрению – в том числе строить объекты жилого и производственного назначения и огораживать их», — пишет издание. И хоть в законе указано, что «заборы ставить запрещается», живущие в окружении лесов в упор не видят эту норму.
Законопроект, позволяющий создавать лесопарковые зоны и пояса вокруг городов, сильно изменился на этапе рассмотрения в Госдуме. «В первом чтении этот новый законопроект был близок к старому, работавшему в СССР. С большими огрехами он позволял воссоздать „зеленый пояс“ Москвы в том виде, в каком он существовал раньше, в советское время, то есть в виде большой территории, где на леса накладываются определенные ограничения. А вот в редакции второго чтения концепция изменилась на диаметрально противоположную», — рассказал руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко.
«Нынешний закон предусматривает создание пояса на отдельных участках. То есть в него будут включены не все леса, а только те, которые соответствуют определенным критериям. По каждому определенному участку должно приниматься индивидуальное решение. При этом в законе прописано, что, если участок уже предоставлен под какую-то деятельность, включать его в лесопарковую зону нельзя. В итоге получилось решето, сквозь которое не только генеральская дача проскочит, но и пара-тройка высотных микрорайонов, которые наметил построить какой-нибудь уважаемый девелопмент типа подмосковного „Самолета“», — пишут «Новые Известия».
Легализация ущерба природе
Губернатор Московской области Андрей Воробьев, вроде бы поддержавший закон о зеленом щите, который был подписан президентом Путиным в 2016 году, продвигал сомнительную законодательную инициативу о лесной амнистии, автором которой сам и был. Причина в том, что за последние годы на территории области было зафиксировано около 300 тыс. самовольных захватов земельных участков лесного фонда и там уже построены целые жилые микрорайоны. Без их легализации, считает губернатор, невозможно принять генпланы муниципальных образований.
По новому закону, благодаря депутатским поправкам, бывший лесопарковый защитный пояс вокруг Москвы станет лесопарковым зеленым поясом. «Специалисты считают, что теперь, по новому закону, наши пригородные и городские леса потеряют гораздо больше, чем приобретут. Сейчас в лесопарковой зоне запрещено любое капитальное строительство, кроме гидротехнических сооружений, а в лесах лесопарковых зеленых поясов можно будет строить все — автодороги, всевозможные трубопроводы, детские сады, школы, объекты туриндустрии и прочее», — говорит московский эколог Галина Морозова.
«Мы считаем, что за этими поправками торчат уши столичных застройщиков. Президента, который подписал поправки в закон о „зеленом щите“, ввели в заблуждение. Но мы будем добиваться исправления ситуации и не успокоимся, пока лесам не будет возвращен статус защитных», — отмечает член подмосковного отделения ОНФ Антон Хлынов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Бывший министр лесного хозяйства Удмуртии осужден за вырубку особо охраняемого леса
- Иркутские чиновники задержаны за вырубку реликтового леса
- Замминистра лесного хозяйства Пензенской области вырубил 18 га леса
- Помощник лесничего «Мособллеса» стал фигурантом дела за взятку от садовода
- Прокуратура отреагировала на предупреждение о возможной вырубке леса в «зеленом поясе» Красноярска