Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Рогозин в «Роскосмосе» — приписки как в ОПК или реальные преобразования?

Справится ли новый глава космической госкорпорации с проблемами, не решенными им при курировании оборонки

Фото Сергей Мамонтов / РИА Новости

Оставив вместе с предыдущим составом правительства свой пост вице-премьера, Дмитрий Рогозин получил от президента должность главы компании «Роскосмос». Несмотря на бравурные речи о все новых достижениях оборонщиков, гордиться лично Рогозину особенно нечем – при нем щедро финансируемая отрасль даже не смогла освоить выделяемые деньги и возвращала средства в бюджет.

О новом российском вооружении практически постоянного говорится с высоких трибун. Самые громкие заявления были сделаны президентом Путиным в последнем послании Федеральному собранию. Отмечается, что исполнение государственного оборонного заказа близко к 100%. Однако на фоне восторженных речей, наводящих ужас на потенциального противника, и прекрасных процентов исполнения госзаказа, курирующий оборонку вице-премьер Дмитрий Рогозин оставляет свой пост. По мнению интернет-издания «Новое время», вице-премьера «ушли» за отсутствие реальных, а не дутых, показателей.

Верите ли вы в эффективность Дмитрия Рогозина на посту руководителя космической отрасли?

Кризис перефинансирования

«На самом деле ситуация в военном производстве далека от официальной радужной картины. Некоторое представление о реальном положении дел дают последние исследования ученых из Института экономики имени Егора Гайдара. Анализируя официальные данные о поступлении современных вооружений и военной техники в войска, ученые обнаружили: если в 2016-м военное ведомство рапортовало о том, что прирост оснащенности современными вооружениями составил 11%, то в 2017-м — чуть больше одного процента», — пишет военный обозреватель издания Александр Гольц.

Он приводит вывод ученых, согласно которому «около 1 трлн рублей, выделенных в 2017 г. из федерального бюджета на выполнение ГОЗ Минобороны, были использованы в ОПК для выполнения ГПВ [Государственной программы вооружения] с низкой эффективностью».

Поэтому подтверждается вывод доклада Стокгольмского института мира о существенном, более, чем на 20%, сокращении российских военных расходов в 2017 году. При этом основное сокращение военного бюджета пришлось как раз на оборонное производство.

Но даже сокращение не помогло эффективно осваивать бюджет. И в конце 2017 года Минобороны было вынуждено вернуть в госбюджет больше 200 млрд рублей. «Решение о возврате было принято руководством Минобороны и поддержано президентом страны с целью предотвратить дальнейший рост дебиторской задолженности по выданным авансам в Минобороны спустя две недели после подписания последней правки федерального бюджета 2017 г., так как к 1 декабря выяснилась угроза невыполнения ГОЗ на 250–300 млрд рублей», — приводится мнение аналитиков Института Гайдара.

Это значит, что основная проблема оборонки не в недостатке средств на производство вооружений, а в их переизбытке. «Из-за хронических проблем, которые невозможно решить за счет денежных вливаний, военная промышленность не может переварить огромные средства, которые ей выделяются. Дело прежде всего в невозможности создать производственную кооперацию, необходимую для развертывания масштабного производства. Экономические условия таковы, что частному бизнесу невыгодно производство комплектующих по оборонному заказу. Объемы небольшие, а для них нужно содержать отдельное производство и квалифицированные кадры. В Госдуме даже звучали предложения о введении уголовной статьи за уклонение от работы на ОПК», — отмечает «Новое время».

Мастера бравирования

Но все же рассказывать об успехах, возможно, даже мнимых, намного правильнее с политической точки зрения. И здесь мастерство Дмитрия Рогозина пускать пыль в глаза нужно было как нельзя кстати. В результате сфера военного производства превратилась в сферу вранья и приписок.

«Почти стопроцентное выполнение государственных оборонных заказов за последние 20 лет не помешало проваливать все программы вооружения, выполняя их на 30, 40, 50%. Сам Дмитрий Рогозин отметил, что выполнение произошло за счет „актуализации“. За время исполнения программы вооружения в нее внесено 7200 изменений, то есть фактически результат подгоняется под факт», — цитирует интернет-издание аудитора Счетной палаты Александра Пискунова, отмечая, что, вероятно, реализация гособоронзаказа происходила в немалой степени за счет манипуляций с цифрами.

Долго такое манипулирование не могло продолжаться даже под победные реляции, особенно после возвращения в бюджет неиспользованных денег. «В 2015-м были приняты решения, резко ужесточившие контроль за использованием средств из бюджета. Они были помечены особым образом, поступали на специальные счета, с которых их стало трудно выводить. Результат не замедлил сказаться – оказались профинансированы и даже оплачены невыполненные проекты. За это, видимо, Рогозин и лишился должности», — делает вывод военный обозреватель.

Через тернии от звезд

Несмотря на проблемы ОПК, так и нерешенные Рогозиным в бытность вице-премьером, у него появился шанс реабилитироваться в глазах президента. Только так можно расценивать назначение его на должность главы «Роскосмоса». «Есть замечательная возможность в качестве руководителя начать осуществление всех предложенных вами же планов развития компании», — заявил Владимир Путин экс-вице-премьеру.

Однако провалы, которые будут и там, поскольку кризис управления оборонными отраслями является системным, скрыть теперь сложнее, так как сбой в запуске, невыход на нужную орбиту легко фиксируется иностранными средствами наблюдения.

Пока у Рогозина есть один ответ на ожидающие его вызовы – создать еще одно квази-министерство, которое объединит как военное, так и гражданское производство, связанное с космосом. «Объединение гражданского и военного космоса ведет к решительному сокращению международных контактов. Кстати, и сам свеженазначенный глава „Роскосмоса“ тоже находится под санкциями. Что до ожидаемого перетекания прорывных военных технологий в гражданский сектор, то существующий режим поддержания секретности, как и раньше, надежно предотвратит любое их использование в мирных целях», — отмечает «Новое время».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале